Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 16:11, научная работа
Проект воспитание ассертивной личности включает цели: а) повышение осознанности личных прав; б) формирование личности школьника с высоко развитыми ассертивными качествами; в) обучение вербальным и невербальным умениям.
В итоге ассертивная личность обладает характеристиками: 1) человек свободно выражает свои мысли, чувства; 2) он может общаться с людьми на всех уровнях: с незнакомыми людьми, с друзьями, семьей. Это общение всегда открытое, честное, прямое и адекватное. 3) активная ориентация к жизни: добиваться желаемого, пытаться влиять на события. 4) действия характеризуются самоуважением.
ВОСПИСТАНИЕ АССЕРТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Владивостокский государственный
университет экономики и
Кафедра «Финансы и Налоги»
Лысенко Василиса Валерьевна, студентка гр. ФК-09-02
Руководитель: Просалова Вероника Сергеевна, к.э.н., доцент каф. «Финансы и налоги»
Ассертивность (в переводе с английского языка слово «assert» — настаивать на своем, утверждать упорно, показательно, уверенно) — способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Согласно психологическому словарю, «ассертивность - способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других людей».
Принципы ассертивного поведения.
Принятие на себя ответственности за собственное поведение. По своей сути ассертивность — это философия личной ответственности. То есть речь идет о том, что мы ответственны за свое собственное поведение и не имеем права винить других людей за нашу реакцию на их поведение.
Демонстрация самоуважения и уважения к другим людям. Основной составляющей ассертивности является наличие самоуважения и уважения к другим людям. Если вы не уважаете себя, то кто тогда будет уважать вас?
Эффективное общение. В данном случае главными являются три следующих качества — честность, открытость и прямота в разговоре, но не за счёт эмоционального состояния другого человека. Ассертивное поведение предполагает развитие уверенности и позитивной установки. Уверенность в себе связана с двумя параметрами: самоуважением и знанием того, что мы профессионалы, хорошо владеющие своим ремеслом.
Умение внимательно слушать и понимать. Ассертивность значит - умения внимательно слушать и стремления понять точку зрения другого человека. Все считают себя хорошими слушателями, но возникает вопрос, как часто мы, слушая другого человека, переходим от фактов к предположениям, и как часто мы перебиваем других для того, чтобы побыстрее изложить свою точку зрения?
Переговоры и достижение рабочего компромисса. Стремление к достижению рабочего компромисса — очень полезное качество. Возникает потребность найти такой выход из сложившейся ситуации, который бы устраивал все стороны, в ней задействованные.
Мы живем, учимся и работаем, когда
в нашем обществе осуществляется
революционная по своей сути перестройка
– перестройка экономики, политической
жизни, сознания человека. Самоопределиться
в столь сложном времени
Совершенствование себя – процесс далеко не простой. Необходимо, чтобы человек ясно понимал цель, представлял процесс в целом и отдельные его этапы, знал методы самовоспитания и умел всю свою волю, чувства, мысли сконцентрировать на достижении цели и выполнении поставленных задач. Для этого необходимо выработать ассертивные качества, то есть переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним ставят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой.
«Успешность» выпускников в средне статистической школе, где 30% выпускников работают по специальности, 19% не имеют постоянного места работы. Анализируя эти результаты можно сделать вывод о низкой ассертивности учащихся школ. Надо принять меры о создании проекта включающий высоконравственные идеалы, позицию, исполненной достоинства и самоуважения. Только такая личность сможет найти свое место в обществе, реализовать свои способности, жить счастливой жизнью.
Почему же возникают такие проблемы?
Одна из них - это высокий уровень
асоциальных семей, педагогическая
и психологическая
Конечным результатом программы должно быть формирование у школьников адекватных, соответствующих его возможностям притязаний и самооценки. Это имеет большое значение для развития способностей, и так же для формирования всех сторон личности человека и, прежде всего, его эмоциональной сферы. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связанны с отрицательными и эмоциональными переживаниями, тормозящими и искажающими нормальный ход психологического развития человека. Создание у учащихся доминантной установки, мотивации, на самосовершенствование, создание в школе культа самосовершенствования личности поможет решить многие проблемы образования, в том числе создать внутреннюю мотивацию учения без внешнего принуждения, достижения школьниками уверенности в себе.
Одна из главных целей - формирование личности школьника с высоко развитыми ассертивными качествами.
В поставленные задачи входит:
а) Я –концепции личности (И.С.Кон, Р.Мейли, В.В. Столин и др.), в структуру которой включены различные подструктуры или Я-образы. (самооценки, отношения к себе, к своим возможностям и недостатками):
• Образ тела (телесное Я) является основой для развития Я-концепции. Схема тела как относительно устойчивая подструктура Я-концепции и самочувствие как поток переживаний восприятия тела в настоящий момент времени включены в психическую структуру организма (В.В.Столин, И.С.Кон).
• Наличное Я (настоящее Я, актуальное Я) определяется как образ, каким человек кажется себе в действительности в данный момент (М. Розенберг, И.С. Кон). Система представлений человека о себе (каким он себя считает «здесь и теперь») не соответствует его реальным психическим и физическим качествам, так как многое человек может просто не осознавать, игнорировать или добавлять качества, которые реально у него отсутствуют. Функция настоящего Я состоит в адаптации личности в актуальных социальных ситуациях, так как при изменении ситуации этот образ также изменяется.
• Динамическое Я представляет собой тот тип личности, каким индивид поставил перед собой цель стать. Это уже относительно устойчивая подструктура Я-концепции.
• Фальшивое Я, по определению В.В. Столина, это искаженное актуальное Я, хотя в принципе искаженным может быть любая подструктура Я-концепции. Фальшивое (но желательное) Я выполняет защитно-адаптивные функции, для поддержания которых личность использует такие механизмы, как самообман, дискредитация и вытеснение.
• Фантастическое Я – это представление о том, каким хотел бы стать человек, если бы все было возможно, т.е. если бы можно было отвлекаться от реальных условий жизнедеятельности и развития.
• Идеальное Я - подструктура личности, включающая представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Это подструктура является целью, к которой человек стремится.
• Вероятное (будущее или возможное) Я М.Розенберг определил как представление индивида о том типе личности, каким он может стать. Эта подструктура может значительно отличаться от идеального Я. Иначе говоря, к своему будущему Я человек в определенной мере идет непроизвольно, помимо своего желания и идеального Я.
• Представляемые Я - это такие образы или маски, которые личность создает, чтобы скрыть слабости, болезненные черты своего реального Я. Представляемые Я создаются для окружающих маски, как и фальшивое Я к защитно-адаптивным подструктурам самосознания.
б) собственной системы ценностей, способности делать самостоятельный выбор, контролировать свое поведение в жизни, оценивать ситуацию, по возможности контролировать её;
в) умение обращаться с окружающими, понимать их поведение и перспективы, сопереживать и оказывать психологическую и социальную поддержку;
г) сознание потребности в получении и оказании поддержки окружающим.
3. Развитие личностных ресурсов,
способствующих формированию
а) формирование самопринятия и позитивного отношения к себе, критической самооценки и позитивного отношения к возможностям своего развития, возможностям совершать ошибки, но и исправлять их;
б) формирование умения адекватно оценивать проблемные ситуации, разрешать жизненные проблемы, управлять собой и изменять себя;
в) формирование умения ставить перед
собой кратковременные и
г) формирование умения контролировать и анализировать своё поведение, изменять свою жизнь;
д) формирование умения сопереживать окружающим и понимать их, понимать мотивы и перспективы их поведения.
4. Развитие стратегий и навыков
поведения, ведущих к
5. Снизить уровень агрессивности у школьников.
6. Формирование успешной в жизни личности.
Ресурсы для реализации проекта:
Основные этапы работы:
1.Подготовительный:
1.1.Сбор информации по проблеме ассертивности учащихся.
1.2.Проведение исследований коммуникабельности.
1.3.Разработка проекта по направлениям:
Ребенок: дополнительное образование, учебная сфера, досуг, семья.
2.Основной:
2.1Введение факультативного курса «Навыки жизни», которая включает проекты:
2.1.1.Этика поведения;
2.1.2.«Познай себя»;
2.1.3«Сделай сам себя»;
2.1.4«Соблюдать приличия»;
2.1.5.«Научи себя учится»;
2.1.6.«Утверждай себя»;
2.1.7.«Найди себя»;
2.1.8.«Управляй собой»;
2.1.9.«Реализуй себя».
2.2.Создание методического объединения классных руководителей, учителей, предметников, педагогов дополнительного образования.
2.3.Работа в области дополнительного образования по направлениям:
2.3.1.Учение;
2.3.2.Общение;
2.3.3.Здоровье;
2.3.4.Образ жизни;
2.3.5.Досуг.
2.4.Работа с родителями. Привлекаются интеллектуальные и правовые ресурсы.
Форматы работы с родителями:
2.4.1.Творческие встречи;
2.4.2.Родительские рейды;
2.4.3.Круглый стол;
2.4.4.Психолого-педагогические консультации;
2.4.5.Родительская конференция (Родительский комитет);
2.4.6.Родительские собрания;
2.4.6.Совместные праздники;
2.4.6.Семенары-практикумы.
3.Заключительный
Диагностический инструментарий объектом которого являются все участники проекта.
Попав в конфликтную ситуацию, и слушая потоки брани в свой адрес, вспомните Конфуция, говорившего, что обидеть можно только того, кто желает быть обиженным. Ни одно грубое слово не должно касаться вас, поскольку выражает лишь поток эмоционального негатива бранящегося. Какое вам дело до его мнения, и какое отношение его мнение имеет к вам? Стоит на секунду осознать это – и дальше управлять конфликтом становится значительно легче.
Снять вспышку гнева, раздражения: