Влияние сферы развлечений на школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:32, реферат

Краткое описание

Предметом исследования является изучение влияния сферы развлечения на школьников, и выявление положительных и отрицательных отклонений в их поведении (социализации и усвоении принятых норм и ценностей). Так как нельзя утверждать характер влияние, и существование тех или иных отклонений, целью исследования является выявление характера такого влияние и проявление отклонений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Теоретическая часть………………………………………………………7
Методологическая программа…………………………………………...9
1 этап…………………………………………………………………………9
2 этап………………………………………………………………………...12
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемой литературы……………………….……………..15

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние сферы развлечений на школьников.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Методологическая программа.

1 этап - Проведение неформализованного включённого наблюдения.

Сроки наблюдения: 1 месяц (с 25 марта по 25 апреля).

За данный период было посещено 4 учебных будних дня (что давало возможность наблюдать  поведение учеников на переменах, фиксировать темы их разговоров о досуге, а так же за тем, как ученики расходятся со школы, о чем разговаривают на крыльце)

Наблюдение  проводилось в 11 социально-экономическом  классе Гимназии №85.

Количество  учеников в классе – 24.

Средний возраст 16-17 лет. Из них девочек – 13, мальчиков – 11.

Деления по полу не было, и наблюдение производилось  в смешанной группе, вне зависимости  от пола наблюдаемых.

Наблюдение  проводилось по критериям, выделенным в теоретической части исследования. Фиксация данных в наблюдении проводилась в основном по параметрам вербального общения, то есть вся нужная информация извлекалась непосредственно из разговоров старшеклассников на переменах и после занятий. Одной из первых задач фиксации данных, было строго количественное упоминание в разговорах тех или иных сфер развлечений.

В результате можно представить вертикальную зарисовку сфер развлечения, которая будет отражать популярность конкретной сферы среди школьников по убывающей последовательности.

Кинотеатры


Кафе, рестораны, бары


Ночные клубы


Прогулки (парки, улицы, и.т.д.)


Спортивные развлечения


Шопинг


Концертные программы, шоу


Музеи, выставки


Театры

 

 

Опираясь на концепции Эриха Фромма, Жана Бодрийяра, Герберта Маркузе, поделим все вышеперечисленные  сферы с точки зрения эффекта, производящего на духовное развитие потребителя и его социализацию.

1 – Деструктивность (свойство сферы развлечений влиять на личность негативно, нарушая нормальное функционирование и вносящее разрушительные аспекты в формирование системы ценностей).

2 – Конструктивность (свойство сферы развлечений влиять на личность положительно, способствующее прогрессивному развитию личности, вносящее развивающие аспекты в формирование ценностей принятых с точки зрения общечеловеческой морали и нравственности).

3 – Нейтральность (свойство сферы развлечений не вносить не ярко отражённых положительных директив, не ярко выраженных отрицательных, но одновременно с этим способность сферы влиять как положительно так и отрицательно в зависимости от характера использования сферы субъектом).

Присвоив каждой сфере определённое свойство, можно  обрисовать следующую картину, отражающую влияние той или иной сферы  на школьников.

Кинотеатры

Нейтральность

Кафе, рестораны, бары

Нейтральность, Деструктивность

Ночные клубы

Деструктивность

Прогулки

Конструктивность, Нейтральность

Спортивные  развлечения

Конструктивность

Шопинг

Нейтральность, Деструктивность

Концертные  программы

Конструктивность, Нейтральность

Музеи, выставки

Конструктивность

Театры

Конструктивность


 

Краткое обоснование аспектов каждой сферы:

Кинотеатры – могут нести как положительное, так и отрицательное влияние в зависимости от жанров показываемых фильмов.

Кафе, бары, рестораны – влияние зависит от целей использования данной сферы. К примеру интеллектуальные увлечения, либо опыт общения – является здесь положительным влиянием, а времяпрепровождение с целью курения и распития алкогольных напитков – отрицательное.

Ночные  клубы – чисто гедонистическая сфера, не способствующая культурному просвещению, часто провоцирующая влияние губительное для здоровья (курение, алкоголизм, наркомания).

Прогулки – влияние зависит от целей использования (оздоровительные прогулки на свежем воздухе, либо «посиделки у подъездов» и.т.д.)

Спортивные  развлечения - несут в себе положительных характер, развивающий интерес либо непосредственно физическое совершенствование.

Шопинг- влияние зависит от целей использования.

Концертные  программы – влияние зависит от характера программ. (Концерты классической музыки несут положительный характер, в то время как концерты с хаотичным поведением субъектов несёт абсолютно деструктивный характер)

Музеи, выставки – строго положительный, развивающий характер.

Театры - строго положительный, развивающий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 этап - Проведение неформализованного интервью у фокус-группы. (Вспомогательный аспект исследования).

После проведения наблюдения, как основного метода данного исследования, приступим  ко второму этапу, который поможет  нам более точно сделать вывод, основываясь не только на результатах наблюдения, но и на мнениях самих школьников.

Главной задачей  проведения интервью у небольшой  группы школьников данного класса (конкретно 7 человек, из них 4 девочки, 3 мальчика) было выявление тех конструктивных и деструктивных аспектов, которые можно наблюдать в той или иной сфере развлечений (нейтральный аспект присутствует, но нас интересует в меньшей степени). Участникам интервью предлагались вопросы по каждой сфере деятельности, и они пытались описать те явления, которые наиболее характерны для данной сферы. Школьникам предлагалось описать те сферы, в которых они систематически проявляют свое участие, используя их в качестве досуга.

В результате проведения данного интервью можно составить  таблицу, показывающую насколько в  каждой сфере проявляются те или иные аспекты.

Сфера развлечений

Аспекты, проявляющиеся  в данной сфере

Кинотеатры

накопление  знаний,

увеличение  эмоциональной активности,

отсутствие  стремлений к развитию,

желание нарастающего потребления продукции.

Кафе, рестораны, бары

накопление  знаний,

увеличение  эмоциональной активности,

курение,

алкоголизм,

ненормативная лексика,

нежелание выполнять продуктивную деятельность, отсутствие стремлений к развитию,

желание нарастающего потребления продукции.

Ночные клубы

курение,

алкоголизм,

наркомания,

ненормативная лексика,

нежелание выполнять продуктивную деятельность, отсутствие стремлений к развитию,

желание нарастающего потребления продукции.

Прогулки

накопление  знаний, 

увеличение  эмоциональной активности,

заинтересованность в продуктивной деятельности,

курение,

алкоголизм,

наркомания,

ненормативная лексика,

отсутствие  стремлений к развитию.

Спортивные  развлечения

накопление  культурного опыта, 

накопление  знаний, 

увеличение  эмоциональной активности, 

заинтересованность в продуктивной деятельности.

Шопинг

увеличение  эмоциональной активности, 

заинтересованность  в продуктивной деятельности,

нежелание выполнять продуктивную деятельность, желание нарастающего потребления продукции.

Концертные  программы

заинтересованность творчеством, 

накопление  культурного опыта, 

увеличение  эмоциональной активности,

курение,

алкоголизм,

ненормативная лексика.

Музеи, выставки

заинтересованность  творчеством,

накопление  культурного опыта,

накопление  знаний, 

увеличение эмоциональной активности, 

заинтересованность  в продуктивной деятельности.

Театры

заинтересованность  творчеством, 

накопление  культурного опыта, 

увеличение  эмоциональной активности.




 

 

Примечание.

Деструктивные аспекты выделены курсивом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В результате данных, полученных после проведения наблюдения, и неформализованного интервью, можно  отобразить получившиеся результаты в  виде таблицы. Напротив каждой сферы  развлечений стоит то количество плюсов, которое соответствует количеству аспектов, которые наиболее популярны в данной сфере.

Сфера развлечений

К*.

Д*.

Кинотеатры

++

++

Кафе, рестораны, бары

++

++++++

Ночные  клубы

 

+++++++

Прогулки

+++

+++++

Спортивные  развлечения

++++

 

Шопинг

++

++

Концертные  программы

+++

+++

Музеи, выставки

+++++

 

Театры

+++

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. 

Нейтральность = Деструктивность/Нейтральность (включает в себя и то и другое)

Д*- Деструктивность.

К*- Конструктивность.

 

Вывод:

Результаты  исследования представлены в таблице, в которой отчетливо видно, что сфер, которые влияют на школьников положительно больше, нежели сфер влияющих отрицательно. Однако, если посмотреть на четыре самые популярные сферы в среде школьников, видно, что в них преобладают именно негативные аспекты, влияющие на социализацию и формирование жизненных ценностей и установок. Сферы, которые влияют только положительно, стоят на нижних ступенях популярности среди школьников. Конечно, данные результаты нельзя применить ко всем школьникам, ведь каждый 11-классник обладает своими интересами, многие из них не подвержены массовым влияниям и влиянием сфер развлечений в «обществе потребления». Однако это даёт возможность полагать о неких общих тенденциях негативного влияния сферы развлечений, а так же некоторый регресс в развитии культурно-ценностных ориентаций среди школьников старших классов.

 

Список  используемой литературы.

 

  1. Телятникова , Т. В. Панфилова Страниц: 635. Издательство: АСТ, 2004.
  2. Социология. Искусство задавать вопросы. Аверьянов Л. Я. М., 1998. [(Глава 1-3) электронный вариант].
  3. Рабочая книга социолога. М., 1983.
  4. Анатомия человеческой деструктивности. Эрих Фромм Пер. с англ. Э. М.
  5. Общество Потребления. Жан Бодрийяр [электронный вариант].
  6. Моё Кредо. Эрих Фромм, статья.

 


Информация о работе Влияние сферы развлечений на школьников