Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 14:15, курсовая работа
Цель исследования ¬- изучить ценностные ориентации и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
Задачи:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами.
3. Выяснить какое место занимает духовное развитие в системе ценностей студенческой молодежи Москвы.
1. Теоретико-методологический раздел 3
1.1. Познавательный формат социологического исследования 4
1.2. Системный анализ объекта исследования и его концептуальная модель 4-7
1.3. Теоретическая интерпретация основных понятий социологического исследования. 8-10
1.4. Эмпирическое определение основных понятий 11-12
1.5. Операциональное определение основных понятий 12-14
1.6 Рабочие гипотезы социологического исследования
2. Процедурно-методический раздел 15
2.1. Стратегический план исследования 15
2.2. Определение и обоснование выборки 15-17
2.3. Характеристика методов сбора социологической информации 17
2.4. Логическая структура инструментария 17-20
2.5. Алгоритм обработки и анализа данных 21
2.6. Рабочий план исследования 22-23
2.7. Методические документы 24-25
Приложения:
1. Инструментарий социологического исследования 26-30
2. Концептуальная модель 31
3. Структура выборки (Таблица 5) 32
4. Смета социологического исследования 33
2.5 Алгоритм обработки и анализа данных
Поставленные нами задачи исследования определяют алгоритм обработки и анализа данных. Задачи исследования:
1.Выявить основные ценностные ориентиры и предпочтения студенческой молодежи Москвы в сфере культуры;
2. Выявить основные причины посещения или непосещения культурных, религиозных заведений студентами;
3. Выяснить какое место занимает
духовное развитие в системе
ценностей студенческой
Таким образом, чтобы изучить предпочтения студенческой молодежи в сфере художественной культуры и выявить основные причины посещения/непосещения культурных заведений студентами, нужно обратить внимание на вопросы: №1, 2, 3(4), 5, – потому что именно данные вопросы помогут нам изучить предпочтения студентов в художественной культуре в целом. А более глубоко изучить ценностные ориентации студенческой молодежи в сфере художественной культуры нам помогут вопросы: №7, 12, 14(15), 16, 20(21), 23, 24.
Наиболее сложными вопросами в анкете являются вопросы №8, 9, 10, 11 т.к. они являются открытыми вопросами, которые будут достаточно сложны для обработки, но которые могут дать дополнительную информацию в данном исследовании.
2.6 Рабочий план исследования
№ п/п |
Процедуры, мероприятия |
Сроки |
Исполнитель |
Необходимые средства |
Формы контроля и отчетности |
1. Подготовительный этап | |||||
1.1 |
Обсуждение изучаемого объекта, подготовка и разработка программы исследования, подготовка инструментария. |
1 февраля-10 февраля |
Руководитель и члены исследовательской группы |
Литература, посвященная объекту исследования |
Подписание договоренности с заказчиком исследования
|
1.2 |
Формирование методики исследования, конструирование выборки |
10 -15 февраля |
Руководитель исследовательской группы и методическая группа. |
Программа исследования, общая информация об объекте исследования. |
Методические материалы |
1.3 |
Разработка инструкций для членов исследовательской группы |
16-17 февраля |
Руководитель исследовательской группы |
|
Инструкции анкетерам |
1.4 |
Подготовка инструментария для проведения пробного исследования |
18-25 февраля |
Руководитель и члены исследовательской группы |
Подготовленные анкеты (50 шт) | |
1.5 |
Проведение пилотажного исследования |
25 февраля -1 марта |
Анкетеры |
Необходимый для опросов инструментарий(анкеты, ручки, диктафоны и тд) |
|
1.6 |
Анализ результатов пробного исследования |
1-6 марта |
Руководитель и члены исследовательской группы |
Необходимое для подсчета результатов программное обеспечение |
Отчет о проведенном исследовании |
1.7 |
В соответствии с результатами пробного исследования исправление ошибок в анкетах
|
7-9 марта |
Руководитель и члены исследовательской группы |
Подготовленные и исправленные анкеты | |
1.8 |
Сбор инструментария и подбор технических средств для проведения основного исследования |
10-11 марта |
Члены исследовательской группы |
Средства печати |
500 анкет |
1.9 |
Подбор и информирование анкетеров, а также назначение руководителей для каждой группы анкетеров |
11-13 марта |
Руководитель исследовательской группы |
Инструкции для анкетеров, материалы, где указаны данные о группах анкетеров | |
1.10 |
Формирование групп для проведения фокус-группы, разработка топик-гайда и подготовка различных технических средств |
14-16 марта |
Руководитель исследовательской группы |
Скрытые видеокамеры; диктофоны; помещение; удобные стулья, столы; чай, печенье, кружки, ложки; ручки и листы бумаги ( для пометок); |
Разработанный топик-гайд, подготовленное помещение со всеми техническими средствами |
2. Этап сбора данных | |||||
2.1 |
Проведение полевого исследования, сбор данных |
16марта-30 марта |
Группа сбора информации |
500 анкет |
Заполненные анкеты |
2.2 |
Проведение фокус-группы |
31марта |
Члены фокус-группы |
Топик-гайд для проведения фокус-группы, Скрытые видеокамеры; диктофоны; помещение; удобные стулья, столы; чай, печенье, кружки, ложки; ручки и листы бумаги ( для пометок) |
Заполненный топик-гайд, сделанные видеозаписи и аудиозаписи |
3. Этап обработки и анализа данных | |||||
3.1 |
Отбор документов (выбраковка негодных анкет и тд.) их анализ, и конструирование «правильной» выборки |
1 апреля- 2 апреля |
Руководитель и работники информационно-вычислительного центра |
Электронно-вычислительная машина |
«проработанные» и исправленные анкеты |
3.2 |
Создание базы данных, ввод данных |
3 апреля –5 апреля |
Руководитель и работники информационно-вычислительного центра |
Электронно-вычислительная машина |
Подготовленные базы данных |
3.3 |
Обработка социологической информации (по анкетам и по топик-гайду) |
5 апреля –8 апреля |
Руководитель и работники информационно-вычислительного центра, члены исследовательской группы |
Электронно-вычислительная машина, видеозаписи и аудиозаписи проведенной фокус-группы |
Обработанная социологическая информация и данные с фокус-группы |
4. Результирующий этап | |||||
4.1 |
Анализ результатов анкетирования и фокус-группы |
9-11 апреля |
Руководитель и члены исследовательской группы |
Выводы | |
4.2 |
Составление окончательного отчета, выводы о проделанной работе и итоговая презентация результатов |
11 апреля –21 апреля |
Руководитель исследовательской группы |
Проектор |
Отчет и его презентация заказчику |
2.7 Методические документы
Инструкция анкетеру:
Уважаемый анкетер! Вы являетесь участником социологического исследования, проводимого среди московских студентов.
В ходе опроса анкетер является основным исполнителем работ и обеспечивает качество результатов исследования. От Вашей добросовестности и ответственности зависят полнота и точность учета мнений московских студентов. В период подготовки к опросу организаторы исследования проводят устный инструктаж о целях и задачах исследования, о правилах и организационных условиях опроса.
Вы получаете для работы следующие документы:
Анкетер обязан:
- Внимательно изучить данную инструкцию и выполнять все ее требования.
- Знать содержание анкеты и технику ее заполнения, чтобы уметь ответить респонденту на все вопросы, которые могут возникнуть в процессе анкетирования.
- Оперативно, качественно и в запланированные сроки провести анкетирование респондентов и сдать заполненные анкеты организаторам исследования.
- НЕ разглашать содержание
Когда анкетер внимательно ознакомится с данной инструкцией, он будет готов к проведению исследования и именно от добросовестности анкетера будет зависеть точность полученной информации.
Анкета:
Уважаемый участник опроса! Я, студентка МГЛУ, провожу исследование, тема которого посвящена изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи Москвы в сфере культуры.
В связи с этим, обращаюсь к Вам с предложением принять участие в опросе, заполнить анкету и помочь мне в проведении исследования.
Опрос проводится анонимно, имя и фамилию указывать не нужно. На основе ваших ответов будет проведен анализ, результаты которого будет очень полезны для общества!
Ваше мнение крайне важно для меня!
Правила заполнения опросного листа:
Большое спасибо!
Опросный лист
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
семья |
||||||||||
дружба |
||||||||||
работа |
||||||||||
Духовное развитие |
||||||||||
любовь |
||||||||||
деньги |
||||||||||
доброта |
||||||||||
справедливость |
||||||||||
мудрость |
||||||||||
другое |
01 - Очень заинтересован
02 - Скорее заинтересован, чем нет
03 - Скорее не заинтересован, чем да
04 - Совсем не заинтересован
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 | |
Музеи |
||||||||||
Тетры |
||||||||||
Кинотеатры |
||||||||||
Выставки |
||||||||||
Библиотеки |
||||||||||
Кафе |
||||||||||
Рестораны |
||||||||||
Картинные галереи |
||||||||||
Балет |
||||||||||
Другое |
01 - Раз в неделю или чаще
02 - Раз в месяц
03 - Раз в 2-3 месяца
04 - Раз в полгода
05 - Раз в год или реже
06 - Не посещаю
01 - Нет времени
02 - Не люблю такие места
03 - Это меня не интересует
04 - Я больше люблю проводить время на природе
05 - Не хочу тратить на это свое свободное время
06 - Мне не с кем туда идти
07 - Я не понимаю искусство
08 - Затрудняюсь ответить
09 - Хотелось бы тратить время на что-то более полезное
010 - Средства не позволяют
011 - Другое (вписать свой вариант)______________________
01 - Мне это доставляет удовольствие
02 - Мне нечем заняться
03 - Мне некуда девать деньги
04 - Я интересуюсь искусством
05 - Я хочу быть духовно развитым человеком
06 - Потому что мои друзья часто зовут меня с собой
07 - Не хочу выглядеть глупо, когда люди говорят о культуре, поэтому должен об этом все знать
08 - Я работаю в сфере искусства
09 - Меня заставляют туда ходить родители
010 - Затрудняюсь ответить
011 - Другое (вписать свой вариант)______________________
01 - Узнать больше нового
02 - Больше некуда пойти с друзьями
03 - Хочу быть духовно развитым человеком
04 - Мне нужны знания в этой области, т.к. я работаю в этой сфере
05 - Хочу «блестать» познаниями в сфере культуры
06 Мои друзья «знатоки» в этой области и я не хочу быть хуже них
07 - Хочу доказать маме(папе, дяде и тд.), что я духовно развитый человек
08 - Затрудняюсь ответить
09 - Нет цели, просто люблю искусство
010 - Ни для чего, мне просто скучно
011 - Другое (вписать свой вариант)
______________________________
8. Как часто Вы читаете этическую литературу(литература, соответствующая этике, с принципами морали и нравственности)?
01 – Читаю каждый день
02 – Читаю по одной книге в месяц
03 – Читаю по одной книге в полгода
04 – Читаю по одной книге в год или реже
05 – Не читаю вообще
9. По-Вашему, справедливость - это … ? (впишите свой вариант ответа как можно более развернуто)
Справедливость - это___________________________
______________________________
10. По-Вашему, благо – это…? (впишите свой вариант ответа как можно более развернуто)
Благо – это___________________________
______________________________