Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 14:48, реферат
Германская система высшего образования отличается многообразием типов вузов. Всего в Германии 250 вузов, из них 103 университета и 176 вузов прикладных наук. Получение первого высшего образования почти во всех вузах до недавнего времени было бесплатно как для немцев, так и для иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых вузов обязаны платить примерно 500 евро в семестр плюс обычный взнос (существующий гораздо дольше и везде), примерно 150 евро, в который входит проездной билет, пользование библиотеками и т. п.
Германская система высшего
образования отличается многообразием
типов вузов. Всего в Германии 250 вузов,
из них 103 университета и 176 вузов прикладных
наук. Получение первого высшего образования
почти во всех вузах до недавнего времени
было бесплатно как для немцев, так и для
иностранцев. С 2007-го года учащиеся некоторых
вузов обязаны платить примерно 500 евро
в семестр плюс обычный взнос (существующий
гораздо дольше и везде), примерно 150 евро,
в который входит проездной билет, пользование
библиотеками и т. п.[источник не указан
Значительное число вузов — государственные и субсидируются правительством. Частных вузов сравнительно немного — 69.
При поступлении в вуз не предусмотрены вступительные экзамены, и самое главное для абитуриента — успешно сдать выпускные экзамены в школе или гимназии. При приёме на обучение престижным специальностям решающее значение имеет средний балл школьного аттестата абитуриента.
Распределением мест на престижные специальности в университетах занимаются не вузы, а специальное ведомство — «Zentralstelle für die Vergabe von Studienplätzen». Помимо среднего балла, ZVS учитывает также социальные и личные причины, например, инвалидность, семейное положение и пр. Если средний балл оказался недостаточным, то абитуриента ставят на очередь. После нескольких семестров ожидания ему предоставляют место в университете.
Желающие учиться в институтах (Fachhochschule) подают документы прямо туда. Здесь также происходит отбор на основе аттестатов.
В Германии регулярно определяются рейтинги университетов, учитывающие условия обучения и уровень преподавательских кадров, а также вероятность найти работу, окончив тот или иной вуз.
Родители всех учащихся до 25 лет в Германии имеют право получать так называемые «детские деньги» (Kindergeld) в размере 184 евро. Студенты, при учёте собственных доходов и доходов родителей, могут получать беспроцентный кредит на учёбу («BaFöG»). Половину, но не более 10000 евро, от этого кредита нужно потом вернуть государству (от этой обязанности освобождены выпускники, у которых в первый год после окончания вуза родился ребенок).
Помимо кредита на учебу, в Германии существует множество стипендий, назначаемых различными фондами — существуют фонды партий и Фонд немецкого народа, фонды церквей, правительств земель, отделов германского правительства, а также небольших региональных организаций. Стипендии обычно рассчитаны на определённую категорию студентов, например, особо одаренных. Стипендии предоставляются как немецким студентам, так и студентам из других стран. Основной организацией, выдающей стипендии для иностранцев является Германская Служба Академических Обменов (www.daad.ru). Следующий крупные фонды: Фонд Конрада Аденауера (Konrad Adenauer Stiftung), Фонд Фридриха Эберта (Friedrich Ebert Stiftung), NaFög (Фонд каждой из Земель) выдаёт стипендии только на написание Диссертации (Promotionsstudium).
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ.
Система высшего образования Германии включает более 250 вузов. Ее основу
составляют университеты (70 в старых и 28 в новых землях) и специализированные
(профессиональные) вузы (113 в старых землях и пока только 15 в новых). Наряду
с ними существуют педагогические, теологические вузы, высшие школы управления,
искусств. Германские вузы являются преимущественно государственными; лишь в
последние годы было создано несколько частных университетов.
Университетское образование нацелено на подготовку всесторонне
развитого, обладающего широким кругозором профессионала.
Специальные (профессиональные) вузы имеют огромное значение в
подготовке специалистов. Они выпускают более 70% немецких инженеров, до
половины специалистов в области информатики, в сфере организации производства.
Эти вузы отличаются укороченным циклом обучения, включают теоретическую
подготовку в течение трех лет и год практической работы. Обучение в них
максимально приближено к практике, все преподаватели обязательно имеют
профессиональный опыт и тесные связи с промышленными фирмами. Благодаря
ускоренному курсу обучения и меньшими в сравнении с университетами затратами на
обучение специальные вузы заслуживают значительного внимания с точки зрения
возможности заимствования положительного опыта.
Обучение в вузах продолжается 4 года. Исключение составляет медицинское,
более длительное, и высшее педагогическое (3 года) образование. После
обучения предполагается стажировка (18 месяцев) , а после нее - сдача
экзаменов и получение дипломов. Более половины студентов учатся в вузах с
гуманитарным профилем.
Система учета успеваемости студентов измеряется в семестровых недельных
часах. За 4 года выходит 150 - 160 семестровых часов. Учет успеваемости
осуществляется путем экзаменов, условием допуска к которым является
выполнение нескольких письменных контрольных работ.
В вузах практикуются следующие формы занятий: лекции, упражнения,
просеминары, семинары, оберсеминары, лабораторные. Курсовые и дипломные
работы в нашем понимании отсутствуют.
В Германии существует одна ученая степень - доктор наук, которая
присваивается после защиты и полной публикации диссертации в учебном
заведении.
Научная деятельность вузов ФРГ строится на концепции высшего образования В.
Гумбольдта, акцентирующей в процессе обучения сочетание учебной и научной
работы. Вузы занимают центральное
место в научно-
«ландшафте».
Следует подчеркнуть, что научные организации Германии работают в тесном
сотрудничестве, отсутствует разрыв между вузовской и невузовской, в том числе
промышленной, наукой. Это позволяет исключить дублирование исследований,
одновременно облегчая передачу технологии не только из одного научного
учреждения в другое, но и, что наиболее важно, из научных учреждений, в том
числе вузов, в промышленные фирмы, облегчая и ускоряя тем самым процесс
внедрения изобретений и реализации научного потенциала страны.
Политика федерального правительства нацелена на усиление сотрудничества вузов
с промышленными фирмами. С 50-х гг. распространена форма «совместных
исследований», когда малые и средние фирмы определенной отрасли создают с
вузом (или с научно-исследовательским институтом) союз для работы над
проблемами, в решении которых заинтересованы фирмы - члены объединения.
Важно, что практикуются не только стажировки работников фирм в вузах, но и
работа студентов и молодых ученых в фирмах. В особенности это характерно для
специальных (профессиональных) вузов, где даже преподаватели обязаны
периодически сами проходить практику на фирме.
При вузах создаются демонстрационные и консультационные центры для
ознакомления представителей фирм с достижениями науки в ключевых областях.
Значительный
интерес к вузовским
только мелкого бизнеса, но и крупных компаний.
Развивается сотрудничество
вузов с некоммерческими
организациями, осуществляющиеся в формах обмена учеными, совместного
использования материально-технической базы и т. д.
Одной из перспективных особенностей системы образования Германии, в том числе
высшего, является Закон о стимулировании образования. Для студентов он
предусматривает ежемесячные выплаты примерно 600 марок, причем половина
средств передается в качестве безвозмездных дотаций, а другая - как кредит
(школьникам
же средства выплачиваются
для получения права на подобную стипендию они должны представить документы,
свидетельствующие о том, что родители не в состоянии их содержать).
Одной из наиболее важных проблем немецких вузов считается их перегруженность:
количество
студентов превышает число
демографический спад, с 1975 г. контингенты студентов неуклонно растут, что
вызвано желанием все большего числа молодежи получить качественное
образование.
Значительные перемены предстоят в высшем образовании в новых землях. Как и во
всем народном хозяйстве бывшей ГДР, в вузах существовало значительное число
плановых показателей, одним из которых было число студентов, которое не
менялось с середины 70-х гг. (110 тыс. человек). Их доля в соответствующей
возрастной группе населения составляла в ГДР 11 - 12 % (в ФРГ - 26—27 %), т.
е. не все желающие и способные учиться могли реализовать свои намерения.
В ГДР не было основано ни одного университета, не происходило и их
расширения. Система высшего образования в основном развивалась за счет
создания так называемых специальных высших школ, приравненных к университетам
в том смысле, что они имели право на присвоение ученой степени (в ФРГ им были
наделены только университеты). В процессе реформы высшего образования
предусматривается, что в новых землях Германии правом создания ученых советов
и присвоения степеней будут также пользоваться исключительно университеты.
Специальные высшие школы не являются аналогами
специальных (профессиональных) вузов бывшей ФРГ . Их планируется
интегрировать в качестве соответствующих факультетов в состав университетов,
а специальные профессиональные вузы основывать либо из профессиональных
училищ (наилучших из них), повышая таким образом их статус, либо из высших
технических школ, существовавших в ГДР.
Система высшего образования Германии
Академический ландшафт Федеративной Республики привлекателен как для начинающих студентов, так и для молодых учёных. Его отличительная черта - гармоничное сочетание старых университетских традиций и современных достижений науки. В "студенческом городке Германия" насчитывается более 300 вузов. Наряду со старыми университетами, отличающимися широким выбором классических предметов, в Германии появляется всё больше и больше новых вузов, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.
Главный принцип высшего образования в Германии - "академическая свобода", поэтому в немецкий университет может поступить каждый при условии выполнения требований допуска к обучению в вузах. В соответствии с принципом "академической свободы" обучение является бесплатным. Плату взимают лишь немногочисленные частные университеты.
Другой важный принцип немецких вузов - связь учёбного процесса и научных исследований. В университетах ФРГ работает много известных учёных. В лабораториях при университетах часто совершаются открытия мирового уровня.
Научные и учебные процессы происходят не в "башне из слоновой кости", то есть не ограничиваются одними лишь теоретическими занятиями и разработками. В немецких вузах дают не только теоретическое образование, но и опыт практической работы по профессии. С фундаментальными исследованиями здесь соседствуют прикладные науки. Существует и много примеров удачного сотрудничества университетов с международными концернами и иностранными исследовательскими институтами. Всё это повышает конкурентоспособность и карьерные шансы выпускников немецких вузов.
Сегодня в Федеративной Республике Германии насчитывается более 300 высших учебных заведений, в которых обучается свыше 1млн. 800 тыс. студентов. Все немецкие вузы можно разделить на несколько типов:
Университеты (Universitaten).
Возникшие еще в 14-15 веках, университеты имели три направления: философский, медицинский и теологический. В настоящее же время современный немецкий университет это научный и учебный центр с очень широким спектром факультетов и специальностей.
Технические университеты (Technische Universitaten)
Данные университеты фокусируют внимание своих студентов на определенных направлениях: технических, естественно- научных, экономических специальностях. Однако различие между техническими университетами и просто университе- тами в поспоследнее время весьма условно, поскольку, как правило, и в технических университетах есть отделе- ния гуманитарных и прикладных наук.
Институты (Fachhochschulen). Институты возникли на базе инженерных школ, и готовят специалистов более чем 100 направлений: программистов, инжене-ров, экономистов и др. Основное отличие от универси- тетов состоит в том, что СВШ основное внимание уделяют прак- тическим программам.
Кроме того существует специальные высшие учебные заведения
Педагогические (Padagogische Hochschulen), Теологические (Theological Colleges) , Музыкальные (Musik-Hochschule), Административные (Verwaltungs-fachhochschulen) специальные высшие учебные заведения искусства (Kunsthochschulen)