Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 520.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6

1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6

1.2 Социально-психологические аспекты влияния

неблагополучной   семьи на подростка 11

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ  ПОДРОСТКОВ 17

2.1Влияние семейного неблагополучия  на наличие отклонений 

в поведении подростков 17

2.2 Содержание социально – психологической  помощи детям 

из неблагополучных  семей в УО «Общеобразовательная средняя

школа № 2 г. Витебска» 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ  32

 

ВВЕДЕНИЕ

Семья является сложным  и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой  социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечивают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.

В настоящее время наметилась тенденция снижения социального статуса семьи, ослабления ее значения как социального института и малой социальной группы. Такое положение в развитии белорусской семьи сохраняется и в настоящее время. Некоторые специалисты диагностируют ее кризис. При этом отмечается два основных фактора, приведших к обострению кризисных тенденций в семейном развитии. Первый-действие общемировых процессов (депопуляция и др.). Второй фактор-социальная ограниченность реформационных преобразований, осуществляющихся в нашей стране в 1990-е годы [7,  с.98].

21 век, кардинально изменивший жизнь общества, не миновал и сферу семьи. Авторитет брака и семьи не устоял под натиском повальной либерализации жизни. Чувства ответственности и привязанности сменились недолгими и «зыбкими» отношениями. Интенсивная внешняя жизнь и внутренняя гонка ежедневных забот поглотили способность человека жить «сообща».

В последние годы специалисты  все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неблагополучных семей. Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неблагополучных семей в Беларуси. В целом по Беларуси за 2000-2009 гг. доля неблагополучных семей увеличилась на 1,4%[12,с.44]. Всего в Беларуси насчитывается 300000 неполных семей [16, с.100].

Состояние семьи в  Беларуси вызывает определенное беспокойство. Индикаторами неблагополучия институтов брака и семьи можно считать большое количество разводов, низкую рождаемость, высокий уровень детской, подростковой и молодежной преступности, социального сиротства, увеличивающуюся девиацию поведения среди молодого поколения, женщин и мужчин старшего возраста (алкоголизм, наркомания, нецензурная брань в общественных местах, правонарушения, половая распущенность и т.д.). Другими словами, современная семья плохо справляется не только с функцией деторождения, но и с воспитанием и социализацией детей. Разводы указывают на то, что большое количество супружеских пар не могут сохранять благоприятные отношения, не могут жить вместе, даже тогда, когда у них есть общие несовершеннолетние дети. Эти явления и процессы заставляют думать многих людей о крайнем неблагополучии семьи в Беларуси, о ее кризисе.

Неблагополучная семья  оказывает отрицательное влияние  на формирующуюся личность подростка. Неблагополучие в семье является детерминантой дезадаптированности подростка, появления элементов делинквентности в поведении,  возникновению вредных привычек и пр.

Социальная работа  с неблагополучными семьями в последнее  время становится особенно актуальным направлением всей области социальной защиты населения.

Органами прокуратуры  Витебской области уделяется  пристальное внимание проблемам  профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, возмещения нерадивыми родителями расходов, затраченных на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. В связи с этим проделана значительная работа по созданию действенной системы защиты прав и законных интересов детей, оздоровлению обстановки в неблагополучных семьях. 

В целях повышения  эффективности прокурорского надзора  за реализацией требований Декрета  Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 приняты дополнительные меры в  отношении родителей, уклоняющихся от возмещения расходов, затраченных  на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. Прокурорскими работниками области с привлечением всех служб, реализующих исполнение Декрета, на собраниях с обязанными лицам проведена разъяснительно-профилактическая работа. Последним вручены официальные предупреждения о недопустимости нарушения действующего законодательства.

В декабре истекшего  года прокурорами городов и районов  совместно с представителями  комиссий по делам несовершеннолетних, отделов внутренних дел, здравоохранения  осуществлены рейды с посещением семей, в которые были возвращены дети после их отобрания у родителей, а также обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся в социально опасном положении. Указанные мероприятия освещены в средствах массовой информации.

В течение 2008 г. года прокурорскими работниками области прочитано 233 лекции на правовую тематику учащимся учебных заведений, принято активное участие в выполнении программы «Дискотека», предусматривающей выступление с профилактическими беседами перед участниками развлекательных мероприятий (89 случаев) [16,  с.55].

В целом органами прокуратуры  области в 2008г. проведено 303 проверки по соблюдению законодательства о профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности несовершеннолетних и защите прав ребенка,  по результатам которых внесено 735 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной, административной, материальной ответственности привлечены 239 должностных лиц. В органы государственной  власти направлено 108 информационных записок о состоянии законности и преступности среди несовершеннолетних [16,  с.58].

И именно специалист социальной сферы должен помочь ребенку из неблагополучной семьи правильно построить свой досуг, организовать процесс самообразования и самовоспитания.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить актуальность избранной темы курсовой работы.

На современном этапе  исследованиями проблем неблагополучной семьи и ее влияния на подростка занимаются такие исследователи, как С.Н. Бурова, А.К. Воднева,И.В.Дубровина (изучение причин появления неблагополуч-ных семей), А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, О.А.  Янчук (исследование  психологических проблем неблагополучных семей и их влияния на возникновение у подрсотков элементов девиантного поведения), В.С. Леухина, А.С. Никончук (разработка комплекса мер по выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении), Г.И. Руденкова, Л.И. Смагина, Л.П.Шахотько (разработка комплексов профилактических мероприятий по работе с подростками из неблагополучных семей).

Цель курсовой работы: изучение влияния семьи на отклоняющееся поведение подростков.

Для достижения цели определены задачи курсовой работы:

1.Рассмотреть сущность  понятий «неблагополучная семья» и «семейное неблагополучие».

2.Выявить социально-психологические аспекты влияния неблагополучной семьи на подростка

3.Провести эмпирическое исследование   влияния семейного неблагополучия на наличие дезадаптированности  в поведении подростков.

4.Изучить содержание социально – психологической помощи детям из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска».

Предмет исследования: влияние семьи на отклоняющееся поведение подростков.

Объект исследования: отклоняющееся поведение учащихся подросткового возраста.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анкетирование, статистическая обработка данных.

Гипотеза исследования: семейное неблагополучие может способствовать возникновение у подростков дезадаптивного поведения.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

1.1 Понятие «неблагополучная семья» и «семейное неблагополучие»

Неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [15, с.27].

В данной курсовой работе под неблагополучной мы будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

В настоящее время у отечественных и российских учёных, разрабатывающих рассматриваемую  проблему, широкое распространение имеют сразу несколько терминов,  относящихся к неблагополучной семье, поэтому остановимся на некоторых из них [12,  с.34]:

1. Ведущий специалист по социальной  работе доктор наук Д.В. Шахотько использует определение «проблемные семьи», противопоставляя их стабильным и размещая между ними перспективную семью, способную к перемещению вверх по вертикали в более социально благоприятную группу, т.е. в стабильную, или вниз, в проблемную [12,  с.34].

2. Крупнейший социолог Н.А. Фалевич вводит термин «семьи, подверженные социальному давлению», и выделяет следующие типы этих семей:   конфликтные,   аморальные,   педагогически не состоятельные,  асоциальные [12,  с.34].

3. В.В. Чечет, употребляя уже известный термин «неблагополучные семьи», распределяет их на проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые и дезорганизованные [12,  с.35].

4. Группа психологов, в том числе А.Д. Виноградова, Е.С. Иванов и Л.М. Шипицына, отталкиваясь от степени деформации семьи под воздействием факторов риска, говорят о «социально не защищенной семье» и выделяют две основные группы:

• семьи, нуждающиеся в социальной поддержке как находящиеся в трудной жизненной ситуации (многодетные, неполные, малообеспеченные, имеющие ребёнка-инвалида, находящиеся на грани развода, семьи безработных, вынужденных переселенцев, семьи с асоциальным поведением её членов, с деструктивными взаимоотношениями и т.д.);

• семьи, у которых возникают трудноразрешимые проблемы (студентов, молодожёнов; в преддверии рождения ребёнка или после этого события; с ребёнком, поступившим в школу или только получившим школьное образование; неспособные создать условия для полноценного развития и воспитания детей) [12,  с.35].

5. Другая группа исследователей, в которую входят В.В. Бойко, О.И. Копытенкова и К.М. Оганян, связывая упоминаемые понятия риска и семейного неблагополучия, пришли к определению «семья социального риска» [12,  с.36].

6. Ещё одна позиция, которую  излагают Л.Я. Олиференко и  Т.И.Шульга, заключается в том,  что неблагополучные семьи можно подразделить на криминогенные, злоупотребляющие спиртным, семьи безработных, лишённых родительских прав [12,  с.36].

Наиболее характерными чертами  для выделяемой  нами группе семей  представляются следующие:

1. Неблагополучная семья может быть вычислена социальными работниками и отнесена к нуждающимся во внимании даже без личного ознакомления, по ряду достаточно формальных признаков. К факторам риска относятся многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и пр. Подчеркнём также, что нежелательный исход в виде перемещения в следующую группу для такой семьи отнюдь не обязателен, хотя очень реален. Недаром термином «риск» обозначают потенциальную, возможную опасность, которая может и не настичь семью. Подчеркнём также, что для названных семей особенно значима материальная поддержка, в чём социальным работникам большую помощь могут оказать неправительственные организации и благотворительные фонды.

2. В данную категорию семьи  перемещаются тогда, когда к  объективным трудностям прибавляется субъективная неспособность с ними справиться и отношения в семье приобретают напряжённый характер. Кроме того, неблагополучной  может стать и семья, материально обеспеченная, но в которой специфика трудовой деятельности взрослых приводит к отчуждённости между мужем и женой, родителями и детьми. Обычно о возникновении проблем во взаимоотношениях (вновь напомним, что речь идёт только о семьях с детьми) можно судить по внешнему виду ребёнка и его поведению [19,  с.144].

Применительно к семьям так называемых «новых русских» более ясную картину возможного эмоционального отчуждения способны дать диагностические материалы. Заметим, что в настоящее время должности практических психологов введены во многих учреждениях системы образования, следовательно, получить такие данные не представляет сложности. При отсутствии в штатном расписании психологов необходимое обследование может провести и классный руководитель. Ещё подчеркнём, что негативные проявления в проблемных семьях можно затормозить и соответственно стабилизировать обстановку, однако делать это психологу, классному руководителю, социальному педагогу необходимо с максимальной деликатностью [19,  с.145].

Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков