Смоленская Государственная
академия Физической Культуры, спорта
и Туризма
Реферат на тему: «Анкетированный
опрос и его виды: индивидуальный, групповой,
массовый».
Подготовила студентка
4 курса группы 3-3-10
Бурлова Наталья
Смоленск, 2013
План:
Введение
1.Анкетирование
как метод социологического исследования
1.1.Виды
анкетирования и сферы его
применения
2.Технология
создания анкеты
2.1. Этапы
разработки и правила составления
анкеты
3. Заключительная
обработка анкет
Заключение
Введение
В практике социологических
исследований одним из распространенных
видом опроса является, помимо интервью,
анкетирование, или анкетный опрос. Это
объясняется как разнообразием, так и
качеством той социологической информации,
которую можно получить с его помощью.
Анкетный опрос основан на высказываниях
отдельных лиц и проводится в целях выявления
тончайших нюансов в мнении опрашиваемых
(респондентов). Метод анкетного опроса
является важнейшим источником информации
о реально существующих социальных фактах
и социальной деятельности.
Целью исследования является
изучение сущности анкетирования.
Для достижения поставленной
цели в работе необходимо решить следующие
задачи:
1. Сформулировать понятие
и выявить значение анкетирования
как социологического метода.
2. Рассмотреть виды опроса
и виды анкетирования
3. Проследить технологии
создания анкет.
4. Проследить, как проводится
заключительный этап, т.е. обработка анкет.
1.Анкетирование как метод социологического
исследования
Это самый распространённый
в социологии метод исследований. Анкета
- размноженный на машинке, компьютере
или типографским способом документ, содержащий
в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных
выбранному множеству респондентов. Они
рассматриваются в качестве объекта исследования.
Анкетой нельзя назвать
любой перечень вопросов. Анкетой называется
лишь то, что обращено к множеству людей,
которых опрашивают стандартным образом.
Именно потому к анкетам применим аппарат
статистики. Кроме того, опрашиваемый
обязан самостоятельно заполнить анкету
по правилам, изложенным в прилагаемой
к ней инструкции.
Логика построения
вопросов в анкете соответствует целям
исследования и служит получению только
такой информации, которая проверяет гипотезы.
Достоинство анкетирования
в быстроте получения тех или иных объектов.
Анкетирование может
быть:
- почтовое, т. е предполагает рассылку
анкеты по домашним или рабочим адресам
с просьбой к респонденту вернуть заполненную
анкету исследователю. Преимущества почтового
анкетирования связаны в основном с организационно-экономическими
параметрами. Он экономичен: не требует
подготовки штата анкетеров или интервьюеров,
его стоимость сводится к тиражированию
вопросника и почтовым расходам; оперативен;
- прессовое - способ изучения аудитории
различных источников информации (радио,
телевидения, периодических изданий: газет,
журналов и т.п.), основанный на публикации
текста анкеты, сопровождаемой просьбой
к потенциальным респондентам вернуть
заполненный опросник по названному адресу
и в назначенный срок;
- групповое - метод одновременного
письменного опроса группы людей, собранных
в одном помещении (аудитории) и осуществляемый
в соответствии с требованиями выборочной
процедуры.
Анкетированием может
заниматься любой сотрудник. Но анкетирование
достаточно сложный процесс по организации
анкеты. Вопросы в анкете формулируются
максимально конкретно и точно. Нельзя
допускать неясностей и двусмысленности.
Анкета состоит из:
1. вводная часть.
Оформление анкеты следует начать с титульного
листа, где обязательно указывают название
анкеты, отражающее тему или проблему
опроса, место и год выпуска анкеты, а также
название организации, проводящей опрос.
Например:
АНКЕТА
прикладного исследования
«Динамика интеграции вынужденных переселенцев
в местное сообщество»
Ставрополь, 2006
Южный научный Центр РАН
Во вводной части обычно кратко поясняют
цели и задачи опроса, его значение и перспективы
использования результатов. Здесь же разъясняются
правила заполнения анкеты, обязательно
указывается, что опрос анонимен.
2. «паспортичка» состоит из вопросов,
касающихся социально-демографических
и других характеристик самого респондента.
Как правило, она помещается либо в начале
анкеты, либо в ее конце и в последнем случае
заканчивается выражением благодарности
респонденту за участие в опросе. Некоторые
исследователи считают, что «паспортичка»
в самом начале анкеты может вызвать недоверие
к социологу и сомнение в действительной
анонимности опроса и соответственно
повлиять на искренность ответов. В то
же время расположение «паспортички»
в начале анкеты оправдано психологически,
поскольку позволяет постепенно повышать
сложность вопросов.
3. Основная часть анкеты состоит из
вопросов, связанных с целями и задачами
исследования, а также самой процедурой
заполнения анкеты. Большое значение имеют
очередность вопросов, их формулировка,
графическое оформление. Вопросы и варианты
ответов, как правило, предлагается выделять
шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты
обычно адаптируется с учетом уровня культуры
и образования респондентов. Возможно
использование схем, графиков, которые
могут активизировать внимание участников
опроса.
Основные виды опросов
Анкетирование
Анкетирование - наиболее распространенный
вид опросов. Опрос по анкете предполагает
жестко фиксированный порядок, содержание
и форму вопросов, ясное указание способов
ответа. Анкетирование может проводится
либо в присутствии анкетирующего (прямой
опрос), либо заочно.
Анкеты
имеют множество разновидностей в зависимости
от критерия. Так, по содержанию и конструкции
задаваемых вопросов существуют открытые опросы,
когда отвечающие высказываются в свободной
форме, закрытые, когда
указаны варианты ответов, и полузакрытые которые
комбинируют обе процедуры.
По способу
распространения анкеты делятся на раздаточные (исследователь
вручает анкету и ждет ее заполнения); почтовые (распространяемые
по почте);прессовые (через
печатный орган); электронные.
По типу исследовательских задач анкеты
делят на: глубинные, фокусированные(для исследования конкретной ситуации), стандартизированные (сбор статистических данных), социометрические (о малых группах).
По уровню компетентности отвечающих: массовый (мнение неспециалиста),симптоматический (знание
информации без осмысления), экспертный (опрос специалистов).
Анкетный опрос может быть сплошным -
когда опрос производят повсеместно, и
выборочным. Выборку осуществляют также
несколькими способами - в зависимости
от конкретных целей и задач опроса.
С помощью
проведения опросов выявляются субъективные
мнения и оценки респондентов, которые
подвержены колебаниям, воздействиям
условий опроса и других обстоятельств.
Чтобы минимизировать искажения данных,
связанные с этими факторами, любую разновидность
опросных методов следует практиковать
в сжатые сроки.
Интервью
Социологическое интервью считается
наиболее глубоким методом сбора информации,
посколько оно предполагает личную беседу.
В сборе информации при социологических
опросах важен контакт с опрашиваемым.
Интервью - это беседа, которая проводится
с респондентом по определенному плану,
и предполагает прямой контакт интервьюера
с респондентом. Запись ответов может
производиться интервьюером или его ассистентом
вручную, либо механически (на пленку).
Исследователи выделяют множество
разновидностей интервью. По содержанию
беседы различают так называемые документальные интервью
(изучение событий прошлого, уточнение
фактов) и интервью мнений,
цель которого - выявить оценки, взгляды,
суждения по какому-либо событию.
Особо выделяются интервью
со специалистами-экспертами, причем организация
и процедура интервью с экспертами существенно
отличаются от обычной системы проведения
опроса.
По технике проведения существенно
разнятся свободные (длительная,
многочасовая беседа, по общей программе,
но без строгого списка вопросов),нестандартизованные и формализованные (а
также полустандартизованные) интервью. Стандартизованное интервью
предполагает, как и формализованное наблюдение,
детальную разработку всей процедуры,
включая общий план беседы, последовательность
и конструкцию вопросов, варианты возможных
ответов.
В зависимости от особенностей
процедуры интервью может быть интенсивным(глубоким,
длящимся иногда часами) и фокусированным на
выявление относительно узкого круга
реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью
- получить сведения о внутренних побуждениях,
мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокусированного
- извлечь информацию о реакциях субъекта
на заданное воздействие. С его помощью
изучают, например, в какой мере человек
реагирует на отдельные компоненты информации
(из массовой печати, лекции и т.п.).
Наконец,
по способу организации можно указать
на групповые и индивидуальныеинтервью.
Первые применяют относительно редко,
это - планируемая беседа, в процессе которой
исследователь стремится вызвать дискуссию
в группе. Методика проведения читательских
конференций напоминает данную процедуру.
1.1. Виды анкетирования
и сферы его применения
Деление анкетного
опроса на индивидуальное,
групповое и массовое
анкетирование производится по числу
респондентов аналогично классификации
интервью по этому критерию. А вот число
опрашивающих для подобного размежевания
в отличие от интервью значения не имеет,
так как ситуации с несколькими анкетерами
одновременно на одного опрашиваемого
дело невероятное, или, по меньшей мере,
бессмысленное, поскольку анкета все равно
одна.
Виды анкетирования
многообразны и группируются попарно
в соответствии с несколькими признаками.
В зависимости от количества
опрашиваемых различают два вида анкетирования:
сплошное и выборочное.
Сплошное
анкетирование предусматривает опрос
всей генеральной совокупности изучаемых
лиц.
При выборочном
анкетировании опрашивается лишь
часть генеральной совокупности - выборочная
совокупность. Именно этот вид анкетирования
является наиболее распространенным.
В зависимости от способа
общения исследователя с респондентами
различают личное и заочное анкетирование.
Личное анкетирование предусматривает непосредственный
контакт исследователя с респондентом,
когда второй заполняет анкету в присутствии
первого. Этот способ, анкетирования имеет
два неоспоримых преимущества: во-первых,
гарантирует полный возврат анкет и, во-вторых,
позволяет контролировать правильность
их заполнения.
Различный характер
процедуры личного опроса дает право выделять
групповое и индивидуальное анкетирование.
Групповое
анкетирование предусматривает опрос
одновременно группы людей. Именно это
делает анкетирование тем методом, который
позволяет собирать значительный материал
при минимальных затратах времени.
При индивидуальном
анкетировании опрос ведется поочередно.
Заочное
анкетирование характеризуется тем,
что респонденты отвечают на вопросы анкеты
в отсутствие исследователя.
По способу вручения
анкет респондентам различают почтовое
и раздаточное анкетирование. При внешне
незначительных различиях эффективность
этих видов анкетирования бывает далеко
не одинаковой.
Почтовое
анкетирование, как видно из названия,
сводится к тому, что анкеты рассылаются
респондентам и возвращаются исследователю
по почте. Преимущества его заключаются
в простоте распространения анкет; возможности
получения значительной выборки; возможности
привлечь в число респондентов лиц, территориально
далеко находящихся.
Недостатки почтового
анкетирования - это низкий процент возврата
анкет, в среднем около 5%; искажение намеченной
выборки опрашиваемых, так как при рассылке
анкет незнакомым лицам бывает трудно
установить, насколько они соответствуют
предполагаемому контингенту респондентов;
отсутствие уверенности в том, что анкеты
заполнялись самостоятельно.
Процент возврата анкет
можно повысить: а) персональным обращением
к респонденту с указанием его имени, отчества
и фамилии; б) хорошо составленной вводной
частью анкеты и сопроводительным письмом,
из которых бы респондент понял свою роль
в проводимом исследовании (с этой целью
можно кратко раскрыть принципы выборки);
в) вложением конверта с написанным обратным
адресом и маркой; г) готовностью выслать
результаты исследования, если респондент
того пожелает.
Раздаточное
анкетирование предусматривает личное
вручение анкеты респонденту, заполнение
ее на дому и возвращение любым способом.
Преимущества этого
вида анкетирования: личный контакт исследователя
с респондентом повышает у последнего
заинтересованность в исследовании; можно
проконсультировать респондента о правилах
заполнения анкеты; есть возможность оценить
соответствие респондента намеченной
выборке.
Недостатки раздаточного
анкетирования заключаются в сравнительно
низком проценте возврата анкет (хотя
и более высоком, чем при почтовом анкетировании)
и в отсутствии уверенности в том, что
анкеты заполнялись респондентом самостоятельно.
Эффективность анкетирования
во многом зависит от грамотного построения
и содержания анкеты.
В последнее время сфера использования
анкет расширилась: если раньше при их
помощи изучалось потребительское поведение,
то в настоящее время к ним прибегают,
чтобы отслеживать мнение экспертов по
тем или иным направлениям. С каждый годом
появляются новые методики составления
анкет и проведения собственно анкетирования.
В целом анкетирование является одним
из средств сбора первичной информации,
которую необходимо быстро обрабатывать,
т.к. она быстро устаревает и теряет свою
ценностью для исследователя
2. Технология
создания анкеты
Анкета - это ряд вопросов, на
которые опрашиваемый должен дать ответ.
Анкета - инструмент очень гибкий в том
смысле, что для получения необходимой
информации могут использоваться вопросы,
отличающиеся формой, формулировками
и последовательностью, т.е. вопросы можно
задавать множеством разных способов.
Хорошая анкета должна: облегчить ответ
опрашиваемого лица; сформулировать вопрос
с учётом его влияния на ответ опрашиваемого;
позволить легко провести анализ. При
этом анкета должна быть опробована, и
в ней должны быть устранены все выявленные
недостатки.
Структура анкеты
выглядит следующим образом:
1.
Служебное поле. В нём указываются
дата заполнения, регион, Ф.И.О. интервьюера,
другие данные. Данные служебного
поля могут использоваться для
верификации работы интервьюера.
2.
Введение. Служит связующим звеном
между респондентом и интервьюером.
Оно должно быть чётким, простым,
лаконичным. В нём указывается
цель исследования, информация о
том, кто его проводит. Введение
выполняет стимулирующую функцию
посредством подчёркивания значимости
ответа респондента, указания на
материальные стимулы (призы, бонусы,
участие в лотерее).
3.
Тело анкеты. В этой части раскрываются
основные вопросы, на которые
мы пытаемся получить ответ
в процессе исследования.
4.
Классификационная часть. Содержит
информацию об основных социально-экономических
характеристиках, которые ложатся
в основу сегментирования рынка.
Эта часть в общем случае
может разбиваться на три области:
1)
Область, где вопросы задаются
непосредственно респонденту.
Часто
возникающей в этой части задачей является
определение уровня дохода респондента.
Доход можно определить такими путями:
·
установить интервальную шкалу доходов,
которая корреспондируется с уровнем
цен на исследуемую продукцию;
·
определить род занятий респондента;
·
установить наличие определённых знаковых
товаров у респондента, которые могут
свидетельствовать об определённом уровне
дохода.
2)
Область, которая заполняется интервьюером
самостоятельно на основе визуальной
информации. Это, обычно, возраст, пол
и т.д.
3)
Название предприятия, адрес, контактный
телефон. Если опрос проводится
на дому или, если проводится
маркетинговое исследование на
промышленном рынке, необходимо
обязательно указать номер телефона
опрашиваемого.