Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:57, лекция
1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях.
2. Технология процесса исправления осужденных.
3. Принципы перевоспитания осужденных.
4. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
Тема. Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях
План.
1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях.
2. Технология процесса
3. Принципы перевоспитания осужденных.
4. Основные направления, средства, методы и формы воспитательной работы в условиях пенитенциарного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях:
Задачи государства:
- наказать человека за совершенное преступление,
- перевоспитать и возвратить обществу социально-здорового человека. Решение задачи возложено на пенитенциарные учреждения (место отбывания наказания).
Термин «пенитенциарный» (от лат. poenitentiarius — юридический) означает отношение к наказанию, преимущественно уголовному.
Пенитенциарные учреждения, это специализированные (преимущественно государственные) организации, предназначенные для выполнения функций наказания за уголовно-наказуемые деяния, исправления и перевоспитания осужденных.
Общие задачи социальной педагогики в пенитенциарных учреждениях:
- изучить возможности исправления
нравственной деформации
личности осужденного,
- воздействовать на осужденного с целью перевоспитания в условиях отбывания уголовного наказания.
Социальная педагогика в пенитенциарной системе носит название «исправительно-трудовая педагогика». Это отрасль социально-педагогической науки, исследующей организованную деятельность по перевоспитанию лиц, совершивших уголовное преступление и осужденных к различным видам наказания
Истоки исправительной (пенитенциарной) педагогической деятельности.
В 1841 г. в первой в России Петербургской колонии для несовершеннолетних правонарушителей А.Я Гердт выдвинул идеи трудового перевоспитания при уважении к личности человека с опорой на самоуправление, сотрудничество педагогов и воспитанников и др.
В 1871 г, в Московском университете введен курс «Тюрьмоведение». Профессор университета И.Я. Фойницкий впервые поднял вопросы об обращении сотрудников исправительных учреждений с преступниками, нравственно-религиозных средствах и методах воздействия на заключенных.
В 1923 г. профессор
Система исправительной
(пенитенциарной) педагогической теории и практики сложилась
как самостоятельная отрасль знаний и
педагогической деятельности
в начале 60-х гг. Это было связано с существенными изменениями, происшедшими
в этот период в исправительно-трудовой деятельности.
Частные задачи теории и практики пенитенциарно-педагогической работы:
а) научно-теоретическое исследование
педагогической системы
исправления (перевоспитания) и возможности
ее совершенствования
в условиях пенитенциарных учреждении;
б) выявление и обоснование закономерностей процесса перевоспитания осужденных;
в) исследование процесса перевоспитания,
его принципов, содержания, средств, форм и методов
воспитательной работы в условиях
пенитенциарного учреждения;
г) прогнозирование развития педагогической
системы в органах,
исполняющих наказания;
д) исследование возможностей
уголовного наказания как метода
социально-педагогического воздействия
на личность осужденного;
е) определение критериев и
показателей степени исправления
личности, насыщение этих понятий конкретным
содержанием для
практического применения;
ж) исследование действенности исправительной и перевоспитательной деятельности пенитенциарных учреждений;
з) разработка и обоснование путей совершенствования адаптации бывших осужденных после освобождения;
и) социально-педагогические проблемы предупреждения рецидива;
к) изучение отечественного
и зарубежного опыта
педагогики, возможностей
его применения в наших условиях.
Основные категории исправительно-педагогической работы:
Карательно-воспитательный процесс — это системная деятельность в рамках исполнения уголовного наказания, предусматривающая исправление, перевоспитание осужденного.
Исправительно-воспитательный
процесс — целенаправленная и
управляемая работа с детьми, подростками
и взрослыми в условиях
специального образовательного учреждения,
способствующая их исправлению, перевоспитанию.
Образовательно-воспитательный
процесс в пенитенциарном учреждении
— обучение и воспитание (перевоспитание,
исправление)
осужденных детей и подростков в специальных
образовательных учреждениях. Его задача — дать
им общее среднее (полное), а также начальное профессиональное
образование и одновременно добиться
перевоспитания.
Исправительно-трудовое
воздействие — это использование возможностей педагогически
организованной трудовой деятельности
в
интересах целенаправленного развития,
воспитания человека.
Исправление
человека — это процесс качественного
позитивного
изменения личности осужденного в результате
целенаправленной
воспитательной деятельности, направленной
на то, чтобы привить ему
нравственные ценности, помочь
избавиться от недостатков, отрицательных
привычек, пороков характера.
Перевоспитание — это направленная воспитательная деятельность, нацеленная на исправление (радикальную коррекцию) предшествующего результата воспитания человека, привитие ему качеств и свойств, компенсирующих недостатки личности, изжитие социально вредных привычек, норм и правил поведения, общения и т.д.
Исправительно-воспитательный процесс, это последовательность действий социального педагога, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели. В данном процессе выделяются субъект и объект воспитания, этапы исправительно-воспитательного воздействия.
Субъекты
воспитания — сотрудники исправительных
учреждений, социальные педагоги (воспитатели).
Они делятся на две большие группы: аттестованные
и вольнонаемные. В зависимости от
своих функциональных обязанностей сотрудники
и воспитатели по-разному участвуют в
организации и обеспечении воспитательного
процесса. Непосредственно воспитанием
занимаются: начальники
отрядов, преподаватели школ и профессионально-технических
училищ, социальные педагоги (воспитатели);
опосредованно: сотрудники режимно-оперативных,
производственных, медицинских отделов
и служб.
Объекты воспитания, перевоспитания — люди, по различным причинам нарушившие закон и осужденные судом. Они отличаются по возрасту, полу, социальной опасности, отношению к отбыванию наказания, религиозности и пр.
2. Технология процесса исправления осужденных.
Каково содержание основных
этапов процесса исправления?
1. Подготовительный
этап.
При поступлении
на место отбывания наказания
на основе полученных документов осужденного
и беседы с ним проводится педагогическая диагностика.
Выясняется, что представляет собой осужденный
как личность, причины его девиантного
поведения, позитивные аспекты личности,
отношение к решению суда, к отбыванию
наказания и др. Полученные данные позволяют
воспитателям определить цели и задачи перевоспитательной
работы на начальный и последующий периоды
срока наказания, особенности взаимодействия
с осужденным и возможности их реализации.
На этой основе изыскивается
вариант реализации функционирующей
в данном пенитенциарном
учреждении технологии перевоспитания
каждого осужденного. Затем следует планирование
реализации воспитательной деятельности
с прибывшим осужденным.
2. Этап непосредственной реализации.
Реализация
технологии начинается с деятельности
по оказанию
помощи осужденному в адаптации в новых для него
условиях. В работе
с рецидивистом учитываются
особенности его вхождения в среду и
возможности возникновения конфликта
между ним и коллективом,
группой и другим осужденным.
Действенность практического осуществления исправительного процесса определяется степенью исправления осужденного. По степени исправления осужденных выделяют три группы.
Первая группа — встал на путь исправления. Осужденные характеризуются положительным отношением к труду, воспитательным мероприятиям, соблюдением требований режима, стремлением к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, участием в общественной жизни учреждения и в работе самодеятельных организаций.
Вторая
группа — твердо встал на путь исправления. Осужденные
характеризуются проявлением инициативы
в трудовой деятельности,
соблюдением требований режима и позитивным
влиянием на других
осужденных, непосредственным участием
в проводимых воспитательных мероприятиях,
положительным отношением к обучению
в школе
и профессиональной подготовке, активностью
в работе самодеятельных организаций,
признанием своей вины, раскаянием в совершенном
преступлении.
Третья
группа — доказал свое исправление.
Осужденные, кроме
вышеизложенного, отличаются самовоспитанием,
самообразованием.
Они, как правило, составляют руководящее
ядро самодеятельных организаций, открыто
осуждают свою прошлую преступную деятельность.
Выделяются
три группы лиц, не вставших на путь
исправления.
Среди них:
Первая
группа — «болото» (такое название ввел А.С.
Макаренко) — это
осужденные, которые характеризуются
неопределенным поведением.
Вторая
группа — грубые нарушители установленного
порядка —
лица, не желающие подчиняться требованиям
администрации, до-
пускающие грубые нарушения режима отбывания
наказания, поддерживающие открыто или
скрыто неформальных отрицательных
лидеров.
Третьи группа — злостные нарушители — это лидеры отрицательных группировок и их опора.
Одна из исключительно
важных проблем в работе с осужденными — это
восстановление связи их помыслов, чувств
с семьей (если в ней есть
хоть какой-то позитивный потенциал), с
родственниками, наиболее
близкими им людьми. В каждом конкретном
случае эта проблема
имеет индивидуальный характер.
Этапы воспитательной деятельности по своему содержанию и направленности зависят от ряда факторов, в том числе:
Заключительный
подэтап педагогической деятельности,
как правило, имеет особый характер.
Он во многом зависит от предшествующей
воспитательной работы с осужденным. В
этот период возникают
новые проблемы: предстоящее самообеспечение,
восстановление связей с близкими для
них людьми, наличие постоянного места
жительства1, трудоустройство и
многие другие, если они не решены в процессе
отбывания наказания.
В этот период особенно важно согласование действий социального воспитания и социальной работы. Они во многом могут предопределять перспективы действенности всей исправительной деятельности.
3. Заключительный этап.
На данном
этапе имеет место оценка действенности
всей воспитательной работы с человеком
и выводы для работы с другими. Такая
оценка может быть дана далеко не сразу
после отбывания срока осужденным. Для
него начинается этап адаптации. Именно
адаптационный период нередко определяет
перспективы рецидивности бывше-
(1 В соответствии со ст 60 Жилищного
кодекса РСФСР от 14 июня 1983 г (с изменениями от 22 августа 1995 г)
за гражданами, временно отсутствующими
без уважительных причин свыше шести месяцев,
жилое помещение не сохраняется Как отмечает
прокурор Управления но надзору за законностью
исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры
России С. Клименко «Ситуацию, когда, отсидев
срок и
выйдя на свободу за ворота
тюрьмы, человек становится бомжем, можно
охарактеризовать кратко — узаконенная
бездомность»
Информация о работе Воспитательная работа в пенитенциарных учреждениях