Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 12:04, курсовая работа
Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов трансформация аграрной сферы экономики России. Агробизнес.
Задачи работы:
- рассмотреть трансформационные процессы в экономике россии;
- описать приоритетный национальный проект «РАЗВИТИЕ АПК»: проблемы и перспективы;
- описать аграрную политику России в XXI веке: вызовы и перспективы.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
1.1 История развития АПК в России
1.2 Влияние методов государственного управления на сельскую экономику
1.3 Трансформация аграрного сектора России: опыт, проблемы, перспективы
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного комплекса»
2.2 Итоги нацпроекта в 2008 году
ГЛАВА 3 АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В XXI ВЕКЕ: ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1 Аграрная политика: основные вызовы времени
3.2 Направления развития
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
При этом важны вопросы иерархии стратегических целей и задач. Методологически не так важно, какую цель поставить на первое место, а какую на второе. Решение всех задач взаимосвязано и потому в долгосрочной стратегии неприменимы упрощенные методики установления приоритетов при распределении средств. Уже на первом этапе реализации стратегии необходимо заниматься решением производственных, социальных, кадровых, научных, технологических, экологических и иных проблем.
1.3 Трансформация аграрного сектора России: опыт, проблемы, перспективы
Российским государством и обществом
созданы лишь некоторые предпосылки развития
рыночных отношений в сельском хозяйстве.
Только 10–15% всех сельскохозяйственных
предприятий России реально осуществили
реорганизацию и освоили рыночные методы
хозяйствования. Экономика аграрного
сектора находится в переходном состоянии
— дореформенные экономические механизмы
уже не действуют, а новые еще не сформированы.
Согласно программе возрождения российской деревни, принятой на втором съезде народных депутатов России, в 1990 г. было положено начало аграрной реформы, основными целями которой явились обеспечение продовольственной безопасности страны, рост доходов занятых в аграрном секторе и решение социальных и экологических проблем на основе повышения эффективности АПК.
Содействовать достижению поставленных целей должны были следующие меры:
-формирование нового
мотивационного механизма в
-укрепление рыночных
механизмов распределения
-государственное
-развитие города и
деревни в качестве
-повышение социального статуса крестьянства, становление сельского самоуправления.5
Однако, как свидетельствует десятилетний опыт аграрного реформирования, по намеченному пути сделаны только первые шаги. Российским государством и обществом созданы лишь некоторые предпосылки развития рыночных отношений в сельском хозяйстве (институциональные, экономические и социальные), что недостаточно для реального воплощения рыночной системы. Незавершенность преобразований является основной причиной продолжающегося экономического кризиса. Экономика аграрного сектора находится в переходном состоянии — дореформенные экономические механизмы уже не действуют, а новые еще не сформированы.
Проиллюстрируем утверждение о незавершенности перехода к рынку на примере отдельных направлений земельных и аграрных преобразований.
Не сформированы в полной мере институциональные (правовые) предпосылки развития рыночных механизмов в сельском хозяйстве России.
В публикациях экономистов зачастую встречается утверждение о преобладании у сельских товаропроизводителей частной собственности на землю. Оно не соответствует данным Госкомзема России, в соответствии с которыми только 43% общей площади земли фермеров принадлежит им на правах частной собственности (на 1 января 1999 г.). Доля земли с титулом “частная собственность” в общем землепользовании граждан составляет 38%. Реальный юридический титул земель большинства коллективных предприятий вообще трудно поддается идентификации. Во-первых, земли разделены на доли, во-вторых, большинство собственников земельных долей или не распорядилось ими, или не вступило в имущественные права.
До сих пор не принят Земельный кодекс, который соответствовал бы новому гражданскому законодательству. Землевладельцы не обладают в полном объеме правом распоряжения частными земельными участками. Возможности земельного оборота существенно ограничены, что препятствует концентрации земли в руках эффективно хозяйствующих на ней собственников.
Ведение сельскохозяйственного производства коллективными и семейными хозяйствами на основе частной собственности находится в начальной стадии формирования.
Только 10–15% всех сельскохозяйственных предприятий России реально осуществили реорганизацию и освоили рыночные методы хозяйствования. Большинство предприятий малоэффективны, так как, являясь производителями сельскохозяйственной продукции, вынуждены заниматься не соответствующей рыночным условиям деятельностью – обслуживать личные подсобные хозяйства и поддерживать сельскую социальную инфраструктуру.6
Семейные хозяйства во многих регионах России сокращают производство из-за ограниченного доступа к рынкам земли, кредитам, материально-техническим ресурсам. Они исчерпали появившиеся в первой половине 90-х годов благоприятные возможности экономического роста, а именно: наличие налоговых льгот, ведение фермерских хозяйств, расширение землепользования, отсутствие лимитов на поголовье скота в ЛПХ и пр.
Не создана соответствующая современным требованиям рыночная инфраструктура АПК.
Отсутствуют, в частности, система кредитования (краткосрочного и долгосрочного), система страхования, информационно-консультационная служба, маркетинговая сеть и другие элементы рыночной инфрастуктуры, которые должны быть доступны сельским товаропроизводителям.
Не сформирована адекватная рынку система государственного регулирования аграрного сектора.
В условиях становления и развития рыночных отношений недостаточно используются такие важнейшие рычаги государственной аграрной политики, как антимонопольное регулирование продовольственных рынков, поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие сельской производственной и социальной инфраструктуры и другие. Отсутствует эффективный механизм реализации федеральных решений в регионах.
Не проведена реформа сельского самоуправления, что лишает сельские территориальные сообщества действенных инструментов мобилизации местных социальных ресурсов.
Причины незавершенности аграрных преобразований
Почему же планы аграрных преобразований остались нереализованными? Ответ на этот вопрос важен для судьбы аграрной реформы и, в частности, для разработки конструктивной государственной политики сельского развития.
Основными причинами явились следующие:
1. Системный кризис, охвативший
российское общество и
2. Государство не занималось
формированием рыночных
При разработке и реализации аграрной политики наблюдались существенные расхождения в позициях исполнительной и законодательной властей, федерального центра и регионов, что дезориентировало крестьян.
Возникло противоречие между декларируемыми целями, программами и результатами воплощения их в жизнь. Все четче стала проявляться асинхронность преобразований форм собственности и изменений экономических условий хозяйствования в АПК. Так, перераспределение земли и установление прав собственности на нее сопровождались неадекватным развитием земельного оборота. У новых собственников не было возможности реализовать свои права на землю.
3. Основные усилия
4. Реформирование сельского
хозяйства из-за
5. В стране не сформирована
система рыночно
6. Сельское хозяйство испытывает дефицит в лидерах, менеджерах, способных наладить агробизнес.
Этими и многими другими причинами объясняются медленный ход рыночной трансформации сельского хозяйства, возникновение рецидивов квазирыночных отношений и натурализации хозяйственных связей, ухудшение финансового положения сельхозтоваропроизводителей. Счета большинства сельскохозяйственных организаций заблокированы. Наблюдается переход от фермерского к личному подсобному хозяйству. Продолжается деградация технического потенциала отрасли и другие неблагоприятные процессы.
Преодоление кризиса и рыночное реформирование сельского хозяйства нуждаются в решении следующих первоочередных задач:
-поддержание доходов
сельскохозяйственных
-регулирование рынков
сельскохозяйственной
-финансовое оздоровление
и реформирование
-развитие и рыночная
интеграция семейных хозяйств, которые
должны иметь неограниченный
доступ к рынкам
-преодоление деградации
технического потенциала
-информационно-
-политическое лоббирование
крестьянских интересов и
-обеспечение занятости и повышения доходов сельского населения, борьба с бедностью, особенно в депрессивных экономических районах;
-сельское развитие, повышение
престижа сельского образа
-совершенствование
ГЛАВА 2 ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Приоритетный национальный проект «Развитие
АПК» стал не только главным событием
в жизни российского АПК, но и важной вехой
в экономическом развитии России. В его
реализацию уже включились федеральные,
региональные, муниципальные власти, а
также значительная часть аграрного бизнес-сообщества.
Масштаб и первые результаты проекта позволяют
говорить о том, что изменения, которые
происходят в сфере АПК будут носить качественный
долговременный характер.
2.1 О проекте «Развитие аграрно-промышленного
комплекса»
В.В.Путин: «Опыт многих агрохозяйств уже свидетельствует: российское село может и должно быть экономически успешным и инвестиционно привлекательным. Необходима дополнительная поддержка сельхозпредприятий, в том числе крестьянских и подсобных хозяйств, обращая особое внимание на создание условии для развития животноводства.
Сельхозпредприятия должны получить реальный доступ к кредитным ресурсам. Из федерального бюджета нужно выделить дополнительные средства на субсидирование процентных ставок. В 2006-2007 годах должна быть создана система земельно-ипотечного кредитования, позволяющая привлекать средства на длительный срок и под приемлемые проценты под залог земельных участков»
1. Развитие мясного
Цель: к 2008 г. увеличить поголовье крупного рогатого скота на 11 % (за период с 1991 г. по 2004 г. поголовье рогатого скота сократилось с 57 млн.. до 23 млн. голов, свиней - с 38,3 млн. до 13,4 млн. голов)
Пути решения:
Информация о работе Рыночная трансформация аграрной сферы России