Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 13:36, реферат
Целью исследования является изучение сущности анкетирования.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Сформулировать понятие и выявить значение анкетирования как социологического метода.
2. Рассмотреть виды опроса и виды анкетирования
3. Проследить технологии создания анкет.
4. Проследить, как проводится заключительный этап, т.е. обработка анкет.
Введение
1.Анкетирование как метод социологического исследования
1.1.Виды анкетирования и сферы его применения
2.Технология создания анкеты
2.1. Этапы разработки и правила составления анкеты
3. Заключительная обработка анкет
Заключение
Зозулёв А.В., Солнцев С.А. Маркетинговые исследования: теория, методология, статистика: Учебное пособие. - М.: Экономист, 2008. С. 85-94..
В общем случае структура вопросов анкеты состоит из трёх элементов:
1.
Целевые повременные - содержат данные
анкеты, которые непосредственно
связаны с главной целью
2. Классификационные повременные - включают данные, описывающие респондентов.
3. Управляемые переменные - используются для того, чтобы помочь исследователю провести анкетирование.
В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок. Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые не захотят ответить, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответ. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые.
Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Закрытые вопросы предоставляют опрашиваемому набор альтернативных ответов, из которых он должен выбрать один или несколько, наилучшим образом отражающих его позицию.
Открытый вопрос даёт опрашиваемым возможность отвечать своими словами. При открытом опросе используются формулировки вопросов, ясно отражающие его цель. Открытые вопросы имеют форму, оставляющую для опрашиваемого полную свободу в формулировке ответа.
Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах.
Анкета должна быть составлена таким образом, чтобы вопросы не могли повлиять на поведение лица, которое будет опрошено. Хорошая анкета должна:
· облегчить ответ опрашиваемого лица;
· сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ опрашиваемого;
· позволить легко провести анализ.
2.1. Этапы разработки и правила составления
анкеты
Анкета - это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Она значительно сложнее его. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др.
Анкета
обычно состоит из трех блоков:
Основная часть анкеты представляет
собой совокупность содержательно упорядоченных
вопросов. При ее разработке надо уделить
особое внимание содержанию вопросов,
их типу (видам и разновидностям), числу,
последовательности расположения в анкете,
наличию или отсутствию контрольных вопросов.
Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы
анкеты отражали существо проблемы, которую
необходимо прояснить в ходе исследования.
Для этого рекомендуется использовать
различные типы вопросов: разнообразие
их видов и разновидностей позволяет выявлять
и устанавливать весьма неожиданные нюансы
в отношениях покупателей к фирме, к производимому
ею товару, что при использовании однотипных
вопросов не всегда возможно.
Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа «да» или «нет». Например: «Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый отечественный автомобиль?». Ответ: «да» или «нет».
Вопрос с ограниченным числом альтернатив представляет собой более или менее пространный перечень вариантов решения проблемы покупателя, из которых надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления.
Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта, позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных потребительных свойств товара или других обстоятельств, которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора,-- они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия.
Разумеется, есть и другие варианты построения закрытых вопросов с применением приведенных шкал. Так, в семантическом дифференциале можно формулировать самые разные альтернативы для выбора. Важно, чтобы в крайних точках шкалы были размещены диаметрально противоположные значения, а между ними промежуточные, постепенно превращающие одну противоположность в другую с большей или меньшей степенью подробности.
Очевидно, что от формы шкалы зависят метод обработки данных после сбора всех заполненных анкет, полученные результаты, их точность и представительность. Поэтому проектирование вопросов анкеты -- не такое простое и легкое занятие, как это может показаться начинающим исследователям рынка. При формулировании самих вопросов, а также и при проектировании вариантов ответов на них надо учитывать самые разные обстоятельства. Наиболее важным из них, пожалуй, следует назвать информационную потребность фирмы (организации), определяемую содержанием решаемой проблемы. Безусловно, надо учитывать и некоторые характеристики респондентов, уровень знания ими проблемы (чтобы вопросы анкеты не ставили их в тупик) и т.п.
Поскольку разработка анкеты представляет собой довольно сложный процесс и качество анкеты во многом определяет качество всего исследования, то иногда для разработки анкеты нужно привлекать квалифицированных специалистов, особенно при решении сложных и неоднозначных проблем. К таким специалистам кроме социологов можно отнести маркетологов, экономистов.
При проведении опросов и анкетирования предполагается, что люди будут честными и искренними в своих ответах. Однако следует принять и некоторые меры предосторожности. Так, в целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Если анкета заполнена с ошибками или в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в заблуждение, то такую анкету следует изымать из дальнейшего анализа: она представляет собой физический шум, который может исказить истинное положение вещей.
Искажение информации может возникнуть и вследствие ошибок, заложенных в анкету при ее проектировании. Одна из таких ошибок -- включение в анкету наводящих вопросов, в которых содержится скрытая подсказка.
Иногда альтернативные варианты ответов предлагаются в такой форме, что из них не всегда возможно выбрать один. В этом заключается суть следующей ошибки, проникающей в анкету по вине ее проектировщиков.
Ошибка в анкете может быть обусловлена и тем, что в шкалу с ограниченным числом альтернатив не включили варианты, характерные для генеральной совокупности. Допустим, при анкетировании студентов им был задан вопрос о месте проживания в следующей форме:
«Укажите, где вы проживаете»
Дома В общежитии
Как ответить на такой вопрос иногороднему студенту, снимающему квартиру? Очевидно, что никак. И эта ошибка распространится на весь массив собранных данных.Иногда в вопросы закрадываются так называемые скрытые допущения, которые представляют собой особый тип ошибки. Суть скрытого допущения заключается в том, что разные люди по-разному воспримут вопрос и могут дать противоположные ответы.
«Одобряете ли вы установление контроля над ценами на сырую нефть?»
Да Нет
Те, кто подумают, что контроль над ценами на нефть приведет к снижению цен на бензин, безусловно, ответят да. Те же, кто подумают, что затем могут возникнуть длинные очереди на заправках и рационирование отпуска бензина, задумаются, и некоторые из них предпочтут ответить нет. Следует избегать скрытых допущений. Данный вопрос будет вполне корректным в следующей редакции.
Ошибочны и так называемые двухканальные вопросы, т.е. вопросы, затрагивающие две темы, например:«Каковы ваши оценки уровня цен на бензин и месторасположения заправочных станций фирмы «N»?Как бы ни были спроектированы ответы на этот вопрос, получить точную информацию с его помощью не представляется возможным, ибо разные респонденты по-разному отнесутся к затронутым в нем темам: одни больший приоритет отдадут ценам, другие -- местам расположения заправочных станций.
Еще один тип ошибок связан со стремлением исследователей переложить на плечи респондентов обобщение некоторых данных, например:«С каким количеством потенциальных продавцов вы как агент по закупкам встретились в течение истекшего года?»Отвечающий на такой вопрос должен, очевидно, прикинуть примерное количество продавцов, с которыми он имел беседу в последнюю неделю, а затем умножить это число на 52 недели в году. Зачем заставлять его это делать? Разумнее спросить у него о количестве таких встреч в последнюю неделю и умножить указанное число на 52.Обстоятельством, которое непременно следует учитывать при построении анкеты, является определение последовательности размещения вопросов в ней. С чего начать основную часть анкеты, как расположить в ней главные вопросы, какими вопросами закончить основную часть -- все это очень важные аспекты.
Начинать любую анкету следует с простых,
но интересных для респондентов вопросов.
Если вопрос будет сложным для понимания,
вынуждающим респондента надолго задумываться,
он, скорее всего, не будет отвечать ни
на этот вопрос, ни на последующие. Таким
образом, возврат анкет будет далеко не
полным и, возможно, недостаточным для
взвешенных, обоснованных выводов. Очень
важно в самом начале анкеты формой вопросов,
их содержанием подчеркнуть, что исследователей
интересует мнение респондентов и они
ценят его. Многим людям нравится осознавать,
что их мнением кто-то интересуется. Для
вовлечения респондентов в продуктивный
диалог посредством таких приемов наиболее
подходят открытые вопросы. При ответе
на них опрашиваемые могут откровенно
высказать свои суждения по поводу предмета
исследования, предоставив исследователям
весьма ценные и разнообразные сведения,
на основе которых могут появиться идеи
совершенствования товара, и продолжат
работу над анкетой, отвечая на другие
вопросы.
Информация о работе Анкетированный опрос и его виды: индивидуальный, групповой, массовый