Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
3. Обстановка в такой малой ячейке общества характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребёнка, вплоть до избиений. Пребывание в подобной семье настолько негативно отражается на поведении и развитии ребёнка, что квалифицированная психолого-педагогическая помощь, социальная поддержка и контроль соответствующих внутришкольных и иных органов ему просто необходимы. Более того, если своевременно не изъять ребёнка из семьи, поместив на определённый срок в социальный приют, замещающую семью или иное место и не провести комплексную работу со взрослыми, то наиболее реальным исходом становится дальнейшее нравственное разложение родителей, сочетающееся с полным отсутствием заботы о детях, и соответственно перемещение семьи в самую последнюю группу предлагаемой классификации.
4. Для данной семьи может быть характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма. Нахождение в такой обстановке несёт прямую угрозу жизни и здоровью ребёнка и требует срочного вмешательства представителей правоохранительных органов. Как правило, после нескольких безрезультатных предупреждений и помещения на лечение родителей лишают прав как законных представителей детей [14, с.82].
Подводя итог характеристикам перечисленных групп семей, вновь подчеркнём, что факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка. Недаром работники государственных интернатных учреждений рассказывают, что являются свидетелями того, что часть воспитанников регулярно сбегает из этих учреждений к своим непутёвым родителям, с которыми они сохраняют устойчивую эмоциональную связь. Наличие названных факторов только обусловливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются возникновением межличностных конфликтов и напряжением внутрисемейных отношений, то семья перемещается в категорию проблемных и некоторое время балансирует на грани, отделяющей её от неблагополучной, за которой следует асоциальная.
Неблагополучная семья разрушает связи ребенка с окружающей его социальной средой, с миром взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения физического, психического и социального развития.
В настоящее время, в белорусском общественном сознании такое явление как неблагополучная семья связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. По мнению Ю.С. Жирова, причинами появление неблагополучных семей являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и тому подобное) и социальные потрясения - войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев [11, с.48].
К числу непосредственных причин появление неблагополучных семей, по его мнению, относятся следующие:
- добровольный отказ
родителей (чаще матери) от своего
несовершеннолетнего ребенка,
- принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав - это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом [11,c.48].
К условиям, провоцирующим семейное неблагополучие, можно отнести следующие:
1) социально-экономические:
безработица, невозможность
2) кризис семьи: распад
семьи, рост числа внебрачных
детей, раннее материнство,
3) педагогическая
4) снижение воспитательного
потенциала системы
5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;
6) исчезновение системы
воспитательной работы с
7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;
8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие - разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;
9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав [6, c.14].
Из вышеперечисленных условий, порождающих появление неблагополучных семей, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.
Семья является для ребенка группой соотнесения, он идентифицируется с нею, создает и сохраняет принятые в ней взгляды, установки, обычаи, образцы поведения и общения. Случаи ухода детей из-под влияния семьи вызваны, как правило, слабыми межличностными связями между родителями и ребенком, сильным противодействием внешнего окружения влиянию отца и матери.
Важную в распространении семейного неблагополучия играют акселерационные процессы и изменение образа жизни современной молодежи, «сексуальная революция», снижение возраста начала половой жизни, которые происходят на фоне более терпимого отношения общества к добрачным половым связям и их последствиям, приводящим к возрастанию из года в год числа подростковых беременностей, а, следовательно, возрастает количество социальных сирот.
Своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия оказывается поведение ребенка. Корни неблагополучия в поведении детей разглядеть легко, если дети вырастают в семьях явно неблагополучных. Гораздо труднее сделать это применительно к тем «трудным» детям и подросткам, которые воспитывались в семьях вполне благополучных. И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет выяснить, что благополучие было относительным. Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско – родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из – за служебной или личной занятости супругов.
Следствием такого семейного воспитания детей довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми, возникновение дезадаптивного поведения и др.
Таким образом, неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.
1.2 Социально- психологические аспекты влияния неблагополучной семьи на подростка
Семья имеет большое значение не только в жизни индивида, но и общества («семья - ячейка общества») и выполняет ряд функций:
- воспитательную (отцовство и материнство, контакты с детьми и их воспитание);
- хозяйственно-бытовую (удовлетворение материальных потребностей семьи и содействие сохранения здоровья);
- эмоциональную (симпатия, уважения, признание, эмоциональная поддержка, психологическая защита);
- духовного (культурного) общения (совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение);
- сексуально-эротическую [21, c.16].
Очевидно, что в неблагополучной семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме. Иными словами, существует ряд проблем, касающихся неблагополучной семей, к которым относятся социально - экономические, медицинские и психолого-педагогические.
Среди проблем неблагополучных семей в большинстве случаев особенно остро стоит проблема экономического характера (материальные трудности, испытываемые семьей). Зачастую в неблагополучных семьях работает одна мать (отец находится на иждивении, либо вообще не проживает в данной семье). Женщина- мать, воспитывающая ребенка без отца, чаще всего сама должна нести ответственность за благосостояние своей семьи. Это связано с тем, что размер социальных выплат, осуществляемый государством (пособия и проч.) остается низким. Как результат этого - женщина в отсутствие помощи со стороны, вынуждена ориентироваться на обеспечение материального благополучия семьи. Это требует от нее посвящать довольно много времени работе и гораздо меньше детям. Из-за такой чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери дети предоставлены сами себе. Согласно статистике, в 1995 г. в США в нищете жили 10 процентов детей в семьях с обоими родителями, а в семьях, возглавляемых матерями, – 50 процентов» [6, с.200]. Аналогичная картина и в Беларуси: в среднем по областям среди неблагополучных семей доля «бедных составляет 60,9%, а доля «зависимых от пособий» - 18,9% от их числа [6, с.201].
По данным педиатров дети из неблагополучных семей значительно чаще, чем дети из полных, подвержены острым и хроническим заболеваниям, протекающим в более тяжелой форме [19, с.200]. Это связано не столько с влиянием постоянного стресса, а с низкой медицинской активностью матери. Мать вынуждена заботиться о материальной стороне благополучия семьи в ущерб традиционно материнским обязанностям воспитания и укрепления здоровья детей. Медики также отмечают значимые различия в образе жизни неблагополучной семьи по сравнению с благополучной. Так в неблагополучных семьях статистически значима частота наличия вредных привычек (курение, употребление алкоголя), социально-бытовая и жилищная неустроенность, несоблюдение гигиенических норм жизни, необращаемость к врачам в случае болезни детей, самолечение и т.п. Результаты долгосрочного исследования, проводившегося в Белорусском государственном университете, показали, что мужчины, выросшие в неблагополучных семьях, в большей степени подвержены депрессивным расстройствам, чувством недоверия к окружающему миру и людям, повышенной усталостью. Женщины же страдали от нервного истощения, слабости и от сердечно-сосудистых заболеваний. Данные восьмилетнего исследования Стокгольмского центра по вопросам эпидемиологии, в котором приняли участие 65 000 детей из неблагополучных семей, показали, что такие дети имеют меньше шансов прожить долгую жизнь. Например, число самоубийств, смертей в результате передозировок алкоголя или наркотиков, а также вероятность погибнуть в результате актов насилия в 4-5 раз выше именно среди тех, кто вырос в неблагополучной семье. Дети из неблагополучных семей чаще подвержены стрессу и хуже своих сверстников могут контролировать свои действия. О меньшей защищенности детей из неблагополучных семей говорит и следующий факт. Из 52000 случаев сексуального надругательства над детьми в США 72 % произошли с детьми, живущими в неблагополучных семьях [11, с.49]. Рассмотрим более подробное негативное влияние неблагополучных семей на психическое здоровье.
Многочисленные данные, полученные исследователями за последние полвека, свидетельствуют о том, что воспитание ребенка в неблагополучной семье оказывает негативное влияние на становление его личности. Начнем с описания последствий воспитания ребенка в неблагополучной семье. Среди них можно выделить гнев на родителей, опасения и фобии, повышенную тревожность, нарушения идентификации (привычный мир пошатнулся, а знакомые ориентиры исчезли), одиночество, обострение или возникновение психосоматических нарушений, ухудшение успеваемости. Исследования Ю.С. Жирова также показали, что более чем у трети молодых людей и женщин, воспитывающихся в неблагополучных семьях, «нет или почти нет никаких стремлений. Они плывут по течению, не ставя перед собой никаких жизненных ценностей... и испытывая беспомощность» [11, с.49]. Как показали данные, полученные в разное время отечественными и западными специалистами у детей (и, в последствии, у взрослых), выросших в неблагополучных семьях, чаще чем у детей из благополучных семей возникают нервные и психические расстройства [13, с.119]. Например, 60% детей с реактивными состояниями и неврозами - из неполных семей [13, c.121].
У мальчиков-дошкольников в неблагополучных семьях достоверно чаще встречаются капризность и истеричность в поведении, беспричинное упрямство и негативизм, онанизм, тики, а у девочек в неблагополучных семьях достоверно более частым будет заикание.
В школьном возрасте нервность в
целом преобладает в
У подростков из неблагополучных семей часто встречаются патохарактерологические и поведенческие нарушения.
Больше всего неблагополучных семей у детей с истерическим неврозом.
У подростков из неблагополучных семей меньше сила «я», большая эмоциональная нестабильность и личностная незрелость, повышена эмоциональная чувствительность, они более пассивны, робки, пугливы, нерешительны (статистически значимые различия по ряду факторов характерологического опросника Кеттела).
Неблагополучное воспитание детей приводит к формированию дефектного типа личности: реакции эмансипации (стремление к ранней самостоятельности, что проявляется в мелком хулиганстве, избиении младших), реакция группирования со сверстниками (стремление к референтной группе асоциальных подростков, мелкий криминал), реакции, связанные с проявлением сексуального чувства (формирование сексуальных перверзий).
У детей из неблагополучных семей часто возникает целый набор трудностей психологического характера. По мнению М.И. Буянова, дети, выросшие в таких семьях, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы, мальчики с трудом общаются со сверстниками, хуже усваивают истинно мужские роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость[2, c.57].
Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков