Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Дети из неблагополучных семей имеют менее благополучную картину эмоционально-личностной сферы в сравнении с их сверстниками из благополучных семей. В исследовании детей 5-7 лет на основе рисунков «Моя семья» выяснилось, что существуют принципиальные различия между мальчиками и девочками из неблагополучных семей в их отношении к близким взрослым (эмоциональное состояние у мальчиков из благополучных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек; однофигурные композиции семьи и схематичное изображение себя свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки или их сверстники из неблагополучных семей) [2, с.100]. Таким образом, для мальчиков из неблагополучных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение.
Многие психологи также
Для неблагополучных семей характерна инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. Как пишет С.Н. Бурова «в наиболее травмирующей семейной ситуации оказываются опять же мальчики, лишенные как любви матери, так и авторитета отца. К тому же матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном, усугубляя этим его переживания» [16, с.100]. По данным психиатров больше всего неблагополучных семей у детей с истерическим неврозом, у мальчиков достоверно чаще, чем при остальных клинических формах неврозов. Истерический невроз у мальчиков в значительной степени вызван отсутствием мужского влияния и недостаточной эмоциональной отзывчивости со стороны матери [16, с.101].
Обобщая негативные последствия для мальчиков, воспитанных в неблагополучных семьях, Э.Сюллеро пишет о том, что такие дети: не уверены в себе; испытывают трудности с определением моральных ценностей, с взятием на себя ответственности, с развитием чувства долга и с принятием обязательств по отношению к ближним; с трудом уважают авторитеты и сталкиваются со сложностями завоевания собственного авторитета; чаще, чем сыновья, имеющие отцов, проявляют склонность к гомосексуализму; чаще имеют психологические комплексы, которые в худшем случае могут привести их к алкоголизму, токсикомании и правонарушениям [2, с.104].
У детей из неблагополучных семей также наблюдается нарушения самооценки. С.А.Королева обследовала детей 5-6 лет. Как показали результаты, у детей из неблагополучных семей образ себя носит аморфный, диффузный характер, искажается отношение к себе, нарушается восприятие своего положения в семье. Кроме того, самооценка таких детей носит менее дифференцированный характер по сравнению с детьми из благополучных семей. Было также обнаружено, что вещественные желания таких детей преобладают над социальными [21, с.211].
В литературе часто встречается мнение о феномене массового социального одиночества детей из неблагополучных семей и их невысокой способности строить конструктивное межличностное взаимодействие. Н.Ф. Дивицина, опросив старшеклассников из неблагополучных и благополучных семей выяснила, что дети из неблагополучных семей значительно чаще пользуются советами своих друзей и подруг. Такие несовершеннолетние «советчики», дают недостаточно социально зрелые советы, что влияет на характер принимаемых детьми жизненных решений. 30% детей из неполных семей отвергает все возможные варианты советчиков и принимает важные для себя решения самостоятельно [10, с.141].
Другим возможным объяснением отсутствия уверенности и устойчивости в социальном включении может быть мнение Й.Лангмейера и др. По их словам, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, а отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу - «мать нас приводит к человеку, а отец к людям». В неблагополучной же семье ребенок, научившись от матери принятию, в отсутствие отца не научается отдавать. А ведь и то, и другое необходимо для гармоничного развития личности [10, с.144].
У детей из неблагополучных семей наблюдается также и деформация идентификации с родителями. Так, около 40% детей из неблагополучных семей категорически не желающих быть похожими на кого-либо из родителей, в то время как дети из благополучных семей – менее 30%. По мнению автора, данные показатели отражают проблемы воспитания, имеющие место в семьях с неблагополучием. Среди них - заниженный авторитет как совместно проживающего с ребенком родителя, так и отсутствующего в семье. Все это повышает степень риска при взаимодействии детей из неблагополучных семей с социальным окружением, деформируют развитие личности ребенка. Исследование также обнаружило высокий уровень тревожности, свойственный детям из неблагополучных семей. У подростков наблюдается тревога по причине финансовых трудностей семьи (в неблагополучной - 39%, в благополучных - 22%), беспокойство за здоровье родных (46% и 35%) [10, с.144].
Сравнение неблагополучных и благополучных семей с детьми-подростками свидетельствует, что школьники из неблагополучных семей чаще характеризуются низкой успеваемостью, ориентированы на самостоятельную трудовую деятельность и учебу в СУЗах, чем на поступление в ВУЗ.
Изучение детей из неблагополучных семей также свидетельствуют, что такие дети испытывают затруднения в следовании полоролевым моделям, соответствующим полу. У мальчиков это проявляется в большей психологической зависимости от окружающих, пониженном уровне самоконтроля, импульсивности, невысоком предпочтении мужских видов деятельности. У девочек наблюдаются сложности в сфере гетеросексуальных отношений (в дальнейшем они могут испытывать трудности в установлении взаимоотношений с мужчинами).
Наблюдается также и ряд различий в отношении к детям в неблагополучных семьях. Так, для мальчиков в неблагополучных семьях часто существует большее число ограничений и запретов, чем для девочек. По мнению О.Т. Георгишанов, в семьях мальчиков большую строгость матерей можно интерпретировать как реакцию на неприятие в мальчиках нежелательных черт характера бывшего партнера. Со стороны матерей угрозы, порицания и физические наказания чаще применяются к мальчикам из неполных семей по сравнению с полными. Здесь сыновья нередко становятся «козлами отпущения» для уменьшения у матери нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности (по данным психиатров в неполных семьях индекс невротизации выше у матерей мальчиков) [3, c.45].
В семьях девочек
все наоборот - количество угроз,
порицаний и физических
Таким образом, обобщая сказано выше, можно утверждать, что ситуация неблагополучных семьи часто оказывает негативное влияние на развитие ребенка. Причем это влияние многосторонне. В социально-экономическом плане такие дети менее экономически защищены и чаще предоставлены сами себе из-за чрезмерной занятости и трудовой перегруженности матери. В медицинском плане такие дети более подвержены различным заболеваниям, протекающим в тяжелой форме и чаще страдают различными соматическими заболеваниями во взрослом возрасте. При рассмотрении психолого-педагогических аспектов этого влияния можно сделать вывод, что у детей из неблагополучных семей чаще возникают нервные и психические расстройства, нарушения поведения, формируется дефектный тип личности и наблюдается множество трудностей психологического характера (от неуверенности и тревожности до нарушения полоролевой самоидентификации и снижения самооценки).
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков
Социальная дезадаптация – это нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, утрата социальных связей с семьёй и школой, резкое ухудшение нервно-психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, склонность к суициду.
Дезадаптация подростков прочно заняла место в социально- психологических проблемах подростков. И зачастую она является следствием семейного неблагополучия подростка, отрицательного влияния семейного уклада и образа жизни родителей.
Нами было проведено исследование с целью выявления влияния семейного неблагополучия на дезадаптивное поведение подростков и предпосылок к дезадаптации на базе УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» (см. Приложение А).
В ходе анкетирования было опрошено 50 человек: 18 юношей и 32 девушки в возрасте 14 – 17 лет.
Семья играет немаловажную роль в развитии ребёнка. В семье происходят первые шаги социализации, первое усвоение норм, правил, социальных ролей, находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного общества. Среди опрошенных только 25% воспитываются в полной семье, среди которых встречаются неблагополучные и 75% – в неполных, что может влиять на возникновение дезадаптированного поведения у подростков. Однако даже неполная семья – это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, внимание.
Образование по природе своей содержит в себе огромный социотворческий потенциал и может служить одним из важнейших факторов социализации и профилактики дезадаптации несовершеннолетних. От регулярности посещения школы зависит уровень образования, который является своеобразным зеркалом общества. Так 34% респондентов регулярно посещают школу, 66% – нерегулярно.
Дети, не посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии и плохо учатся. В связи с этим у них появляется много свободного времени, а также относительная самостоятельность в выборе вариантов поведения. Вследствие этого некоторые подростки совершают асоциальные поступки, в результате чего попадают в ИДН. Эта тенденция прослеживается и в результатах исследования – 40% детей ранее попадали в ИДН, однако сейчас такого с ними не происходит, 30% опрошенных никогда ранее не попадали в ИДН, 30% подростков попали в ИДН в первый раз. [см. Рис. 2.1.1]
Рис. 2.1.1
Работа для подростка – это не только получение специальности, но и воспитание нравственности. Из ответов несовершеннолетних видно, что 40% опрошенных начали работать в свободное от учёбы время, из них 30% в возрасте до 14 лет и 70% по достижению этого возраста. А 60% учащихся нигде не работают.
В социализации подростков семья занимает не последнее место. Родители, зависимые от алкоголя, наркотиков или психически нездоровые, не всегда могут разделить эмоции с ребёнком. Так у 20% респондентов оба родителя злоупотребляют алкоголем, у 30%- только мать, у 50%- только отец. Данная ситуация говорит о том, что родители для этих детей представляли пример для подражания в области употребления спиртных напитков. Если другие члены семьи, родственники или друзья не способны заполнить пробелы в воспитании, допущенные родителями, то дети учатся полагаться на самих себя и справляться с трудностями, которые встречаются на их пути, наилучшим, по их мнению, образом.
И действительно среди подростков, чьи родители злоупотребляют алкоголем, 50 % уже употребляют спиртные напитки, 40 % школьников курят, 30% опрошенных занимаются воровством и 20% – попрошайничеством, а 10% - употребляют наркотики. Энергия, которую они на это затрачивают, и состояние высокой тревожности оставляют совсем мало места для достижения успехов в учёбе или для заботы о чувствах других. Поэтому такие ребята не способны налаживать и поддерживать взаимоотношения или проявлять привязанность по отношению к воспитателям, друзьям или потенциальным партнёрам.
Низкий уровень доходов и качества жизни препятствуют выполнению семей обязанностей по попечению и бытовому обслуживанию детей; отрицательно сказывается на психическом и физическом здоровье детей, возможности их полноценной социализации в обществе. Всё это влияет на дезадаптацию подростков, а также на появление у них отрицательных привычек. Как видно из ответов респондентов для 20% детей – это отсутствие карманных денег, стремление походить на своих друзей и знакомых повлияло на 30% опрошенных, желание не проводить свободное время дома на 10%, а наличие свободного времени на 40%. [см. Рис. 2.1.2]
Рис. 2.2.2
В результате нашего исследования было выявлено, что на наличие дезадаптированности подростков влияют:
66% – нерегулярное посещение школы;
40% – постановка на учёт в ИДН;
50% – злоупотребление родителями спиртных напитков;
40% – табакокурение самих подростков;
40% – наличие свободного времени.
Таким образом, определив основные факторы, влияющие на процесс дезадаптации подростков, мы достигли цели исследования и ещё раз подтвердили, что причины появления такого поведения идут от особенностей семейного воспитания, от окружения подростков, от неумения правильно организовать своё свободное время, а также от потери престижа образования и честного заработка. Эти и многие другие факторы приводят к переоценке жизненных ценностей, возникновению нового идеала – так называемого «нового русского», обладающего огромными доходами, но зачастую не имеющего образования, достигшего богатства социально не одобряемыми способами. Это приводит к тому, что у подростков возникает желание достичь успеха не прилагая к этому серьёзных усилий.
Однако социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому, по мнению многих учёных и практиков, можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Здесь важно лишь одно: не опоздать, воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их жизни целиком и полностью не превратилась бы в их суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать их возрастным и индивидуальным потребностям.
Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков