Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 21:26, контрольная работа
Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам социального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи.
5. От бесконфликтного
включения социального
Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института — удовлетворению конкретных общественных потребностей.
Существуют различные классифик
Западные социологи
в зависимости от сферы действия
и выполняемых функций
Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей.
Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля).
Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.
Российские социологи
приводят множество различных
1) экономическо-социальные институты;
2) политические институты,
3) социокультурные и воспитательные институты ;
4 ) нормативно-ориентирующие институты;
5) нормативно-санкционирующие институты,
6) церемониально - символические и ситуационно - конвенциональные институты.
А.П.Лимаренко с точки зрения содержания исполняемых функций делит социальные институты следующим образом:
1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.);
2) политические институты
(государство с его
3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.);
4) социальные институты в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).17 Анализ различных классификаций социальных институтов позволяет С. С. Новиковой выделить следующие, общие для большинства классификаций группы социальных институтов:
1. Экономические —
это все институты, которые
обеспечивают процесс
2. Политические — это
институты, которые
3. Воспроизводства и родства — это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные
и воспитательные — это
5. Социально-церемониальные
— это институты, регулирующие
повседневные человеческие
6. Религиозные — институты, организующие связь человека с трансцедентными силами.18
В приведенной классификации рассмотрены только так называемые “главные институты”, самые важные, в высшей степени необходимые, институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Все социальные институты любого общества объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Социальные институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях.
Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов — необходимое условие нормального функционирования всего общества.
Таким образом, социальный институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.
Социальные институты выполняют следующие функции : закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную.
Выделяют следующие виды социальных институтов: экономические; политические; воспроизводства и родства; социально-культурные и воспитательные; социально-церемониальные; религиозные.
2. Институт семьи и социализация индивида
Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества.
Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённых является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.» 19
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
«Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»20 Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях супружества - родительства - родства.
Семья - основной носитель
культурных образцов, наследуемых из
поколения в поколение, а также
необходимое условие
Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:
1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят;
2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. 21
В настоящее время преобладают нуклеарные семьи.
Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Эти функции следующие:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.22
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, или функция социализации индивида.
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.
В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социологии и социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов.
Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.»23
Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений.
Так, Г. М. Андреева дает следующее
определение: "Социализация - это
двусторонний процесс, включающий в
себя, с одной стороны, усвоение индивидом
социального опыта путем
Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания.
Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания: - Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,
- Непреднамеренное, непроизвольное
усвоение социальных норм и
ценностей, которое при
- Возрастающая по мере
взросления самостоятельность
Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению с воспитанием, тем не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды.
Социализация включает в себя:
- усвоение индивидом системы духовных, психических и физических идеалов;
- формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных на этих идеалах;
- формирование духовных,
психических и физических
- формирование отношений
индивида к социальной и
- формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям.26
Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их.