Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:54, курсовая работа
Объектом исследования будит является директор школы водных видов спорта г.Перми и его принципы управления.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме принципов управления как теоретической основы искусства управления.
2.Дать определение понятиям управление как искусство и наука, проследить эволюцию ее развития.
3.Рассмотреть традиционные принципы управления.
4.Раскрыть современные принципы управления как теоретическую основу искусств управления.
5.Проанализировать опыт своего предприятия в использование принципов управления.
6.Сделать выводы по изученной проблеме.
Введение
В современном обществе, ни для кого не остается секретом, что без эффективного управления, ни одна страна, ни один город не добьется успеха. Без управления, наступит хаос в обществе. А ни одно предприятие или организация просто не смогут функционировать без управления.
Поэтому проблематика принципов управления как теоретической основы искусства управления несет актуальный характер.
Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умений найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего.Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы- обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.
Объектом исследования будит является директор школы водных видов спорта г.Перми и его принципы управления.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме принципов управления как теоретической основы искусства управления.
2.Дать определение понятиям управление как искусство и наука, проследить эволюцию ее развития.
3.Рассмотреть традиционные
4.Раскрыть современные
5.Проанализировать опыт своего предприятия в использование принципов управления.
6.Сделать выводы по изученной проблеме.
Глава 1.Анализ научно-методической литературы по проблеме принципов управления как теоретической основы
искусства управления.
1.1 Управление как наука и искусство
Управление — искусство, подобно медицине или инженерному делу, которое должно полагаться на лежащую в его основе науку — концепции, теории, принципы и методы.
Управление есть элемент и одновременно функция организационных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности ,реализацию программы и цели деятельности.[ 1, с. 18].
Управление считается
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. [2,c.205].
Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука; она сочетает в себе элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики. [ 1, с. 19].
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны. [2,c.206].
Управляющие всех рангов находятся в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязаны принимать решение с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того,ряд крупных ученых и практиков, таких как Г.Кунц, С.О’Доннел и др., категорично настаивают на том,что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что « процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применение науки к реальностям любой ситуации». [3,c.108].
Но это искусство опирается на науку: « Хотя деятельность по управлению - это искусство, лица занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление – важнейшее из всех искусств». [3,c.120].
Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умений найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего.Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы- обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.
В широком смысле термин « искусство» применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая –либо работа выполняется умело, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знаний и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации. Одновременно оно развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Но это особое искусство, так как оно впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методов воздействия на личность.
Основными задачами науки управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих отношений и различных форм их проявления при определении целей, разработке планов, создании экономических и организационных условий для эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение этими закономерностями являются необходимым условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства страны. [2,c.207].
1.2 История развития управления как науки
Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.
Не так давно обнаружены документы шумерской цивилизации, существовавшей более пяти тысяч лет назад, из которых видно, что древние менеджеры прекрасно понимали важность таких элементов административного управления, как инвентаризация, регистрация фактов, организационная отчетность и контроль.
Грандиозные сооружения Древнего Египта вызывают и сейчас изумление не только масштабностью, размахом строительных работ, но и организационным талантом древних строителей: ведь руководить строительным коллективом в десять тысяч рабочих на протяжении десятков лет и сейчас, при современной технике и достижениях управленческой мысли,- сложнейшая задача для специалистов в области управления. Египтяне,к примеру широко применяли планирование и контроль выполнения производственных программ. Около четырех тысяч лет назад был написан трактат о методах и стиле управления коллективом- «Поучение Птаххотепа», которое и сейчас может служить настольной книгой современного менеджера.
Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, начинают складываться предпосылки для возникновения некоторых общих и отвлеченных, т.е. собственно теоретических, представлений об управлении, о формах и способах его организации. Процесс зарождения теории управления в недрах его практики оказался, однако, очень противоречивым, сложным и длительным. Достаточно сказать, что теория управления как самостоятельная научная дисциплина оформилась лишь в начале XX в. В этом отношении она повторила судьбу развития ряда других гуманитарных наук, в частности психологии. Как отмечал известный историк психологии Э. Боринг, «психология имеет очень длительную предысторию и очень короткую историю». С еще большим основанием это относится к развитию теории управления. Ее «предыстория» измеряется десятками веков, а переход к собственно теоретической стадии произошел лишь около века назад.
Несмотря на всю важность отмеченных революционных преобразований, развитие теории и практики управления — это прежде всего эволюционный процесс. Он непрерывен и выступает как «равнодействующая», своеобразный вектор всех социально-политических, производственных, экономических и иных изменений общества. Можно привести множество примеров такого рода воздействия менее крупных, но тем не менее значимых событий на эволюцию теории и практики управления. Один из них — возникновение камералистики — своеобразной описательной административной дисциплины, регулирующей практику управления. Она способствовала автономизации администрирования как специального вида деятельности, отделению административного управления от судопроизводства. В дальнейшем камералистика разделилась на науку административного управления и науку административного права.
Процесс развития науки об управлении, однако, не является плавным и безболезненным, лишенным внутренних противоречий. Эти противоречия наиболее отчетливо проявились именно в период, который непосредственно предшествовал возникновению теории управления (середина и конец XIX в.), хотя давали о себе знать и намного раньше. Все они являются причинами, сдерживавшими возникновение и развитие теории управления.
Поэтому их знание необходимо для правильного представления об истории развития управленческой науки в такой же мере, как знание тех факторов, которые способствовали этому развитию и которые, в отличие от них, достаточно хорошо известны. Последние связаны с интенсивным развитием производства, с поиском дополнительных путей его совершенствования и интенсификации как основы увеличения прибыли. Однако, как отмечают Г. Кунц и С. О'Доннел, «...представляется удивительным, что наиболее плодотворным этапом развития управленческой теории были несколько последних десятилетий» и что «...учитывая важность данной области можно было бы ожидать более быстрого прогресса управленческой мысли еще много лет назад».
Среди главных причин
данного явления следует
Другая важная причина состоит в том, что экономические и социальные науки, которые в наибольшей мере могли бы содействовать возникновению теории управления, изучали в основном не управленческие аспекты деятельности предприятий и общественной организации в целом. Сфера их исследований ограничивалась соответственно экономическими вопросами производства и макросоциальными, политическими аспектами. При этом они пренебрегали изучением вопросов административного управления. Следует также отметить трудности использования данных, полученных в русле многих других наук, в частности — психологии, для целей оптимизации управления.
Далее, на протяжении длительного времени и среди управленцев, и на уровне правительственных организаций доминировали взгляды, что управление — только искусство, но никак не наука. Наконец, немаловажно и то, что сами управляющие в прошлом неодобрительно относились к разработке теории управления. Их внимание ограничивалось понятиями «технология», «цена», «прибыль» и т.д.
Признание за теорией управления самостоятельной и существенной роли в организации производства, а также связанное с ним появление специалистов в этой области автоматически означало бы ограничение власти и влияния крупных предпринимателей — хозяев этих организаций. На это они но понятным причинам не хотели идти.
Итак, возникновение теории управления — это сложный и противоречивый процесс, в котором взаимодействуют многие факторы как позитивного, так и негативного плана, причины объективного и субъективного порядка. И все же объективная необходимость рано или поздно должна была проявиться и привести к прорыву в этой области — к оформлению теории управления, к осознанию ее роли как важной и самостоятельной производительной силы. И это произошло в 1911 г., когда ф. Тейлор, считающийся основателем научного управления, опубликовал книгу «Принципы научного управления». «Предыстория» науки об управлении заканчивается, начинается ее история. Наука об управлении переходит с претеоретической стадии существования на стадию собственно теоретического развития. [4].