Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:14, реферат
Глобализация современного мира - явление противоречивое. Данная
категория сегодня активно обсуждается на страницах отечественной и за-
рубежной педагогической печати, вызывая неоднозначную оценку специа-
листов: от полного отрицания до принятия и связывания с ней всего про-
грессивного, что происходит в образовании в настоящее время.
Реферат по социологии |
[Введите имя автора] |
08.11.2010 |
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ
Глобализация современного мира - явление противоречивое. Данная
категория сегодня активно обсуждается на страницах отечественной и за-
рубежной педагогической печати, вызывая неоднозначную оценку специа-
листов: от полного отрицания до принятия и связывания с ней всего про-
грессивного, что происходит в образовании в настоящее время.
Вопросы глобализации включают следующие аспекты: политиче-
ский, экономический, образовательный, информационный, лингвистиче-
ский (языковой) и культурологический (И.М.Синагатуллин). Политическая
сторона проявляется в росте
наднациональных и
политических организаций. Экономический аспект виден по глобальному
потоку торговли и инвестиций и транснациональному размещению това-
ров в разных странах. Образовательный аспект выражен в попытке создать
единое образовательное
живается в росте объема, быстрой переработке и передаче информации,
благодаря внедрению новейших информационных технологий. Лингвисти-
ческий аспект выражается в появлении языка международного общения и
региональных языков, начинающих играть первостепенную роль в обще-
нии между людьми в определенных географических ареалах.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить как
отрицательные, так и положительные стороны процесса глобализации.
Так, ряд ученых делает вывод о том, что глобализация ведет к стиранию
этнического и культурного своеобразия народов, вызывая их сопротивле-
ние и стремление защитить и сохранить уникальность своей культуры. В
результате это приводит к конфликтам на национальной и религиозной
почве.
В качестве другой проблемы ученые выдвигают возникновение ин-
формационно-лингвистического неравенства. Это означает, что не все
страны и индивиды имеют одинаковый доступ к знаниям, информацион-
ным технологиям, языкам международного общения и, следовательно, не в
равной мере способны воспользоваться преимуществами информационно-
языковой среды. Иными словами, образование (прежде всего высшее) все
чаще рассматривается не как общественное, а как частное благо.
Еще одной из проблем, связанных с глобализацией, называют вытес-
нение целого ряда языков, игравших ранее определенную роль с целью
обмена информацией между
няет арабский в странах Ближнего Востока, а в Латинской Америке - ис-
панский.
С другой стороны, есть ряд проблем, решение которых требует гло-
бального подхода. Так, к примеру, многие вопросы в области медицины
должны решаться не только на национальном, но и на глобальном уровне.
Реализация совместных усилий в борьбе за здоровье человека требует вла-
дения языками международного общения в дополнение к профессиональ-
ным медицинским знаниям.
Конфликты, связанные с межрасовой, межэтнической и межрелиги-
озной напряженностью, во многих случаях разрешались мирными согла-
шениями на международном уровне или путем вмешательства глобальных
миротворческих сил. Немаловажным здесь является выбор соответствую-
щего языка общения.
Умение взаимодействовать на одном или нескольких языках между-
народного общения способствует объединению усилий всех стран в борьбе
против международного терроризма,
а также справляться с
человеческих трагедий в результате стихийных бедствий.
В настоящее время в сфере образования наблюдается рост обменов
межпрофессионального
студенты и школьники выезжают за рубеж по различным грантам. В таких
случаях, как правило, рабочим языком выступает английский язык или
язык государства, принимающего стажеров.
Следовательно, овладение все возрастающим количеством людей
языками международного общения наряду с отрицательными последст-
виями, указанными выше, обеспечивает достижение взаимопонимания, а
также способствует обмену опытом между представителями разных про-
фессий.
В заключение подчеркнем, что недальновидно только лишь отрицать
или хвалить эту новую категорию. Точно также неразумно считать данное
понятие абсолютно новым явлением, о котором наши предки не имели
представления, так как отсутствие термина не говорит об отсутствии со-
держания, определяемого соответствующим лингвистическим знаком.
Связывая глобализацию с национальной доктриной образования
Российской Федерации, утвержденной постановлением правительства от 4
октября 2000 года, следует отметить, что под глобализацией нужно пони-
мать не безоговорочное следование западным образцам, а такую форму
глобализации, которая по крупинкам собрана из многонационального и
многокультурного богатства
турного общения следует понимать оптимальное средство общения, по-
нятное миллионам землян, которые по своей воле или вынужденно (в свя-
зи с требованиями социального заказа или конкретной профессии) овладе-
вают им.
Вышеизложенное позволяет
говорить о существовании
чия между стремлением людей к возрождению и сохранению националь-
но-этнической культуры, языка, обычаев и традиций своего народа и же-
ланием как можно больше узнать о других культурах, глобальных, обще-
человеческих ценностях, и стремлением к совместному решению проблем,
касающихся всего человечества.
СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ Э.ДЮРКГЕЙМА
Специфика социологической
доктрины Э.Дюркгейма, связана
с научным методом, смысл
Общественное разделение
труда приводит к социальной
солидарности людей, которая
Уровень и характер
социальной солидарности лежат
в основе выделения двух типов
общества, последовательно сменяющих
друг друга: архаичные
Причина социальных конфликтов,
классовой борьбы - в не приспособленности
индивидов к их
Отсутствие четкой моральной
регуляции поведения индивида
приводит к социальной
Главная цель социологии
- открытие и формулировка
По мнению Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать «социальные факты», которые следует «изучать как вещи».
К «социальным фактам»
он относил, прежде всего, «
В современном обществе
социальная солидарность
Переход от одного
состояния общества к другому
сопровождается существованием
определенного переходного
Он разработал
социологию самоубийств.
Э. Дюркгейм считал, что источником веры является само общество, которое не может существовать без религии или ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей.
Одной из динамических характеристик малой группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по ношению к остальным. Такими можно признать роли лидеров. Само по себе лидерство — это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в коечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется том случае, если члены группы признают деятельность какого-ли индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.
Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) r лидеpa, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи . При этом исполнение роли инструментального ливра зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает «заряженность» команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является «генератором идей», определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей — тот, кто наиболее квалифицированно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.
Однако очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающие качества и способности. С этой точки зрения лидер — авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида.