Глобализация современного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 22:14, реферат

Краткое описание

Глобализация современного мира - явление противоречивое. Данная
категория сегодня активно обсуждается на страницах отечественной и за-
рубежной педагогической печати, вызывая неоднозначную оценку специа-
листов: от полного отрицания до принятия и связывания с ней всего про-
грессивного, что происходит в образовании в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 38.45 Кб (Скачать файл)
 

Реферат по социологии

 
 

[Введите  имя автора]

08.11.2010


 

 

 



 

 

                            ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Глобализация современного мира - явление противоречивое. Данная

категория сегодня активно обсуждается  на страницах отечественной и  за-

рубежной педагогической печати, вызывая  неоднозначную оценку специа-

листов: от полного отрицания до принятия и связывания с ней всего  про-

грессивного, что происходит в образовании  в настоящее время.

Вопросы глобализации включают следующие  аспекты: политиче-

ский, экономический, образовательный, информационный, лингвистиче-

ский (языковой) и культурологический (И.М.Синагатуллин). Политическая

сторона проявляется в росте  наднациональных и трансконтинентальных

политических организаций. Экономический  аспект виден по глобальному

потоку торговли и инвестиций и  транснациональному размещению това-

ров в разных странах. Образовательный  аспект выражен в попытке создать

единое образовательное пространство. Информационный аспект просле-

живается в росте объема, быстрой  переработке и передаче информации,

благодаря внедрению новейших информационных технологий. Лингвисти-

ческий аспект выражается в появлении  языка международного общения и

региональных языков, начинающих играть первостепенную роль в обще-

нии между людьми в определенных географических ареалах.

Анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить как

отрицательные, так и положительные  стороны процесса глобализации.

Так, ряд ученых делает вывод о  том, что глобализация ведет к  стиранию

этнического и культурного своеобразия  народов, вызывая их сопротивле-

ние и стремление защитить и сохранить  уникальность своей культуры. В

результате это приводит к конфликтам на национальной и религиозной

почве.

В качестве другой проблемы ученые выдвигают  возникновение ин-

формационно-лингвистического неравенства. Это означает, что не все

страны и индивиды имеют одинаковый доступ к знаниям, информацион-

ным технологиям, языкам международного общения и, следовательно, не в

равной мере способны воспользоваться  преимуществами информационно-

языковой среды. Иными словами, образование (прежде всего высшее) все

чаще рассматривается не как  общественное, а как частное благо.

Еще одной из проблем, связанных  с глобализацией, называют вытес-

нение целого ряда языков, игравших ранее  определенную роль с целью

обмена информацией между людьми. К примеру, английский язык вытес-

няет арабский в странах Ближнего Востока, а в Латинской Америке - ис-

панский.

С другой стороны, есть ряд проблем, решение которых требует гло-

бального подхода. Так, к примеру, многие вопросы в области медицины

должны решаться не только на национальном, но и на глобальном уровне.

Реализация совместных усилий в  борьбе за здоровье человека требует  вла-

дения языками международного общения  в дополнение к профессиональ-

ным медицинским знаниям.

Конфликты, связанные с межрасовой, межэтнической и межрелиги-

озной напряженностью, во многих случаях  разрешались мирными согла-

шениями на международном уровне или  путем вмешательства глобальных

миротворческих сил. Немаловажным здесь является выбор соответствую-

щего языка общения.

Умение взаимодействовать на одном  или нескольких языках между-

народного общения способствует объединению  усилий всех стран в борьбе

против международного терроризма, а также справляться с последствиями

человеческих трагедий в результате стихийных бедствий.

В настоящее время в сфере  образования наблюдается рост обменов

межпрофессионального характера. Преподаватели вузов, учителя школ,

студенты и школьники выезжают за рубеж по различным грантам. В  таких

случаях, как правило, рабочим языком выступает английский язык или

язык государства, принимающего стажеров.

Следовательно, овладение все возрастающим количеством людей

языками международного общения наряду с отрицательными последст-

виями, указанными выше, обеспечивает достижение взаимопонимания, а

также способствует обмену опытом между  представителями разных про-

фессий.

В заключение подчеркнем, что недальновидно  только лишь отрицать

или хвалить эту новую категорию. Точно также неразумно считать  данное

понятие абсолютно новым явлением, о котором наши предки не имели

представления, так как отсутствие термина не говорит об отсутствии со-

держания, определяемого соответствующим  лингвистическим знаком.

Связывая глобализацию с национальной доктриной образования

Российской Федерации, утвержденной постановлением правительства от 4

октября 2000 года, следует отметить, что под глобализацией нужно  пони-

мать не безоговорочное следование западным образцам, а такую форму

глобализации, которая по крупинкам  собрана из многонационального и

многокультурного богатства всего  человечества. А под языком интеркуль-

турного общения следует понимать оптимальное средство общения, по-

нятное миллионам землян, которые  по своей воле или вынужденно (в  свя-

зи с требованиями социального  заказа или конкретной профессии) овладе-

вают им.

    Вышеизложенное позволяет  говорить о существовании противоре-

чия между стремлением людей  к возрождению и сохранению националь-

но-этнической культуры, языка, обычаев  и традиций своего народа и же-

ланием как можно больше узнать о других культурах, глобальных, обще-

человеческих ценностях, и стремлением  к совместному решению проблем,

касающихся всего человечества.

 

              СПЕЦИФИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ Э.ДЮРКГЕЙМА

    Специфика социологической  доктрины Э.Дюркгейма, связана  с научным методом, смысл которого  состоит в том, что явления  социальной жизни, исследуемые  отдельно друг от друга, можно  понять лишь в контексте их  причинной обусловленности и  значения тех функций, которые  они выполняют. Основные положения:. социальные факты оказывают на  человека принудительное воздействие.  Все социальные факты делятся  на две группы: 1) материальные  и 2) духовные. Существование и  закономерности общества не зависят  от действий индивидов. Общество - это надындивидуальное бытие  со своей жизнью, сознание, интересами; рассматривал общество как совокупность  фактов сознания, которые воспринимаются  людьми как их собственные.  Такие факты сознания имеют  свойство обязательности и принудительности, когда воплощаются в социальные  нормы и становятся социальными  регуляторами. В нормальных условиях  внешняя социальная детерминация  поведения человека осуществляется  через его ценностную ориентацию. В основе развития общества  лежит закон возрастающего многообразия форм деятельности как отражение нарастающего разнообразия потребностей людей. Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Развитие общества от примитивных форм к более сложным осуществляется благодаря общественному разделению труда;

    Общественное разделение  труда приводит к социальной  солидарности людей, которая является  главным фактором интеграции  индивидов в общество. В основе  социальной солидарности - коллективные  представления.

    Уровень и характер  социальной солидарности лежат  в основе выделения двух типов  общества, последовательно сменяющих  друг друга: архаичные общества  и сложные общества (основаны  на органической солидарности, где  личностные способности и таланты  развиваются в соответствии с  их профессиональной ролью).

    Причина социальных конфликтов, классовой борьбы - в не приспособленности  индивидов к их профессиональным  ролям и нарушении правил справедливого  обмена благами и ресурсами,  что разрушает социальную солидарность. Когда ослабевают правила, гарантирующие  равенство возможностей, то возникает  аномия (безнормность).

    Отсутствие четкой моральной  регуляции поведения индивида  приводит к социальной патологии,  которую составляют все формы  девиантного поведения, отклоняющегося  от общепризнанных правил и  норм.

    Главная цель социологии - открытие и формулировка причинных  закономерностей, которые должны  быть дополнены изучением функциональных  связей.

     По мнению Э. Дюркгейма,  предметом социологии должны  выступать «социальные факты», которые  следует «изучать как вещи».

     К «социальным фактам»  он относил, прежде всего, «коллективные  представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения человека. Указанные явления существуют  объективно и независимо от  индивида, они принудительно воздействуют  на него, заставляя вести его  определенным образом.

     В современном обществе  социальная солидарность обеспечивается  общественным разделением труда  и экономическими взаимосвязями  индивидов, индивид существует  в значительной степени независимо  от такого общества, что обеспечивает  индивиду свободу и автономию  от него.

     Переход от одного  состояния общества к другому  сопровождается существованием  определенного переходного периода  - аномии. Для этого периода характерно  ослабление моральной регуляции  поведения, неэффективность деятельности  основных социальных институтов. Противоречия, свойственные капитализму  XIX века, будут преодолены на более  зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные  последствия общественного разделения  труда и социальная аномия, полагал  Э. Дюркгейм.

      Он разработал  социологию самоубийств. Решающую  причину самоубийств Э. Дюркгейм  видел в характере социальной  среды, т.е. степени и интенсивности  коллективных связей и механизмов  социальной интеграции. Чем выше  уровень интеграции в обществе, тем ниже уровень самоубийств:  у католиков он ниже, чем у  протестантов, в городах выше, чем  в сельской местности.

     Э. Дюркгейм считал, что источником веры является  само общество, которое не может  существовать без религии или  ее современных разновидностей - идеологий, так как именно религия выражает абсолютные ценности общества, является объектом поклонения людей.

 

                                             ЛИДЕР В МАЛОЙ ГРУППЕ

Одной из динамических характеристик  малой группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по ношению к остальным. Такими можно признать роли лидеров. Само по себе лидерство — это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведении, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение в лидеры обусловлено, в коечном счете, эффективностью вклада члена группы в решение групповых задач. Другими словами, лидер появляется том случае, если члены группы признают деятельность какого-ли индивида наиболее значимой, а его вклад в деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только о пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, если его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.

Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) r лидеpa, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи . При этом исполнение роли инструментального ливра зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает «заряженность» команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является «генератором идей», определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей — тот, кто наиболее квалифицированно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.

Однако очевидно, что  лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающие качества и способности. С этой точки зрения лидер — авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида.

Информация о работе Глобализация современного мира