Базовые отрасли социологической науки и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:49, творческая работа

Краткое описание

Гендерная социология — отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Предметом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
В рамках гендерной социологии существует множество различных теоретических и эмпирических подходов, но при этом все они признают, что пол и властные отношения между мужчинами и женщинами являются одним из решающих принципов организации общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Базовые отрасли социологической науки и их характеристика.ppt

— 986.50 Кб (Скачать файл)

 

История социологии медицины

Социология молодёжи

 

Социоло́гия молодёжи — отрасль социологии, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации вступающих в жизнь поколений, особенности образа жизни молодёжи, формирования ее жизненных планов, целей и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения различных социальных ролей различными группами молодёжи.

Социологию молодёжи следует отличать от ювенологии — комплексной дисциплины, изучающей молодёжь как социально-возрастную группу и объединяющей социологический, психологический, политологический, культурологический, сексологический, этический и другие подходы.

История социологии молодежи

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс рассматривали молодежь как каждое новое поколение, наследующее и продолжающее традиции старшего поколения. По их мнению, молодежь с одной стороны продолжает унаследованную деятельность, а с другой стороны благодаря трудовой деятельности видоизменяет старые условия.

Позже, в конце XIX века Эмиль Дюркгейм исследовал особенности и пути вхождения молодёжи в те или иные структуры общества. Впоследствии данные исследования были продолжены американскими (Толкотт Парсонс, Роберт Мертон, Нейл Смелзер и др.), российскими (В. Т. Лисовский, Н. М. Блинов и др.), эстонскими и белорусскими социологами.

Понятие «молодёжь» 

 

В. Т. Лисовский одним из первых выдвинул само определение молодёжи в 1968 году: «это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образование, профессиональные, культурные и другие социальные функции». Игорь Кон определял молодёжь как социально-демографическую группу, выделяющуюся на основе совокупности возрастных характеристик, особенности социального положения, и обусловленную социально-психологическими свойствами.

Основаниями для выделения молодёжи в отдельную группу стали: возраст, статус, ролевые функции. Однако, до сих пор не существует единого мнения по поводу возрастной границы. В Древнем Китае молодёжь составляли лица до 20 лет, Пифагор же определял молодость в рамках от 20 до 40 лет, называя это  «Лето жизни».

На международном симпозиуме, проведённом в 1965 году в Москве, было дано определение юношеского возраста: 17 — 21 год для юношей и 16 — 20 лет для девушек. Однако современные учёные считают, что границы весьма условны и примерно молодёжь можно определить в возрасте от 13 до 30 лет. Весь этот интервал можно поделить на 3 подраздела:

  • подростки до 18 лет
  • молодёжь в возрасте от 18 до 24 лет
  • молодые взрослые от 24 до 30 лет.

 

Функции молодежи

 

Молодёжь, в силу своих особенностей, выполняет особые социальные функции, порой противоречивые и не однозначные. Таким образом, молодёжь:

  • наследует достигнутый уровень развития общества и государства;
  • отличается определёнными ценностными ориентациями и недостатком собственного жизненного опыта; с другой стороны, молодёжь является объектом и субъектом социализации, адаптации и воспитания;
  • является, с одной стороны, главным участником социальной мобильности экономической инициативы, с другой — демонстрирует неполное включение в социально-политические отношения, индифферентность;
  • как социальный слой — является источником социально-экономического возрождения страны.

 

Социология образования

 

Социоло́гия образова́ния — отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Современная социология образования исследует образование в качестве многоуровневой системы, функционирующей в четырех основных и взаимосвязанных формах:

  • как процесс формирования знаний у индивидов, вовлеченных в то или иное звено образования;
  • как процесс изменения общественного сознания;
  • как фактор социализации личности, и её воспитания;
  • как своеобразная феноменология личностного сознания.

Кроме социологии, образование изучают так же в рамках педагогики, психологии, философии, истории и экономики.

История социологии образования

 

Становление социологии образования, как самостоятельной дисциплины началось в конце XIX века с работ Эмиля Дюркгейма, но при этом исследования, посвящённые образованию, проводились и раньше.

Предшественник Дюркгейма, Карл Маркс показал связь содержания и функций образования с классовой структурой общества. Дюркгейм считал, что образование является одним из способов передачи подрастающим поколениям ценности господствующей культуры. Впоследствии Р. Коллинз показал, влияние различных статусных групп на развитие образования, на формирование его стандартов. Американский социолог Толкотт Парсонс с позиций структурного функционализма проанализировал роль школьного класса как специфической социальной системы.

Образование

 

Образование обладает всеми признаками социального института.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве её основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Социология права

 

Социология права — отрасль социологии, изучающая взаимодействия института права с другими социальными институтами. В сферу интересов социологии права входит изучение генезиса, динамики, структуры правовых норм, а также их социальную обусловленность и роль в обществе. Социология права тесно связана с криминологией, социальной инженерией и антропологией права.

История социологии права

 

 

Понятие  «социология права» впервые было введено Дионисио Анцилотти в 1892 году, а в 1913 году австрийцем Евгением Эрлих была опубликована работа  «Основы социологии права». В дальнейшем социология права развивалась благодаря исследованиям Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и Леон Дюги. В частности, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм изучали влияние законов на общественные отношения.

Французский правовед Леон Дюги рассматривал право, как один из аспектов социальной солидарности.

После Второй мировой войны, было проведено большое количество эмпирических исследований права. Кроме того понятие института права, становится важной частью социологических теорий Толкотта Парсонса и Никласа Лумана.

В конце двадцатого века, благодаря работам Юргена Хабермаса и Мишеля Фуко, социология права начинает тесно взаимодействовать с социальной философией.

Понятия социологии права

 

 

Предмет социологии права и предмет правоведения довольно часто соприкасаются, но при этом подходы к изучению тех или иных правовых отношений сильно отличаются. Правовую науку в первую очередь интересует правовая форма общественных отношений, в то время как социологию интересует социальные функции этих отношений.

Право, как одна из социальных норм, выполняет важную социальную роль, при этом внедрение правовых норм в общественное сознание и их соблюдение обеспечивается принудительной силой государства.

В качестве одного из факторов социальной обусловленности права выступает правотворчество.

На правотворческую деятельность большое влияние оказывают морально-нравственные, экономические, политико-правововые, национальные, социально-психологические и социокультурные факторы. От этих факторов зависит формирование правовой системы государства.

Кроме исследований правотворческой деятельности, социология права изучает социальные аспекты правоприменительной деятельности. В частности, одной из важных задач исследования правоприменительной деятельности, является выявление и определение эффективности социальных функций права.

Социология психиатрии

 

Социология психиатрии — одно из направлений социологии научного знания, изучающее вопросы институционализации и деинституционализации психиатрии, социальные аспекты, особенности, тенденции и закономерности развития психиатрической науки и практики, а также институциональные механизмы функционирования психиатрической службы. Значительный вклад в социологию психиатрии внесли такие исследователи и общественные деятели, как Мишель Фуко, Франко Базалья, Эрвинг Гоффман, Клаус Дёрнер и другие.

Медикализация девиантности

 

Киттри исследовал ряд девиантных проявлений, таких как наркотическая зависимость, гомосексуальность, алкоголизм и психическое заболевание, и продемонстрировал, что такие проявления считались проблемами сначала морального, затем правового характера, а в настоящее время считаются проблемами медицинского характера. Как результат данного восприятия, неординарные люди с отклонениями от нормы подвергались социальному контролю морального, правового и затем медицинского характера.

Аналогичным образом, Конрад и Шнайдер заключают свой обзор о медикализации девиантности мнением, что можно обнаружить три основные парадигмы, от которых зависели значения понятия девиантности в различные исторические периоды: девиантность как грех, девиантность как проступок и девиантность как заболевание.

Социология религии

 

Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического.

История социологии религии

 

Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии.

Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля.

Эмиль Дюркгейм одним из первых начал анализа религии, в 1897 году он исследовал самоубийства среди католических и протестантских групп населения, дал описание основных функций религиозного ритуала. Работы Макса Вебера подчеркнули взаимосвязь между религиозной верой и экономическими основами общества, а также заложили основу типологии религиозных групп и религиозного лидерства. Дюркгейм также изучал вопрос о ранних формах религии.

Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма.

Направления в  
социологии религии

 

 

  • Эволюционизм в социологии религии (О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, Г.Зиммель)
  • Функционализм в социологии религии (А.Р. Рэдклифф-Браун, Б.Малиновский, Т.Парсонс, Н.Луман, Р.Мертон)
  • Неоэволюционизм в социологии религии (Р.Белла, М.Вебер)
  • Конфликтологические теории религии (марксистская теория религии)

Социология семьи

 

Социология семьи — отрасль социологии, изучающая семью. В сферу исследований данной отрасли входит: изучение функционирования семьи как социального института и малой группы, структуры и функций семьи, брачно-семейные отношения, образцы семейного поведения, характерные для того или иного типа культуры, той или иной социальной группы.

История социологии семьи

 

Социология семьи как специальная область социологического знания берёт своё начало в масштабных эмпирических исследованиях Рилза и Ле Пле. В середине XIX века они независимо друг от друга предпринимают попытку изучить влияние таких социальных факторов, как структура семьи, экономические отношения в семье, религия в семье и другие. С тех пор проблемы семьи и семейно-брачных отношений постоянно находятся в центре внимания социологии, поскольку семья представляет собой уникальное образование: малая группа и социальный институт одновременно.

Информация о работе Базовые отрасли социологической науки и их характеристика