Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:48, реферат
Сегодня социальная педагогика как наука проходит сложный путь своего становления и развития, начиная от осознания учеными и практиками необходимости исследования социальных аспектов образования и воспитания детей до формирования обоснованного иерархического корпуса научного знания как теоретического фундамента педагогически специализированных направлений социальной практики. В настоящее время в современной России формируются опыт социально-педагогической работы с различными категориями и группами населения и система непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы;
Введение…………………………………………………………….. ……3
1. Социальная педагогика как наука……………………………….4
2. История становления социальной педагогики как науки………15
Заключение ….…………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………….
Первую серьезную попытку реализации некоторых важнейших идей Руссо предприняли в последней четверти 18 – начале 19 века немецкие педагоги – филантропинисты Иоганн Бернхард Базедов (1724-1790), Х.Г. Зальцман (1744-1811), Э.Х. Трапп (1746-1818) и другие, создавшие школы – филантропины, условия воспитания в которых, в сравнении с обычными учебными заведениями, значительно более соответствовали природе детей.
Э. X. Трапп задумал
выстроить здание науки о воспитании
на фундаменте тех идей, которые
филантропинисты декларировали
в своих программных
Как и другие филантропинисты, Трапп выводил необходимость воспитания из требования совершенствовать все задатки личности, имеющиеся у нее от природы, и готовить ее к добропорядочной и счастливой жизни в обществе; он признавал также вытекающую отсюда необходимость решать эту задачу с учетом психологических и других знаний о человеке. «Прежде всего следует познать природу человека... что в настоящее время представляет собой наибольшую из всех существующих трудностей; для осуществления воспитания требуются люди, которые целиком посвятят ему себя и не будут рассматривать его как «побочное занятие, как незначительный довесок других дисциплин», в первую очередь теологии. В своем труде — «Опыт педагогики» Трапп старается показать самостоятельную научную ценность теоретико-педагогической системы.
Он очень подробно обсуждает главный для педагогики вопрос — о познавательных источниках правил воспитания, исходя при этом из положений о «воспитании вообще». По Траппу, педагогическое знание следует дедуцировать из «человеческой природы и природы человеческого общества».
Отсюда следовал императивный вывод: «Итак, мы обязаны накопить больше данных о явлениях в области душевной жизни, о проявлениях характера молодого человека, если мы хотим вывести из них эффективные правила воспитания». В другом месте на вопрос, по каким законам происходят душевные процессы, Трапп отвечает: «Мы... или я слишком мало знаем о внутреннем мире человека, чтобы можно было точно объяснить причины и результаты по их внешним проявлениям... И все-таки это необходимо. Если бы мы имели в достаточном числе результаты правильно поставленных педагогических наблюдений и достоверных опытов, мы могли бы составить совершенную систему педагогики...»
Собранные эмпирические данные Трапп считает важным подвергнуть планомерной обработке. Предпосылкой этого плана должны стать «принципы и выводы из принципов, которые связываются в единое целое».
В Англии представителями течения филантропизма были Роберт Оуэн и Бернардо. Роберт Оуэн (1771-1858) опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Оуэн, анализируя зависимость человека от окружающей среды, утверждает, что человек является продуктом окружающей среды, что человек не виновен в своих неблаговидных поступках, а виновна окружающая среда. Правильным воспитанием можно воспитать «рациональные характеры и таким образом изменить общество».
В его социально-педагогических экспериментах, которые он начал как филантроп Оуэн значительно улучшил условия труда и жизни своих рабочих, сократил рабочий день с 14-16 до 10,5 часов, повысил заработную плату, выстроил хорошие жилища, открыл культурно-просветительные, учреждения и организовал рациональное воспитание, создав «школу» для малышей с яслями и площадкой для игр. С 6 до 10 лет дети рабочих учились в начальной школе, а после 10 лет, трудясь на фабрике, посещали вечернюю школу. Всю эту систему воспитательных учреждений Оуэн назвал « Новым институтом для образования человеческого характера».
Как и многие другие педагоги-мыслители, Оуэн переоценивал роль воспитания, допускал другие ошибки социально-педагогического характера. И все же его эксперименты интересны и поучительны. Он впервые в мире создал учреждения по дошкольному воспитанию, где педагоги широко применяли игры, заботились о физическом и эстетическом здоровье детей. Его заслуга и в том, что в теории и на практике он обращался к проблеме коллективизма в воспитании [3].
Роберт Оуэн и Шарль Фурье (1772-1825) призывали создавать фаланстеры, своеобразные кооперативы, перевоспитывая в них человека. Фурье, потерпев крах фаланстера для взрослых, приходит к выводу, что изменить общество можно только созданием детских фаланстеров, где будет воспитываться новое поколение.
Бернардо называли «отцом ничьих детей». В 1867 году он основал воспитательное учреждение для беспризорных детей, названное колонией. Воспитывающиеся здесь мальчики получали начальное образование и могли выбрать одну из 11 профессий, которым их обучали в колонии. Для девочек была организована колония в Ильдорфе. В отличие от мальчиков, они жили разновозрастными «семьями», возглавляемыми «матерью» (воспитательницей), по 15-20 человек в отдельных коттеджах. Еще одним воспитательным учреждением Бернардо стала мореходная школа для «трудных» подростков в Норфолке, где велась подготовка юнг и матросов.
Воспитательная деятельность врача и педагога Бернардо получила признание и поддержку общественности. В 1880 году в Англии стали создаваться «поселки» для детей, получившие название «национальных детских домов». В каждом из них проживало 100-300 детей, делившихся на разновозрастные группы по 7-10 человек. Проживание в отдельных коттеджах, общение с природой, гуманное воспитание делали подобный тип детского учреждения достаточно эффективным, что было подтверждено временем и практикой [7].
На педагогическое творчество Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) также огромное влияние оказали идеи Руссо. Его личная педагогическая работа с сиротами, для которых он на свои личные деньги приобретал дома, превращая их в школы – интернаты, ознаменовали новое качество в содержании и методах обучения и воспитания, оказавших плодотворное влияние на развитие педагогической теории и практики, общества в целом. Для Песталоцци воспитание – это помощь развивающемуся человеку в овладении культурой, в самодвижении к совершенному состоянию; это помощь природе ребенка, стремящейся к общественному развитию; это помощь саморазвитию заложенных в человеке сил и способностей. Песталоцци требовал строить взаимоотношения между воспитателем и ребенком на гуманной основе, суть которого, по его мнению, сводилась к признанию свободы и независимости детской личности. Воспитание должно заложить в каждом человеке чувство собственного достоинства и свободы. При этом он придавал исключительно большое значение приобщению детей к опыту предшествующих поколений: суть образования, с его точки зрения, состоит в постижении ребенком принципов познания и способов познавательной деятельности; только оно способно обеспечить реальное развитие творческих потенций человека. Песталоцци считал, что ребенок должен как бы сам творить себя, осознавая свои индивидуальные способности по мере роста и развития; воспитание же здесь превращается лишь в способ обеспечения личностной независимости. Семейному воспитанию Песталоцци придавал огромное значение: в семье, утверждал он, заложены истоки нравственного воспитания. Песталоцци перешел от умозрительной разработки проблем воспитания к созданию практических, ориентированных на широкое распространение методик, тем самым, усилив влияние гуманистической педагогической традиции [12].
Однако на практике процесс становления массовой школы на Западе
в XIX веке проходил не под знаком этой гуманистической тенденции в педагогической теории. На характер массовой школы особенно большое
влияние оказали идеи Иоганна Фридриха Гербарта (1778-1841). Гербарт постоянно подчеркивал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Он говорил, что педагогу нужны широкие философские взгляды, чтобы повседневная кропотливая работа и ограниченный индивидуальный опыт не суживали его горизонта.
Искусство воспитания приобретается учителем в повседневной педагогической деятельности, и тем быстрее, чем глубже и основательнее усвоена им теория воспитания, считал Гербарт.
Изучая педагогическую
теорию, воспитатель не может, конечно,
вооружиться на будущее готовыми
рецептами для различных
Иоганн Фридрих Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. В соответствии со своей этической теорией, основой которой являются, как указывалось выше, нравственные вечные идеи, Гербарт считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, он имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему.
Педагог должен
поставить перед воспитанником
те цели, которые тот поставит сам
перед собой, когда сделается
взрослым. Эти будущие цели могут
быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.
Возможные цели — это те, которые человек
сможет когда-нибудь поставить перед собой
в области определенной специальности.
Необходимые цели — это те, которые нужны
человеку в любой области его деятельности.
Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развить в человеке многообразную, разностороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. В отношении же необходимых целей воспитание обязано сформировать нравственность будущего деятеля на основе идей благорасположения, права и справедливости, или, как выражается Гербарт, выработать у него цельный нравственный характер. Усматривая сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, Гербарт хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер.
Процесс воспитания Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание [5].
Педагогика Гербарта в своих сущностных чертах соответствовала характеру того общества, которое формировалось на Западе в первой половине 19 столетия, поэтому она интенсивно проникала в практику массовой школы.
Внедрение педагогики в общественную жизнь углубилось во второй половине 19 века, когда в поле ее зрения стала входить молодежь и более старшие возрастные группы. Рассматривались также представители общества, не вписывающиеся в систему правил и норм. Расширение было связано с социальными и культурными процессами, происходящими в Европе и Америке:
1) Индустриализация породила массовую миграцию сельского населения в города, где оно оказалось неприспособленным для жизни в новых условиях, зачастую не могло создать полноценных семей и дало всплеск преступности, аморального поведения, став основным поставщиком беспризорных, бродяг и нищих. В Америке положение усугублялось массовой иммиграцией из преимущественно слаборазвитых регионов Европы.
2) Урбанизация в Европе
совпала со становлением
3) Церковь как традиционный воспитатель, хотя и продолжала играть существенную роль в жизни людей, утратила монопольные позиции в сфере морали и воспитания (кроме того, она далеко не сразу осознала появление новых социокультурных реалий) [6].
Ответы, которые дала традиционная педагогика на изменившийся социальный заказ, оказались ограниченными. Так как каждая отрасль знания достаточно консервативна и объективно сопротивляется изменению или расширению объекта своего исследования.
Поэтому появление некоторой пустоты дало возможность социальной педагогике занять определенное место в сфере воспитания и становления человека.
Таким образом, на протяжении всего 19 века шел длительный и неоднозначный процесс отделения социальной педагогики от педагогики. При этом на ееразвитие, кроме философии и педагогики, большое влияние оказывали и другие науки: психология, социология, антропология (наука о происхождении и развитии человека), медицина и другие. Наряду с процессом отделения социальной педагогики одновременно шел и другой процесс – ее интеграция с другими науками.
Термин «социальная педагогика»
В 1850 году Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег назвал социальной педагогикой обучающе-воспитательную работу с сиротами, беспризорными и обездоленными. Согласно первой трактовке, социальная педагогика имеет нечто общее с социальной стороной воспитания (Карл Магер); согласно второй – она выступает как педагогическая помощь в определенных социальных условиях, ситуациях (Адольф Дистервег). Эти два подхода определили дальнейшее развитие социальной педагогики как отрасли знания.
Представителями первого направления были Карл Магер, Пауль Наторп (20-е годы), Е. Борнеманн, Ф. Шлипер (60-е годы), Д. Пегелер (80-е годы) и др. Со времен Карла Магера в развитии социальной педагогики рассматриваются предпосылки, методы и средства воспитания человека в обществе, для общества, через общество [12].
Наиболее яркий представитель социальной педагогики Пауль Наторп (1854-1924) рассматривал социальную педагогику как часть, аспект общей педагогики. Рассматривая основные функции человеческого существования, Пауль Наторп выдвинул три основные функции социальной педагогики. Первая – связана с половой жизнью ребенка, которая раскрывается в нем в кругу семьи и в контакте с ближайшим окружением. Вторая – с волей, которая формируется в школе и связана с осуществлением передачи знаний, при этом у ребенка развиваются эмоциональные, социальные и моторные способности. Третья – разум – раскрывается в общности. Пауль Наторп считал социальную педагогику педагогикой для всех молодых людей, задача которой – воспитание в молодежи начал солидарности и общественности.
Пауль Наторп одним из первых сформулировал идею интеграции социальных сил общества в целях обучения и воспитания. Он считал, что в воспитании существуют три фактора: семья, школа и общественная жизнь. Но дом и школа воспитывают в качестве организованной общности. Поэтому теория воспитания должна принять в качестве предпосылки жизнь в общности. В этой связи Наторп и предлагает концепцию «социальной педагогики, которая отражает признание того, что воспитание индивида во всех существенных отношениях обусловлено социальными причинами». Социальная педагогика, по Наторпу, не отрасль педагогики, а конкретная постановка цели и задач педагогики вообще, и тема ее – «социальные условия образования и образовательные условия социальной жизни». Он считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа.
Второй подход отражен в трудах Адольфа Дистервега (40-50-е годы 19 века), Германа Ноля, Гертруды Боймер (20-30-е годы 20 века), К. Молленгауэра (50-е годы) и др. Начиная с Адольфа Дистервега, представители этого направления пытаются дать ответ на социальные вопросы своего времени, такие как социальная незащищенность рабочего класса, образование народа, беспризорность и др.
Информация о работе Возникновение социальная психологии как наука