Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 20:52, курсовая работа
Семья является сложным и универсальным социальным образованием. Она сочетает в себе свойства малой социальной группы-ячейки общества и социального института, а также социальной организации и социальной структуры. При этом семья, ее положение и статус в значительной мере обеспечи¬вают стабильное функционирование общества, его прогресс. В сфере общественной жизни семья занимает особое место.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ 6
1.1 Понятие «неблагополучная семья», «семейное неблагополучие» 6
1.2 Социально-психологические аспекты влияния
неблагополучной семьи на подростка 11
ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
НА ДЕЗАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ 17
2.1Влияние семейного неблагополучия на наличие отклонений
в поведении подростков 17
2.2 Содержание социально – психологической помощи детям
из неблагополучных семей в УО «Общеобразовательная средняя
школа № 2 г. Витебска» 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей.
Обучающий и развивающий тренинг - это применение коррекционных и обучающих методов, направленное на развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и семейной компетенции детей и подростков, ослабленных в силу особенностей воспитания или социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в различных видах деятельности.
3. Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя рол лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Коррекция – это коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка; профилактика нежелательных, негативных тенденций, личностного и интеллектуального развития.
Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику, на весь организм и поведение ребенка и взрослого, комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и собственной личности.
Постоянно организовываются:
- родительски собрание для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;
- тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия. Среди таких навыков надо выделить:
- коммуникационные умения и навыки: умение «активного слушания», представляющее собой безоценочную реакцию, которая свидетельствует о том, что родители заинтересованно слушают и понимают своего ребенка; отработку «Я – сообщения», выражающего личную обеспокоенность родителя возможными последствиями действий ребенка и др;
- психогигиенические приемы преодоления стрессовых ситуаций. Повседневной саморегуляции, оказания психотерапевтического воздействия на ребенка и др;
- психолого-педагогические приемы: приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.
- деловая игра, направленная на повышение и расширение знаний родителей в области семейного воспитания.
4. При любом типе
воспитания необходима
5. «Стенд для родителей», где изложены основные положения касающиеся воспитания детей, представлена информация о возможной помощи, а так же описание работы социального педагога по работе с семьей: основные направления, формы и методы его работы и обязательно график работы.
6. Патронаж – одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещения на дому с диагностической, контрольной и адаптационно-реабилитационной целями. Патронаж проводиться со следующими целями:
Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных социальных факторов риска, исследования сложившихся проблемных ситуаций.
Контрольные (оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем, выполнения родителями рекомендаций.
Адаптационно-реабилитационные (оказание конкретной образовательной, психологической и посреднической помощи)
При разработке плана работы с детьми, направленной на корректировку отношения к взрослым организуются следующие мероприятия:
- классный час с целью выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения возможных форм поведения в заданной ситуации;
- ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации;
- упражнения для выявления и развития воображения детей, способности к вербализации их фантазий;
- индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.
Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия (см. Приложение В).
Таким образом, возможно организовать эффективную помощь неблагополучным семья и детям используя предложенную программу «Социально - педагогической помощи детям из неблагополучных семей» на базе УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска».
Улучшение благополучия семей должно включать работу по следующим направлениям: по улучшению материального положения семьи; по улучшению морально-психологического климата семьи; по оптимизации структуры семьи; по улучшению положения неполных семей; по улуч-шению положения семей с детьми, имеющими особенности в развитии; по улучшению взаимодействия отцов и детей; по совершенствованию государственной семейной политики; по повышению престижа института семьи и семейной жизни; по разработке научно обоснованных рекомендаций в сфере семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников и проведенное исследование позволили нам достигнуть цели и задач курсовой работы, а также сделать следующие выводы:
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». К объективным причинам неблагополучия семьи относятся: экономический уровень жизни населения, обеспеченность семьи жильем, уровень социальной защиты семьи и прав ребенка, идеология государства в области семьи и брака, условия социализации подрастающего поколения, характер законодательства в области брака и семьи, престижность в стране институтов брака и семьи, негативные тенденции в социуме, выражающиеся в росте алкоголизма, наркомании, правонарушений и т.д., индивидуализация жизни как социально-психологическая тенденция. К субъективным причинам относятся: социально-психологические особенности супругов, уровень их нравственного развития (альтруизм/эгоизм), распределение между супругами домашних обязанностей и участие в воспитании детей, ценностная структура личности, в том числе ценность ребенка и семьи, наличие или отсутствие вредных привычек, личностные установки в сфере брака и семьи, уровень знаний о брачно-семейных отношениях, умения и навыки для жизни в семье, состояние физического и психического здоровья, наличие общей семейной цели и цели в воспитании детей.
Неблагополучие семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям – от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте. Следствием семейного неблагополучия подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. Все это создает конфликтные ситуации, а они приводят к отклонениям в поведении. Так, основными факторами, влияющими на процесс дезадаптации подростков являются: 66% – нерегулярное посещение школы; 40% – постановка на учёт в ИДН; 50% – злоупотребление родителями спиртных напитков; 40% – табакокурение самих подростков и их родителей; 40% – желание походить на своих друзей и родственников. Тем самым прослеживается четкая закономерность между особенностями образа жизни семей и появлением дезадаптированности у подростков.
Таким образом, социальная дезадаптация является разрушением, расстройством тех результатов, которые достигнуты в процессе адаптации индивида к обществу.
В УО «Общеобразовательная средняя школа № 2 г. Витебска» функционирует программа по работе с неблагополучной семьей, целью которой является создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи. Данная программа рассчитана для детей с 1 по 11 класс и успешно реализуется посредством социально-психологической службы школы.
Социально-психологическая деятельность с детьми из неблагополучных семей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости), социологии и социальной психологии (исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Таким образом, предполагаемая гипотеза подтвердилась, действительно, семейное неблагополучие может способствовать возникновение у подростков дезадаптивного поведения.
На основе изученной литературы и результатов проведённого нами исследования были разработаны рекомендации для родителей, имеющих детей подросткового возраста с отклоняющимся поведением, которые имеют практическую значимость в решении данной социально-педагогической проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Беличева, С.А. Основы превинтивной психологии./ C.А.Беличева - Москва: Просвещение, 1993 – 241с.
2. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатара./М.И.Буянова – Москва: Просвещение, 1988 – 154с.
3. Воднева, А.К. Неблагополучная семья/ А.К. Воднева// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2009. - № 6. - с. 44-47.
4. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций./А.Я.Варга - СПбю:АРГУС, 2001 – 252с.
5. Гигевич,С.В. Социально-психологические особенности неблагопо-лучных семей / С.В. Гигевич // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. - № 12. – с. 46-47
6. Гнилицкая, Н.Л. Откуда берутся «трудные» дети?: психология неблагополучных семей / Н.Л. Гнилицкая // Адукацыя i выхаванне, 2008. - № 4. – с. 13-19.
7. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование, 2002. - № 6 – с. 98-99.
8. Государство на страже детей // Адукацыя i выхаванне, - 2007. - № 1. – с. 5-11.
9. Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006. № 66,2/115.
10. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. / Н.Ф.Дивицына – Ростов на Дону: Бином, 2005 – 274с.
11. Жиров, Ю.С. Особенности детско-родительских взаимоотношений в полных и неполных семьях / Ю.С. Жиров // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2007. - № 12. – с. 47-51.
12. Кедярова, Р.Н. Неблагополучная семья, как социально-педагогическая проблема / Р.Н. Кедярова // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2008. - № 5. – с. 34-40.
13. Макаренкова, И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы)/ И.В.Макаренкова, А.В.Мисько – Москва:АРГУС, 2004. – 267с.
14. Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. – Москва: МГУ, 2003. – 195с.
15. Михеева, Г.В. Подходы в работе с неблагополучными семьями/ Г.В. Михеева// Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2005. - № 3. – с. 27-29.
16. Отчет национального исследования причин семейного неблагополучия в Республике Беларусь / С.Н. Бурова. – Минск.: В.И.З.А. ГРУПП, 2009. – 352с.
17. Психодиагностика: Конспект лекций / Сост. Посохова С. Т. – Москва: БЕК, 2004. – 278с.
18. Семейная воспитательная группа: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних / Под ред. Г. М. Иващенко. — Москва: Государственный НИИ семьи и воспитания, 200. – 300с.
19. Социальная педагогика: Курс лекций / под общей ред. М.А. Галагузовой. – Москва: Эксмо, 2000. – 276с.
20. Статистический ежегодник: Республика Беларусь: 2010г. – Минск: АПО, 2010. – 600с.
21. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкий – Санкт-Петербург: Питер, 1999. – 307с.
Информация о работе Влияние семейного неблагополучия на отклоняющееся поведение подростков