Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 15:50, дипломная работа
В настоящее время как в России, так и в Республики Мордовия проблемы девиантного поведения имеют весьма актуальное значение, что обусловлено динамичными преобразованиями, происходящими в России. Кризисная обстановка в нашем обществе, динамизм социальных процессов, нарушающие привычные формы социального контроля, способствуют росту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.
Преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и многие другие формы девиантного поведения затрагивают все сферы общественной жизнедеятельности, в той или иной степени негативно воздействуя на них. Все это показывает, насколько важное значение, особенно в настоящее время, приобретают мероприятия, направленные на профилактику и коррекцию девиантного поведения, их эффективность, а также степень активности работы социальных служб, организаций или иных структур, прямо или косвенно занимающихся этой проблемой. В связи с этим тема дипломной работы видится актуальной.
Введение 5
1 Научно-теоретические основы социальной работы с лицами
девиантного поведения 8
1.1 Научно-теоретические подходы к проблеме лиц девиантного
поведения 8
1.2 Исторический опыт социальной работы с лицами девиантного
поведения 17
2 Основные технологии социальной работы с лицами девиантного
поведения 24
2.1 Формы и методы социальной работы с лицами девиантного
поведения 24
2.2 Перспективные направления социальной работы с лицами с
девиантного поведения 38
Заключение 42
Список использованных источников 45
Приложение А (обязательное) Программа исследования 49
Приложение Б (обязательное ) Анкета 51 Приложение В (справочное) Распределение ответов на вопрос «Насколько близка Вам проблема девиантного поведения» 53
Приложение Г (справочное) Распределение ответов на вопрос «Каков основной вид девиации в г. Саранске» 54
Одним словом, профилактическая деятельность учреждений социального обслуживания населения, других служб и общественных объединений должна стать всеохватывающей и носить комплексный характер, отвечать современному уровню предъявляемых к ней требований.
Среди общегосударственных задач предупреждения и профилактики девиантного поведения особое место занимает проблема ранней профилактики девиации, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, на докриминогенном уровне, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность.
Системный анализ генезиса девиантного поведения, выявляющий различные неблагоприятные психобиологические, психолого-педагогические, социально-психологические, психологические и социальные факторы, обусловливающие отклонения в поведении, свидетельствует о необходимости комплексного подхода к профилактике, включающего комплекс социально-медико-
Заболевания, патологии и отклонения в развитии детей в значительной степени обусловлены неблагоприятными демографическими, санитарно-гигиеническими, социально-психологическими факторами, характеризующими условия семейного воспитания в так называемых «семьях группы риска». Дети из таких семей значительно чаще подвержены заболеваниям, а также различным отклонениям в физическом и социальном развитии [16, 103].
Система социально-профилактических мер должна быть рассчитана прежде всего на так называемые неблагополучные семьи, где семейное неблагополучие наглядно проявляет себя либо в жестокости и аморальном поведении родителей, либо в материально-жилищной необеспеченности, либо в отсутствии одного из родителей, их болезни, инвалидности и т. д. Безусловно, такие семьи нуждаются в особом внимании и помощи социальных служб в первую очередь [2, 31].
Ранняя профилактика девиантного поведения предполагает своевременное выявление и нейтрализацию неблагоприятных социальных и социально-психологических факторов и воздействий, оказываемых на индивида со стороны его ближайшего окружения. При этом прямые десоциализирующие влияния представлены непосредственно образцами асоциального, противоправного поведения, антиобщественными взглядами и ориентациями, которые демонстрируют аморальные, злоупотребляющие алкоголем, ведущие нездоровый, паразитический образ жизни семьи, криминогенные группы, другие аморальные и преступные лица. Для нейтрализации прямых десоциализирующих влияний необходимы социальный контроль и административно-правовые меры, осуществляемые правоохранительными органами и специальными органами ранней профилактики [9, 21].
Косвенные десоциализирующие влияния обусловлены различными факторами социально-психологического, психолого-педагогического и психологического характера, которые приводят к отчуждению девиантов от основных социальных институтов.
Одним из центральных звеньев в системе органов социальной профилактики девиантного поведения выступает школа. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию социально-профилактической деятельности семьи, других социальных институтов, с другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции девиации, осуществляемой непосредственно в процессе школьного учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства; по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков [27, 138].
В настоящее время одной из основных задач социально-профилактической работы с девиантами является создание на местах служб социотерапевтической помощи населению, которые смогут квалифицированно осуществлять психологическое консультирование, психотерапевтическую помощь функционально несостоятельным семьям, оказывающим косвенное десоциализирующее влияние и не справляющимся с задачами воспитания в силу психолого-педагогических и социально-психологических причин.
Социальная работа с людьми девиантного поведения сводится к решению следующих задач:
1 Выявление неблагоприятных условий семейного, общественного воспитания и оздоровление их.
2 Пресечение и устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на индивида.
3 Осуществление коррекционных мероприятий с людьми девиантного поведения [27, 140].
Все мероприятия, направленные на коррекцию девиантного поведения, правонарушений и преступлений должны проходить во взаимной заинтересованности и согласованной работе различных ведомств, организаций, центров, специалистов и родителей. При этом социально-коррекционная работа должна координироваться так, чтобы определенная группа специалистов включалась в нее на определенной стадии реализации этих мероприятий. Состав специалистов, привлекаемых к работе с девиантами, и вопрос, кто будет курировать его, определяется в зависимости от специфики имеющихся проблем. Каждый специалист, входящий в состав междисциплинарной команды, составляет план своей деятельности, выполняет необходимую деятельность по социальной коррекции и при необходимости получает информацию о проведенной работе других специалистов.
Все мероприятия по социальной коррекции должны воздействовать на основные условия формирования девиантного поведения и проводится дифференцированно в отношении детей и подростков, взрослых, здоровых людей или лиц с неустойчивым психическим поведением.
Хотя все основные свойства личности формируются в дошкольном возрасте, практика показывает, что нарушения, отклонения в поведении все-таки подаются коррекции с помощью изменения условий воспитания, препятствующих формирования или появлению новых моделей поведения [9, 31].
Интересным коррекционным методом в составе социально-коррекционной работы является «шоковая» терапия с посещением девиантов воспитательно-трудовых колоний и, тем самым, предложением их возможного будущего. При дальнейшем воспитании индивидуальной культуры детей без нравоучений помочь им разобраться в позициях добра и зла, ответственности за противоправные действия, в чем должны принять участие представители духовенства, правоохранительных органов. При этом основную цель деятельности представители социально-коррекционной работы видят в разъяснении принципов и норм жизни, при отсутствии каких-либо нравоучений, убеждений.
Но чтобы действия специалистов не прошли бесследно, в состав индивидуальной групповой социальной коррекции включается семейная психотерапия и коррекция. Тем самым вся социально-коррекционная работа, проводимая специалистами, сводиться к реализации четырех эталонов:
1 Мотивационного (создание заинтересованности в этих мероприятиях).
2 Ориентировочного (создание альтернатив и выборов).
3 Установочного (формирование приемлемых для девианта мотивов «изменений»).
4 Деятельностного (разработка индивидуальных коррекционных планов, программ по организации будущего поведения в рамках определенной деятельности) [8, 27].
Таким образам, к настоящему времени в России сложились определенные формы и методы социальной работы с лицами девиантного поведения, которые опираются на отечественный и зарубежный опыт работы они представлены социально-профилактическими и социально-коррекционными мероприятиями. Однако, эффективность современных профилактических мероприятий крайне низка. Масштабы распространения девиантного поведения в стране диктуют необходимость принятия соответствующих мер. Прежде всего речь идет о таких, которые бы способствовали ограничению или даже ликвидации причин, факторов, способствующих девиантному поведению индивида.
2.2 Перспективные направления социальной работы с лицами
девиантного поведения
С целью выявления эффективности технологий социальной работы с лицами девиантного поведения г. Саранска и выработки путей их совершенствования нами было разработано и проведено пилотажное исследование жителей г. Саранска программа которого представлена в Приложении А. Для проведения исследования составлена анкета представленная в Приложении Б. По результатам исследования были сделаны следующе выводы.
Проблема девиантного поведения в г. Саранске является достаточно актуальной, так как она близка 96 % опрошенных. Человек с девиантным поведением есть в близком окружении 62 % респондентов, у оставшихся 34 % есть знакомые лица девиантного поведения (Приложение Б). Основным видом девиантного поведения в городе по мнению опрошенных является алкоголизм – 58 %, преступность – 32 %, наркомания – 10 % ( Приложение В).
На вопрос: «Есть ли в Вашем городе учреждения, осуществляющие социальную работы с лицами девиантного поведения?» 58 % респондентов ответили «нет», оставшиеся 42 % ответили «не знаю». В связи с этим, можно сделать вывод о том, что в городе нет учреждений, осуществляющих социальную работы с лицами девиантного поведения. Вся работа с данной категорией населения ведется в рамках социальной коррекции и, соответственно, учреждениями, осуществляющими ее.
Помимо этого, 96 % опрошенных констатировали то, что в городе не проводятся мероприятия по профилактике девиантного поведения; оставшиеся 4 % дали ответ «не знаю». Исходя из этого можно сделать вывод, что если какие – то мероприятия по профилактике девиантного поведения и осуществляются, то они не находят широкого общественного резонанса.
82 % респондентов оценивают проводимую социальную работы с лицами девиантного поведения в городе не удовлетворительно, оставшиеся 18 % дали удовлетворительную оценку (Приложение Г).
Основные предложения по совершенствованию технологий социальной работы с лицами девиантного поведения г. Саранска были следующие:
– создать специализированные учреждения социальной работы с лицами девиантного поведения;
– наладить социально-профилактическую деятельность по профилактике девиантного поведения в СМИ;
– повысить качество социальной работы с лицами девиантного поведения.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась: действительно, существующие технологии социальной работы с лицами девиантного поведения по мнению жителей г. Саранска являются не достаточно эффективными.
В результате проведенного теоретического и эмпирического исследования основными путями совершенствования технологий социальной работы с лицами девиантного поведения нам видятся:
– адресность профилактической и другой работы: необходимость работы именно с лицами и группами девиантного поведения, особенно с детьми, в семьях, на улице, в образовательных учреждениях и т. д.;
– повышение эффективности использования выделяемых средств (здесь критерием может служить, к примеру, уменьшение лиц с девиантным поведением, оздоровление обстановки в семье, в коллективе, на улице);
– наступательный, опережающий характер работы: не лечить «социальные» болезни, а предотвращать их, в том числе благодаря реализации соответствующей социальной политики государства, предусматривающей (и международным законодательством), в частности, гарантии людям таких прав, как право на жилище (нередко люди остаются без квартиры при ее обмене, приватизации или даже лишаются жизни и т. д.), образование, воспитание, реальный механизм реализации этих гарантий, предусматривающий ответственность за нарушение законодательных норм самим государством, его исполнительными органами, школой, медицинскими и другими учреждениями;
– усиление контроля за детьми, подростками, не посещающими школу, недопущение незаконного исключения детей из образовательных учреждений, в частности;
– дополнительная оплата труда специалистов, работающих с лицами и группами девиантного поведения (ее надо рассматривать как «вредное» производство с точки зрения воздействия девиантности на социально-психологическое самочувствие таких специалистов);
– развитие социального творчества как альтернативы антиобщественным проявлениям;
– организация в целом здорового досуга населения, особенно детей и молодежи, в том числе по месту жительства.
Необходимо обратить особое внимание еще на два важных фактора, способных значительно снизить девиантность в стране. Во- первых, качестве одного из главных направлений социального контроля, борьбы с преступностью и другими негативными формами девиантного поведения должны стать такие социально-экономические преобразования, которые бы обеспечили всем гражданам условия для самореализации, эффективную систему социальной помощи аутсайдерам, социально слабым слоям населения. Это вполне естественно, ибо в конечном счете сознание и поведение людей зависит от того, насколько удовлетворяются их насущные, наиболее важные материальные, духовные и другие потребности.