Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 16:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Конфликтологии".
По мнению П. А. Сорокина, основной причиной возникновения войны является наличие несовместимых ценностей во взаимоотношениях больших социальных групп. Так, контакты двух племен (народов) почти неизбежно приводят к войне, если их основные ценности были различны. Несовместимые ценности лежат и в основе религиозных войн. Аналогичным образом возникают и гражданские войны: «Фактически все гражданские войны в прошлом происходили от резкого несоответствия высших ценностей у революционеров и контрреволюционеров».
В соответствии с теорией, разработанной Н. С. Тимашевым, война возникает при сочетании во времени трех факторов: 1) наличность конфликта между государствами, 2) неудача попыток разрешения конфликта мирным путем; 3) вера каждой из сторон в то, что победа в войне останется за ней. Все эти три условия отчасти субъективны, но в значительной мере и объективны140. В данной теории, на наш взгляд, показана технология (условия, механизмы) трансформации политического конфликта в более обостренную стадию противоборства — войну. Что же касается непосредственных причин возникновения межгосударственных
Итак, на наш взгляд, все
многообразие причин возникновения
войн, как и возникновения
19. Механизмы ограничения
насилия в политических конфлик
Человеческий гений
разработал немало концепций ненасильственного
развития общества (Л. Толстой, М. Ганди,
Дж. Шарп). Однако полностью избавиться
от насилия невозможно, да, очевидно,
и не нужно. Кроме негативных, насилие выполняет и позитивные
функции в обществе. Насилие порой бывает
необходимым (как средство воздействия)
и в воспитании детей, и в борьбе с преступностью,
и в ограничении политического радикализма
и экстремизма.
В стратегическом плане программа борьбы
с насилием должна включать следующие
положения:
Восстановление экономики страны и создание
нормальных условий жизнедеятельности
для всех классов и социальных слоев общества.
Вытеснение авторитаризма из сознания
граждан и формирование новой либерально-демократической
культуры.
Идентификация (политическая,
идеологическая, социокультурная) всех
социальных и социально- этнических
общностей в рамках единой Российской
Федерации.
Воспитание правовой культуры и создание
действенных механизмов ненасильственного
урегулирования возникающих конфликтов.
Дальнейшее развитие демократических
механизмов политического управления
обществом.
Тактические формы борьбы с насилием в
обществе предполагают оперативное реагирование
государственных органов и общественности
на наиболее опасные очаги распространения
насилия с целью ликвидации или ограничения
их негативного влияния. К таким наиболее
опасным очагам в настоящее время можно
отнести следующие:
рост криминальной преступности; бесконтрольный
ввоз и распространение алкогольной продукции;
распространение наркотиков;
отсутствие ограничений на показ видеопродукции,
содержащей акты насилия и вандализма;
рост числа беспризорников и бомжей; несвоевременная
выплата зарплаты; отсутствие социальной
защищенности отдельных категорий граждан
(например, военнослужащих, шахтеров).
Для решения всех перечисленных проблем
требуются немалые материальные затраты,
но в большей степени здесь нужны политическая
воля и организаторский талант государственных
и общественных институтов, а также распространение
идеологии ненасилия.
«Сила» как одно из
главных средств решения
Насилие проявляется в различных формах,
оно может быть позитивным в случае защиты
общества и индивида, но, как правило, оно
негативно по определению. Люди реагируют
на насилие по-разному, приметают три
основных вида поведения: ответное насилие,
пассивность и активное ненасилие. Очевидно,
что первые два вида оказываются непродуктивными.
Ответное насилие приводит к эскалации
конфликта, а пассивность - к покорности,
уступкам, страху и поощрению несправедливости.
Осознание невозможности решить спорные
проблемы только путем насилия издавна
подвигало людей к поиску путей его ограничения.
Выдающиеся представители индуизма, буддизма,
даосизма, христианства учили, как внутренне
освободиться от насилия. В западном мире
христианские установки на внутреннее
освобождение от насилия сочеталось с
внешней, направленной не только на пропаганду
ненасилия, но и активную деятельность
в его пользу. Наследие Г. Торо, Л. Тостого,
М. Ганди, М.Л. Кинга послужило основой
движения за достижение целей путем активного
ненасилия. Оно довольно массово, т.к. опирается
на известную двойственность ( амбивалентность)
человека, в котором уживаются как стремление
к силовому, так и не силовому поведению.
Мировой опыт ненасильственного разрешения,
разумеется менее богат по сравнению с
опытом войн, революций, кровавых переворотов,
межнациональных столкновений. Специалисты
в этой области ведут отсчет ненасильственных
революций с 1832 г., когда английский король
под давлением реформаторов, поддерживаемых
населением, сделал важные уступки, что
и привело в дальнейшим к отказу от силовых
решений. Примерно такая же ситуация случилась
в Японии (1867- 1868 гг.), когда эта страна открылась
миру и бескровно осуществила коренные
реформы, («революция Мейдзи»), Во Франции
1934-1968 гг., в Испании в 1975 г., в России 1991
г. активное ненасильственное сопротивление
парализовало угрозы со стороны реакционных
сил и практически обезоружило последних.
Современные исследователи (Д. Шарп, А.
А. Гусейнов, Р.Г. Апресян и др.) считают,
что проблема ненасильственного поведения
в столкновениях моногрупп становится
особенно актуальной ввиду наступления
техногенной цивилизации, несовместимой
с культом силы как по моральным принципам,
так по соображениям всеобщей безопасности.
В связи с этим явно недостаточно рассматривать
ненасилие как простой принцип непричинения
человеку зла. Если пацифизм сводит ненасилие
к личной позиции и смыслу жизни человека,
то современный подход рассматривает
ненасилие как массовое активное сопротивление,
разумеется, с одним ограничением - обязательным
отсутствием физического насилия.
Технологически ненасилие
должно осуществляться гражданским, а не вооруженным
населением с использованием цивилизованных
методов борьбы. Цель ненасилия, или, как
его называет Д. Шарп, «гражданской защитой»,
является принуждение агрессора к отказу
от своих замыслов.
Ненасилие может осуществляться населением
как против внешнего врага, так и против
властей, нарушающих в массовом порядке
права человека, в том числе право на жизнь.
По Д. Шарпу, гражданская защита от нападения
из вне, даже в том случае, если в стране
присутствуют войска противника, может
осуществляться несколькими путями.
Полное и быстрое ее принятие в качестве
основной оборонной стратегии при условии
отсутствия сильных союзников и слабой
вооруженности совей армии.
Ненасилие гарантирует успеха в достижении
цели, но важно помнить, что его не гарантирует
и война. Человеческие потери при ненасильственном
сопротивлении обычно меньше, чем при
вооруженном.
При ненасильственном сопротивлении врагу
особое значение приобретают строжайшая
дисциплина, наличие конкретных и проверяемых
на практике целей борьбы и, наконец, реальная
самооценка. Защищающаяся сторона должна
также знать о возможных жертвах со своей
стороны.
Что касается ненасильственного сопротивления
внутреннему противнику, то здесь стратегия
несколько иная. В частности, она неприменима
(Р.Г. Апресян) при возникновении межнациональных
конфликтов, поскольку может существенно
затруднить поиск путей к взаимопониманию.
Ненасильственная борьба предполагает
в других случаях несколько форм:
ненасильственный протест в формах публичной
критики, деклараций, митингов, расклеивания
плакатов и листовок, отказа от наград
и т.д.;
отказ от сотрудничества с применением
бойкота, забастовок, невыполнения распоряжений;
• ненасильственная экспансия,
предусматривающая
явное неудобство и страдание для членов
параллельного («теневого») правительства:
голодовка, сидячая забастовка, перекрытие
дорог и т.д.
Сейчас, на наш взгляд, важно понять, что
всякого рода глобальные опасности (экологические,
ядерные, демографические, ресурсные и
др.) поставили народы перед выбором: либо
сменить парадигму вражды с применением
насилия, либо погибнуть. Именно поэтому
в перспективе этика и стратегия ненасильственного
поведения безальтернативны.
20. Понятие этнополитического конфликта. Этнос как субъект политики. Причины возникновения и факторы развития этнополитических конфликтов, их динамика.
Межэтнический конфликт – это конфликт между отдельными представителями, социальными группами различных этносов, и конфронтация двух или нескольких этносов. Этнос – это социальное образование, группа людей, которых объединяет ряд признаков: общая территория проживания, общая культура, язык, история и самосознание. Межэтнические конфликты не возникают неожиданно, а вызревают в течение длительного времени. Причины конфликтов многообразны. Для возникновения конфликта необходимо наличие трех факторов:
• уровень национального
• наличие в обществе «критической» массы проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия;
• наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Объективный анализ причин межэтнических конфликтов возможен при условии анализа всех аспектов этого явления: этнопсихологического, социально-экономического, политического, социокультурного.
Межэтнический конфликт – это в конечном счете борьба за контроль над распределением материальных и духовных ресурсов. Такие конфликты – сложные, труднорегулируемые явления. Это объясняется тем, что:
• многие из них имеют глубокие исторические корни, многолетнюю историю обострения и затухания;
• затрагивают бессознательное человека;
• подвержены сильному влиянию религии.
К стадиям развития межэтнических конфликтов относятся:
• стадия потенциального конфликта (конфликтное поведение не выявлено; неясность конфликтных интересов);
• реального конфликта (четко осознаны взаимные претензии и появились социальные группы, способные обосновать необходимость изменений);
• конфликтного действия, которая может иметь два направления:
а) конфликтное поведение, не несущее ущерба гражданским и личным правам представителей различных наций, так как ценности этноса сочетаются с общечеловеческими;
б) базирование идеологии
2. Среди типов межэтнического
конфликта следует выделить
Типы межэтнических конфликтов сводятся:
• к конфликтам «неуправляемых эмоций» (конфликты-погромы, при которых неясны цели организаторов беспорядков);
• конфликтам «идеологических доктрин», среди которых выделяются:
а) конфликты по поводу исторически спорных территорий между ингушами и осетинами, армянами и азербайджанцами (Нагорный Карабах);
б) конфликты по поводу административного статуса этнической территории (Абхазия, Грузия, Чечня, Приднестровье);
в) конфликты, связанные с изменением в ряде регионов этнодемографической ситуации вследствие увеличения доли пришлого населения (Прибалтика, Молдова);
г) конфликты этнотерриториального характера, возникшие в результате депортации народов (крымские татары, турки-месхетинцы, чечены, ингуши);
• конфликтам политических институтов. Опорой таких конфликтов являются не только идеологические доктрины, но и политические партии, блоки и институты государственной власти.
Основные особенности
• комплексный, сложносоставной характер;
• высокий накал эмоций, страстей, проявление иррациональных сторон человеческой природы;
• наличие глубоких исторических корней;
• высокая мобилизация сторон;
• «хронический» характер.
3. Выход из межэтнического
Инструментальный подход состоит в умелом сочетании конкретных мер (инструментов) регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют оперативные, тактические и стратегические
решения.
К оперативным решениям относятся разовые действия, направленные на ограничение разрастания конфликта (разоружение «боевиков», усиление охраны жизненно важных объектов) или на устранение последствий
конфликтов (обустройство беженцев, восстановление коммуникаций).
Тактические решения предполагают силовое, в том числе и экономическое давление на участников уже возникших конфликтов, а также налаживание переговорного процесса.
Стратегические решения
решениям относятся доктрины «силового
права», традиционалистского «
21. Международный конфликт: понятие, структура и типологии.
На рубеже XXI в. международные конфликты приобретают особое место, ибо от способов их разрешения зависит будущее человечества.
Субъектами международных