Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 11:34, реферат
Одиночество людей, апатия масс и солипсизм творческих личностей драматичны, как никогда прежде. Происходит коммерциализация искусства и его отказ от формирования общественных связей, доверия и добродетелей. СМИ выполняют свою обозначенную в западных критических оценках функцию – развлечения. По статистики ООН дети улицы еще недостаточно изучены, но результаты некоторых исследований, указывают на следующие причины побегов подростков из дома: 86% у юношей - это эмансипационные побеги, около 30% у девушек - демонстративные побеги; анализ показывает, что многие подростки потеряли семейные и родственные связи, а также связи со школой. Как показывают некоторые исследования, повторяющиеся побеги из дома и бродяжничество, преимущественно бывают в период от 7 до 16 лет в основном у мальчиков.
Введение……………………………………………………………….3
1. Причины возникновения аномии и изучение её проблем……….7
2. Аномия российского социума в процессе перехода общества от целостного состояния к фрагментарному, атомизированному...….11
3. Криминализация общества как процесс аномии…………………14
4. Рассмотрение вопроса на конференции "Аномия в России "……18
Заключение…………………………………………………………….13
Список используемой литературы…………………………………...26
В докладе Эфендиева "Асоциальные явления: варианты теоретической интерпретации" было подчеркнуто, что в условиях России проблема аномии приобретает особенно запутанный характер в силу того, что аномия, в классическом ее понимании, накладывается на своего рода базовую асоциальность, связанную с ослаблением фундаментальных моральных норм и ценностей, без которых общество не может нормально существовать и в нем не может поддерживаться социальный порядок. Асоциальность,о которой идет речь, выражается, например, в том, что жители российской деревни (судя по проведенному докладчиком исследованию) не считают зазорным воровство. Когда в обществе перестают действовать основополагающие нравственные заповеди (как та же "не укради"), исследование аномии не будет полным без анализа более глубинного слоя асоциальных явлений.
Доклад
Н. Е. Покровского "Современная российская
социология и аномия" был посвящен
аномическим явлениям в российском
социологическом сообществе. В трансформирующейся
России в условиях разрушения единого
поля ценностных ориентиров и дезинтеграции
нравственных ценностей общая болезнь
общества - аномия - не обходит стороной
и социологию, проявляясь в ней
как расшатывание нормативной базы
науки, приводящее к падению культуры
исследования и уровня преподавания11.
Самое худшее - это то, что отсутствие согласия
между учеными в базовых принципах, неопределенность
критериев научности социологического
знания создает среду, благоприятную для
размножения всякого рода пара- и псевдонаучных
образований, которые стремятся заместить
собой саму науку. Расшатывается профессиональная
этика науки; наука вытесняется "популярным
мистицизмом" (термин Р. Мертона). Эта
болезнь российской социологии усугубляется
тем, что социология в нашем обществе востребована:
потребительское отношение к социологии
толкает к неразборчивости в применении
средств для получения быстрых эффективных
результатов; а это ведет к упрощению социологии
и, в конечном счете, к ее дискредитации.
Все эти процессы затрагивают также сферу
социологического образования. Выход
из этой ситуации видится в укреплении
согласия между учеными на базе выработанных
в мировой социологии стандартов научности.
В ходе дискуссии по докладу А. Ф. Филиппов
обратил внимание на то, что и в мировой
социологии нет согласия между разными
школами и направлениями; в этом отношении
мы находимся, в каком-то смысле, даже в
лучшем положении, поскольку не подвергаемся
институциональному принуждению к принятию
той или иной точки зрения. В дальнейших
выступлениях внимание было сосредоточено
на проблеме ценностей, их устойчивости,
изменения и деформации в современной
России.
Исходя, из этой конференции можно сделать
следующие выводы:
1)Я
согласна с выступающими этой
конференции, и считаю что
2)Как сказал Эфиндиев- «исследование аномии не будет полным без анализа более глубинного слоя асоциальных явлений». Банально, можно рассмотреть на примере преступных деяний. Люди, которые совершают противозаконные правонарушения, относятся к асоциальной группе, разрушающе действует на общество, разрушая моральные нормы и ценности, без которых общество не может нормально существовать и в нем не может поддерживаться социальный порядок.
3)Далее
в докладе Покровского "Современная
российская социология и аномия", было
рассмотрена такая проблема как: «аномия
- не обходит стороной и социологию, проявляясь
в ней как расшатывание нормативной базы
науки, приводящее к падению культуры
исследования и уровня преподавания».
Я согласна, и считаю, что сейчас существует
некая разрозненность в научной социологической
литературе. На пример: интернет завален
различными подозрительными материалами,
в которых можно найти несоответствие
мнений авторов. Один автор пишет про одно,
другой совсем по-другому про то же. И вся
эта, возможно, «неверная» литература
очень быстро разлетается среди людей,
интересующихся той или иной информацией,
что плохо влияет на развитие науки.
Заключение.
В заключение работы можно сделать следующий вывод:
Таким образом, в классических теоретических построениях аномия, мыслимая и как нарушение моральной регуляции в силу изобилия противоречивых социальных норм, и как расплывчатость, условность, относительность оценок асоциальных актов, и как несоответствие провозглашаемых социумом целей поведенческим установкам людей, предстает в качестве такого феномена, который сопутствует обществу на различных стадиях его развития. Применительно к современному состоянию дисфункциональные, дезинтеграционные процессы, находясь в центре внимания исследователей, получают отражение на основе сравнительно нового категориального аппарата.
Во всех своих проявлениях аномия все чаще оценивается как неизбежное следствие усложнения социальной структуры, всей совокупности отношений и взаимодействий в ходе самодвижения социума к неким новым состояниям, в условиях небывалых коммуникационных возможностей, утилитарного подхода к моральным и правовым ценностям, сложившегося в XX в. Современная критическая социология все в большей мере фиксирует ущербность массового индустриального общества, растворяющего индивида в стандартизированном социуме, в котором почти невозможно различение негативной реальности и ее виртуальной, компьютерно-игровой или видеоверсии.
Что касается современного российского общества, то оно, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, как уже отмечалось, дисфункциональные напряжения. И российский социум в настоящем своем качестве, разумеется, также ориентирован на некие общие потребительские стандарты, которые свойственны любому другому обществу, основанному на рыночных механизмах. Это делает возможным в определенной мере применение к анализу всего происходящего в нашем социуме мертоновской аналитической схемы.
И все же сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии. Аномия способствует росту девиантных форм поведения в современном российском обществе.
Феномен аномии в современном обществе приводит к разрушению коллективных представлений о том, что такое сострадание, справедливость, и уважение, к разрушению чувства единства, солидарности, чувства принадлежности индивида к обществу12.
В российском обществе аномия характеризуется активным насаждением ценностей западных цивилизаций, противоречащих прежним, традиционным ценностям российского общества, что приводит к конфликту ценностей в сознании человека, общества.
В современном обществе поколение россиян, социализация, самоопределение, профессиональная и социальная ориентация которых проходит в условиях аномии, кризис и нестабильность воспринимают как нормальное состояние общества.
Происходит
становление ценностного
Современное российское общество переживает состояние аномии, сопровождающейся неопределенностью социальной жизни, нарастанием общественных противоречий и усилением негативных явлений, провоцирующих рост девиации. В настоящее время в российском обществе происходит конфликт, переоценка ценностей и норм, отбрасываются отжившие ценностные представления, идеалы, продуцируются новые ценности и нормы, часто противоречащие и отрицающие друг друга.
Аномия
в современном российском обществе
характеризуется: утратой коллективных
представлений о различии добра
и зла, о том, что такое жалость,
милость, справедливость, уважение, взаимопомощь,
сострадание; недейственностью социальных
институтов; зондажем, как главной
формы отношения российской власти
с обществом; утратой человеком
контроля над социальными процессами;
неспособностью человека к планированию
и достижению долговременных целей,
жизненных стратегий.
Список используемой литературы.
Информация о работе Аномия в современном российском обществе