Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 32
ВВЕДЕНИЕ
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечивают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.
В настоящее время наметилась тенденция снижения социального статуса семьи, ослабления ее значения как социального института и малой социальной группы. Такое положение в развитии белорусской семьи сохраняется и в настоящее время. Некоторые специалисты диагностируют ее кризис. При этом отмечается два основных фактора, приведших к обострению кризисных тенденций в семейном развитии. Первый-действие общемировых процессов (депопуляция и др.). Второй фактор-социальная ограниченность реформационных преобразований, осуществляющихся в нашей стране в 1990-е годы [7, с.98].
21 век, кардинально изменивший жизнь общества, не миновал и сферу семьи. Авторитет брака и семьи не устоял под натиском повальной либерализации жизни. Чувства ответственности и привязанности сменились недолгими и «зыбкими» отношениями. Интенсивная внешняя жизнь и внутренняя гонка ежедневных забот поглотили способность человека жить «сообща».
В последние годы специалисты все чаще обращают внимание на специфику положения в нашем обществе неблагополучных семей. Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неблагополучных семей в Беларуси. В целом по Беларуси за 2000-2009 гг. доля неблагополучных семей увеличилась на 1,4%[12,с.44]. Всего в Беларуси насчитывается 300000 неполных семей [16, с.100].
Состояние семьи в Беларуси вызывает определенное беспокойство. Индикаторами неблагополучия институтов брака и семьи можно считать большое количество разводов, низкую рождаемость, высокий уровень детской, подростковой и молодежной преступности, социального сиротства, увеличивающуюся девиацию поведения среди молодого поколения, женщин и мужчин старшего возраста (алкоголизм, наркомания, нецензурная брань в общественных местах, правонарушения, половая распущенность и т.д.). Другими словами, современная семья плохо справляется не только с функцией деторождения, но и с воспитанием и социализацией детей. Разводы указывают на то, что большое количество супружеских пар не могут сохранять благоприятные отношения, не могут жить вместе, даже тогда, когда у них есть общие несовершеннолетние дети. Эти явления и процессы заставляют думать многих людей о крайнем неблагополучии семьи в Беларуси, о ее кризисе.
Неблагополучная семья
оказывает отрицательное
Социальная работа с неблагополучными семьями в последнее время становится особенно актуальным направлением всей области социальной защиты населения.
Органами прокуратуры Витебской области уделяется пристальное внимание проблемам профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, защиты их прав, возмещения нерадивыми родителями расходов, затраченных на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. В связи с этим проделана значительная работа по созданию действенной системы защиты прав и законных интересов детей, оздоровлению обстановки в неблагополучных семьях.
В целях повышения
эффективности прокурорского
В декабре истекшего года прокурорами городов и районов совместно с представителями комиссий по делам несовершеннолетних, отделов внутренних дел, здравоохранения осуществлены рейды с посещением семей, в которые были возвращены дети после их отобрания у родителей, а также обследование условий жизни и воспитания детей, находящихся в социально опасном положении. Указанные мероприятия освещены в средствах массовой информации.
В течение 2008 г. года прокурорскими работниками области прочитано 233 лекции на правовую тематику учащимся учебных заведений, принято активное участие в выполнении программы «Дискотека», предусматривающей выступление с профилактическими беседами перед участниками развлекательных мероприятий (89 случаев) [16, с.55].
В целом органами прокуратуры области в 2008г. проведено 303 проверки по соблюдению законодательства о профилактике правонарушений, преступлений, безнадзорности несовершеннолетних и защите прав ребенка, по результатам которых внесено 735 актов прокурорского реагирования, к дисциплинарной, административной, материальной ответственности привлечены 239 должностных лиц. В органы государственной власти направлено 108 информационных записок о состоянии законности и преступности среди несовершеннолетних [16, с.58].
И именно специалист социальной сферы должен помочь ребенку из неблагополучной семьи правильно построить свой досуг, организовать процесс самообразования и самовоспитания.
Исходя из вышеизложенного, можно отметить актуальность избранной темы курсовой работы.
На современном этапе исследованиями проблем неблагополучной семьи и ее влияния на подростка занимаются такие исследователи, как С.Н. Бурова, А.К. Воднева,И.В.Дубровина (изучение причин появления неблагополуч-ных семей), А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, О.А. Янчук (исследование психологических проблем неблагополучных семей и их влияния на возникновение у подрсотков элементов девиантного поведения), В.С. Леухина, А.С. Никончук (разработка комплекса мер по выявлению детей, находящихся в социально-опасном положении), Г.И. Руденкова, Л.И. Смагина, Л.П.Шахотько (разработка комплексов профилактических мероприятий по работе с подростками из неблагополучных семей).
Цель курсовой работы: изучение влияния семьи на отклоняющееся поведение подростков.
Для достижения цели определены задачи курсовой работы:
1.Рассмотреть сущность понятий «неблагополучная семья» и «семейное неблагополучие».
2.Выявить социально-психологические аспекты влияния неблагополучной семьи на подростка
3.Провести эмпирическое исследование влияния семейного неблагополучия на наличие дезадаптированности в поведении подростков.
4.Изучить содержание социально – психологической помощи детям из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска».
Предмет исследования: влияние семьи на отклоняющееся поведение подростков.
Объект исследования: отклоняющееся поведение учащихся подросткового возраста.
Методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анкетирование, статистическая обработка данных.
Гипотеза исследования: семейное неблагополучие может способствовать возникновение у подростков дезадаптивного поведения.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Понятие «неблагополучная семья» и «семейное неблагополучие»
Неблагополучные семьи -
это семьи с низким социальным
статусом, в какой – либо из сфер
жизнедеятельности или
В данной курсовой работе под неблагополучной мы будем понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
В настоящее время у отечественных и российских учёных, разрабатывающих рассматриваемую проблему, широкое распространение имеют сразу несколько терминов, относящихся к неблагополучной семье, поэтому остановимся на некоторых из них [12, с.34]:
1. Ведущий специалист по
2. Крупнейший социолог Н.А. Фалевич вводит термин «семьи, подверженные социальному давлению», и выделяет следующие типы этих семей: конфликтные, аморальные, педагогически не состоятельные, асоциальные [12, с.34].
3. В.В. Чечет, употребляя уже известный термин «неблагополучные семьи», распределяет их на проблемные, конфликтные, кризисные, невротические, педагогически слабые и дезорганизованные [12, с.35].
4. Группа психологов, в том числе А.Д. Виноградова, Е.С. Иванов и Л.М. Шипицына, отталкиваясь от степени деформации семьи под воздействием факторов риска, говорят о «социально не защищенной семье» и выделяют две основные группы:
• семьи, нуждающиеся в социальной поддержке как находящиеся в трудной жизненной ситуации (многодетные, неполные, малообеспеченные, имеющие ребёнка-инвалида, находящиеся на грани развода, семьи безработных, вынужденных переселенцев, семьи с асоциальным поведением её членов, с деструктивными взаимоотношениями и т.д.);
• семьи, у которых возникают трудноразрешимые проблемы (студентов, молодожёнов; в преддверии рождения ребёнка или после этого события; с ребёнком, поступившим в школу или только получившим школьное образование; неспособные создать условия для полноценного развития и воспитания детей) [12, с.35].
5. Другая группа исследователей, в которую входят В.В. Бойко, О.И. Копытенкова и К.М. Оганян, связывая упоминаемые понятия риска и семейного неблагополучия, пришли к определению «семья социального риска» [12, с.36].
6. Ещё одна позиция, которую излагают Л.Я. Олиференко и Т.И.Шульга, заключается в том, что неблагополучные семьи можно подразделить на криминогенные, злоупотребляющие спиртным, семьи безработных, лишённых родительских прав [12, с.36].
Наиболее характерными чертами для выделяемой нами группе семей представляются следующие:
1. Неблагополучная семья может быть вычислена социальными работниками и отнесена к нуждающимся во внимании даже без личного ознакомления, по ряду достаточно формальных признаков. К факторам риска относятся многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и пр. Подчеркнём также, что нежелательный исход в виде перемещения в следующую группу для такой семьи отнюдь не обязателен, хотя очень реален. Недаром термином «риск» обозначают потенциальную, возможную опасность, которая может и не настичь семью. Подчеркнём также, что для названных семей особенно значима материальная поддержка, в чём социальным работникам большую помощь могут оказать неправительственные организации и благотворительные фонды.
2. В данную категорию семьи перемещаются тогда, когда к объективным трудностям прибавляется субъективная неспособность с ними справиться и отношения в семье приобретают напряжённый характер. Кроме того, неблагополучной может стать и семья, материально обеспеченная, но в которой специфика трудовой деятельности взрослых приводит к отчуждённости между мужем и женой, родителями и детьми. Обычно о возникновении проблем во взаимоотношениях (вновь напомним, что речь идёт только о семьях с детьми) можно судить по внешнему виду ребёнка и его поведению [19, с.144].
Применительно к семьям так называемых «новых русских» более ясную картину возможного эмоционального отчуждения способны дать диагностические материалы. Заметим, что в настоящее время должности практических психологов введены во многих учреждениях системы образования, следовательно, получить такие данные не представляет сложности. При отсутствии в штатном расписании психологов необходимое обследование может провести и классный руководитель. Ещё подчеркнём, что негативные проявления в проблемных семьях можно затормозить и соответственно стабилизировать обстановку, однако делать это психологу, классному руководителю, социальному педагогу необходимо с максимальной деликатностью [19, с.145].
Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков