Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 11:49, реферат
Каждый из нас когда-либо принимал участие в массовой миграции или мигрировал сам, даже не задумываясь об этом. В рабочие дни мы ходим работать и учиться, на выходные многие едут за город, проводят свой отпуск в деревне или отправляются путешествовать в совершенно другие края. Все эти явления заключены в одном понятии – миграции. Но, конечно, в более частых случаях под миграциями понимают более масштабный процесс - процесс переезда, смены постоянного места жительства.
В свою очередь, повышение
мобильности населения позволит
более оперативно реагировать на
вызовы, связанные с реализацией
политики модернизации экономики и
содействием устойчивому
В последние годы миграция
населения не обеспечивает перераспределения
населения по территории страны в
целях сбалансированности спроса и
предложения на рынке труда. Оживление
национальной экономики, неизбежные при
этом территориальные и отраслевые
диспропорции потребуют более активного
перераспределения населения и
трудовых ресурсов в пределах страны,
что вызовет необходимость
Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов к самообустройству и осуществлению трудовой деятельности.
Указанная миграционная ситуация требует новых подходов, с тем чтобы миграционные процессы в Российской Федерации стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.18
Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:
* совершенствование
* разработку социально-
3.3 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в России
Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются:
1. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников
• обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы;
• разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда;
• определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов;
• разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда;
• государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов;
• развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны;
• использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
• оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально-экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ.
2. В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации
• восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны;
• стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России;
• проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры. Для достижения оптимального результата целесообразна скорейшая разработка и принятие Концепции государственной миграционной политики, которая призвана определить основные направления реализация государственной политики. Концепция должна выступать в качестве общего подхода, генеральной идеи, объединяющей все меры миграционной политики в непротиворечивую систему. Фундаментальной идей концепции должно стать понимание того, что миграция - это не зло, с которым нужно бороться, используя весь мощный репрессивный аппарат государства, а благо для России.
Необходимо преодолеть закрепощенность
населения неразвитостью
Создание эффективного рынка жилья приведет к тому, что приоритетным при выборе места будет уже наличие свободных вакансий в данном регионе и предлагаемый уровень зарплаты. Последнее позволит сформировать в России эффективный межрегиональный рынок труда. Значимым барьером внутренней миграции выступает сегментированность российского рынка труда. Как показывает анализ, в настоящее время во внутрироссийских миграционных потоках преобладает внутрирегиональной миграции (почти 60%). Следствием последнего является уменьшение влияния внутрироссийской миграции на выравнивание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов путем перераспределения рабочей силы между регионами. В итоге в современной России вместо "единого рынка труда" существуют относительно замкнутые, независимые и автономно развивающиеся региональные рынки труда. Кроме того, в России не существует развитой информационной базы об имеющихся вакансиях, значительная часть людей (особенно в регионах) вынуждено искать работу через друзей, знакомых, используя другие неформальные каналы поиска работы.
Повышению миграционной подвижности
индивидов будет способствовать
создание сети региональных (межрегиональных)
информационно-правовых консультационных
центров и бирж труда; формирования единого
российского банка вакансий (национального
банка вакансий) и национального банка
граждан, готовых сменить место жительство
(с учетом их пожеланий); поддержка рекрутинговых
компаний; создание федеральной системы
учета сведений о потребностях в рабочей
силе в различных регионах; содействие
развитию кредитования под самозанятость
и мелкое предпринимательство. Важным
представляется объединить усилия государственных
служб и негосударственных информационных
посредников, в первую очередь на электронном
рынке трудоустройств. Основной задачей
межрегиональных трудовых центров должно
стать предоставление гражданам-потенциальным
мигрантам информации о возможностях
внутрироссийских переселений; о перспективных
либо не рекомендуемых для расселения
территориях и населенных пунктах; оказание
поддержки переселенцам из неперспективных
населенных пунктов, позволяющей мигрантам
осознанно и целенаправленно принимать
решение о переселении. В межрегиональных
трудовых центрах, а также территориальных
управлениях службы занятости должна
быть база данных об имеющихся вакансиях
по всей стране, перечень ведущих предприятий
и организаций данного региона с характеристикой
их отраслевой структуры и профессионально-
В рамках реализации третьей фундаментальной цели необходимо создать условия для сохранения и дальнейшего формирования населения в важных в геополитическом отношении регионах северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации. Произошедшее в 1990-е годы кардинальное изменение по сравнению с предыдущими десятилетиями направлений внутрироссийских миграционных потоков привело к значительному сокращению численности населения в стратегически важных с точки зрения интересов национальной безопасности регионах России. Снижение численности население северных и восточных регионов России, в свою очередь, разрушает трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов и в перспективе может стать угрозой реализации крупных инвестиционных проектов.
Меры государственной политики должны быть направлены на восстановление экономической активности предприятий, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, путем проведения активной экономической политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, предоставления налоговых льгот и субсидий; на развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры, жилищное строительство в указанных регионах.20
Заключение
Миграция - это часть современной мировой глобализации. Существующая в огромных масштабах миграция вовлекает в свой оборот огромные массы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу на мировом рынке труда. Миграция – процесс, главным следствием которого является усложнение экономической и общественной жизни. И в то же время она открывает новые возможности.
Миграция населения (в первую очередь трудовая) – позитивное явление, позволяющее сбалансировать прирост населения, прежде всего числа трудоспособных лиц.
Современная миграционная ситуация в России является ни чем иным как отражением особенностей переживаемого этапа социально-экономического и политического развития страны.
Проблема миграции как явления не только социально-экономического, но и политического должна решаться при пристальном внимании со стороны государства. Для этого оно составляет и постепенно реализует свою миграционную политику.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых – первоочередная задача и цель любого государства.
Список литературы
11. Актуальные вопросы реформирования
миграционной политики России в контексте
устойчивого развития Алешковский И.А./
http://www.lomonosov-msu.ru/
1 Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2002. 39 с
2 Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География в школе №3/2000. 39 с.
3 Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей, А.Г.Вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. 161с.
4Е.Л.Плисецкий
канд. геогр. наук, доцент кафедры экономики
и регионального развития Финансовой
академии при правительстве РФ/ Трактовка
понятия «миграция»/ http://geo.1september.ru/2003/
5 Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р
6 Население России 2007 : Пятнадцатый ежегодный демографический до-
клад / отв. ред. А. Г. Вишневский ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М. :