Государство как основной социальный институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа

Краткое описание

Данную тему я выбрал потому, что она оказалась наиболее интересной для меня. Ведь знания о государстве, его признаках, сущности очень важны.
Цель моей работы - рассмотреть различные мнения, связанные с вопросами о государстве, на основании которых можно определить все характеристики данного явления.

Содержание

1. Введение………………………………………………………….3
2. Понятие государства…………………………………………….4
3. Сущность государства…………………………………………..6
а) Классовый подход…………………………………………….....7
б) Общесоциальный подход……………………………………….8
в) Дуалистический подход…………………………………………9
4. Социальное назначение государства……………………………12
5. Заключение………………………………………………………..14
6. Список использованной литературы. …………………………..15

Вложенные файлы: 1 файл

контрольнаяработа по социологии.docx

— 39.28 Кб (Скачать файл)

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема: Государство как  основной социальный институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Арефьев Александр Борисович

Группа ЭП(101)

Проверил: Доцент Батаев В.В

 

 

 

 

 

 

Нижний Тагил

2012г

 

     СОДЕРЖАНИЕ.

     1. Введение………………………………………………………….3

     2. Понятие государства…………………………………………….4

     3. Сущность государства…………………………………………..6

     а) Классовый подход…………………………………………….....7

     б) Общесоциальный подход……………………………………….8

     в) Дуалистический  подход…………………………………………9

     4. Социальное назначение государства……………………………12

     5. Заключение………………………………………………………..14

     6.  Список использованной литературы. …………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ.

     Государство  представляет собой сложное явление.  Вопросы о его признаках, сущности  и социальном назначении являются  актуальными и остродискуссионными не только в настоящее время. Они интересовали философов, политиков, государственных деятелей на разных исторических этапах развития. Это обусловлено тем, что государство играет важную роль в жизни общества.

     Государство-это   социальный институт, интегрирующий   общество, представляющий его интересы, оказывающий влияние на его  развитие, поддерживающий законность  и правопорядок. Никакая другая  организация не может конкурировать  с государством в многообразии  выполняемых задач и функций.

     Раскрыть  понятие  государства, его сущность, основные  черты и социальное назначение-задача  чрезвычайно трудная. Решить ее  можно лишь при изучении государства  в различных, конкретно-исторических  его связях с экономической,  культурной, социальной жизнью общества, используя при этом прошлые  и настоящие научные достижения.

       Данную  тему я выбрал потому, что она оказалась наиболее  интересной для меня. Ведь знания о государстве, его признаках, сущности  очень важны.

     Цель  моей  работы - рассмотреть различные мнения, связанные с вопросами о государстве,  на основании которых можно  определить все характеристики  данного явления.

    

 

 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА.

     Государство  представляет собой сложное явление.  С древних времен предпринимались  попытки дать определение понятия  "государство", однако до настоящего  времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о  нем. 

             Платон  определял государство  как форму  организации общества, устремленную к идеалу, наилучшему  общежитию  людей, способных  жить в мире и  совместными   усилиями утверждать  тождество  нравственности, справедливости и  духовности.

 «Государство,- утверждал  Энгельс,- это не что иное, как  машина для подавления одного класса другим».

      “Государство, — пишет Ленин, — есть машина  для угнетения одного класса  другим, машина, чтобы удержать в  повиновении одному классу прочие подчиненные классы”.

     В современной  науке, исследователи  дают  следующие определения понятия   «государство»:

Государство-это исторически  сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. (Проф. В. И. Червонюк)

Государство – это организация, созданная для властного управления обществом в целом, выражающая и  проводящая в жизнь интересы его  основных социальных групп, обладающая особыми свойствами (суверенитетом, территориальностью, специальным аппаратом) и занимающая ведущее место в  системе социальной власти. (А. В. Петров)

Государство- это территориальная, суверенная организация политической власти  в обществе, делающая свои веления общеобязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов. (Проф. А. Ф. Черданцев)

     Выработанные  политической мыслью многочисленные  понятия и определения государства  позволяют сделать следующие  методологически значимые выводы:

1) государство  - это продукт  жизнедеятельности  общества  в целом;

2) общество, в котором  есть государство, - это государственно-организованное  общество; для такого общества  государство - это форма его  существования;

4) при любом определении  государства речь идет и об  определенных властных институтах, государственном аппарате, системе  властных государственных органов,  в деятельности которых заняты  специфические социальные группы;

5) сложные, противоречивые  объективные потребности общества  в государстве определяют и  само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства.

          Многообразие существующих понятий  государства обусловлено тем,  что это сложное и исторически  развивающееся общественно-политическое  явление. На каждом историческом  этапе развития государство имело  свои определенные признаки, функции,  назначение. Научность этих взглядов  определяется степенью зрелости  человеческой мысли в тот или  иной период развития общества, объективностью методологических  подходов к изучению государства.  Если давать государству одно  конкретное понятие, значит рассматривать  его с узкой стороны. Тем самым мы не сможем получить наиболее полного представления о нем. Государство должно рассматриваться с разных сторон так как, данное явление есть политическая организация всего общества, всех его граждан; оно выполняет жизненно необходимые для всего общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими  общественными делами; призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан.

     

  СУЩНОСТЬ  ГОСУДАРСТВА.

            Сущность государства - это смысл,  главное в нем, то, что определяет  его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

             В науке существует волевая  концепция сущности государства.  Она основана на том, что  власть может иметь волевой  характер и в основе сущности  любой социальной власти лежит  социальная воля, то есть стремление  субъектов достичь определенных  целей.

             Сторонники теории элит, получившей  распространение в XX в., считают,  что народные массы не способны  осуществить власть, управлять общественными  делами, что государственная власть  должна бесконтрольно принадлежать  верхушке общества – элите  до тех пор, пока одну властвующую  элиту не сменит другая.

           К теории элит примыкает и  во многом с ней созвучна  технократическая теория. По мнению  представителей этой теории, властвовать,  управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны  определять действительные потребности  общества, находить оптимальные  пути его развития.

     Теория плюралистической  демократии. Эта теория появилась  в XX в. Смысл теории в том,  что в современном обществе  классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила  классовый характер. Общество представляет  собой совокупность социальных  объединений людей (страт), образующихся  по различным признакам: возраст,  профессия, место жительства, круг  интересов и проч. Таким образом,  существуют страты стариков и  юношей, спортсменов и т.п. Каждый  человек входит во многие 

страты. На их основе создаются  различные  политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства  и направляющие тем самым государственную  политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.

                  Из теорий, рассматривающих вопрос  о целях государства, важно  отметить теорию «государства  всеобщего благоденствия». Суть  теории состоит в том, что  государство выражает интересы  всех слоев населения, обеспечивает  благоденствие всех. Базой теории послужили успехи развитых стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в осуществлении крупных государственных программ в социальной, культурной и иных сферах. Теория подчеркивает ценность каждой человеческой личности, ставит ее интересы в основу деятельности государства. Положительная сторона теории заключается в том, что она обосновывает приоритет общечеловеческих ценностей, интересы и права человека. Ее недостаток - умалчивание того факта, что «всеобщее благоденствие» нередко достигается посредством перенесения центра эксплуатации на полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень жизни населения исключительно низок, значительная его часть живет ниже уровня нищеты, голодает.

 Классовый подход к определению сущности государства. Государство представляет собой сложное явление. Вопросы о его признаках, сущности и социальном назначении являются актуальными и остродискуссионными не только в настоящее время. Они интересовали философов, политиков, государственных    Его смысл состоит в том, что сущность государства определяется как выражение  интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса.       «Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие  одного класса для подавления другого». «Государство, – утверждал Ф.Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим». Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом»).

     Надо  отметить, что основоположники марксистского   учения признавали, что государство,  будучи в первую очередь классовой   организаций политической власти, выполняет  одновременно некоторые  "общие дела", присущие любому  обществу и отражающие интересы  всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе - экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

    Общесоциальный  подход к определению сущности государства.

     Он  исходит  из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

     Поскольку  любое общество состоит из  различных  групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные  и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

     Рассматриваемый  подход к сущности государства  обладает несомненными достоинствами  по сравнению с классовым. Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.

       Дуалистический подход к определению сущности государства.     Государство возникает тогда, когда развитие экономики достигает определенного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, занимающегося только управлением. Это привело к социальному расслоению общества, тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, прибрела политический характер, стала осуществляться в интересах прежде всего привилегированных социальных групп, классов. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением ее в политическую власть, осуществляемую, в отличие  от власти первобытного общества, в  интересах прежде  всего привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа характера такой власти, для определения сущности государства. Тем не менее установление классового характера власти не исчерпывает проблем сущности государства.

Информация о работе Государство как основной социальный институт