Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:10, реферат
Группа - ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.)
Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп.
По размеру
Большая группа (условная) – количественно неограниченная условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа (реальная) – значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Конфликт – это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т.д.).
Конфликт – это явление
межличностных и групповых
Конфликт как сложное
явление характеризуется
Структура конфликта. Анализируя структуру конфликта, можно выделить следующие основные его элементы: стороны (участники) конфликта, предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта, позиции конфликтующих сторон.
Структура конфликта
Стороны конфликта. Это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта. Это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации. Это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта. Это
внутренние побудительные силы, подталкивающие
субъектов социального
Позиции конфликтующих сторон. Это то, о чем они заявляют в ходе конфликтного взаимодействия.
Виды конфликтов. Классификация конфликтов
Конфликты, представляющие собой
сложное социально-
Классификация конфликтов
№ ппп |
Основание классификации |
Виды конфликтов |
Общая характеристика |
1 |
Сферы проявления конфликта |
Экономические Идеологические Социально-бытовые Семейно-бытовые |
В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений |
2 |
Степень длительности и напряженности конфликта |
Бурные быстротекущие конфликты Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие |
Возникают на основе
индивидуальных психологических особенностей
личности, отличаются агрессивностью
и крайней враждебностью Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер |
3 |
Субъекты конфликтного взаимодействия |
Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность — группа» Межгрупповые конфликты |
Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы |
4 |
Социальные последствия |
Конструктивные конфликты Деструктивные конфликты |
В основе таких конфликтов
лежат объективные В основе таких конфликтов,
как правило, лежат субъективные
причины. Они создают социальную
напряженность и ведут к |
5 |
Предмет конфликта |
Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты |
Имеют четкий предмет Не имеют предмета или имеющийся предмет является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта |
Конфликт внутриличностный – это конфликт внутри психологического мира личности, представляющий собой столкновение противоположно направленных мотивов (потребностей, ценностей, целей, идеалов)
Внутриличностный конфликт одни из самых сложных психологических конфликтов, который разыгрывается во внутреннем мире человека.
Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Внутриличностнные конфликты конструктивного характера являются необходимыми моментами развития личности. Внутриличностные же конфликты деструктивного характера несут серьезную опасность для личности от тяжких переживаний, вызывающих стрессы, до крайней формы своего разрешения – суицида. Поэтому для каждого человека важно знать сущность внутри-личностных конфликтов, их причины и способы разрешения.
Конфликт межличностный – самый распространенный вид конфликта, который охватывает практически все сферы человеческих отношений. В основе межличностного конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей.
Конфликт между личностью
и группой. Причины такого конфликта
всегда связаны: а) с нарушениями
ролевых ожиданий; б) с неадекватностью
внутренней установки статуса личности
(особенно конфликтность личности с
группой наблюдается при
Конфликт межгрупповой - представляет собой противоборство, в основе которого лежит столкновения противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, но они всегда более масштабные и тяжелые по своим последствиям.
Конфликты имеют как негативные, так и позитивные последствия. Если они способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными (функциональными). Конструктивным конфликт бывает тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.
Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными (дисфункциональными). Деструктивный конфликт возникает в двух случаях: когда одна из сторон упорно и жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его. Чтобы направить конфликты в конструктивное русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия.
Конфликты могут быть реалистическими (предметными) и нереалистическими (беспредметными).
Реалистические конфликты
вызваны неудовлетворением
Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения какого-либо результата, а самоцелью.
Начавшись как реалистический, конфликт может превратиться в нереалистический, если предмет конфликта чрезвычайно значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией.
Это повышает эмоциональную
напряженность и требует
Динамика конфликта
Экстериоризация |
Процесс развития конфликта проходит несколько стадий, каждая из которых может отличаться напряженностью между конфликтующими и степенью изменения их отношений друг к другу. Некоторые авторы предлагают рассматривать целостно конфликт и процесс его разрешения, выделяя при этом следующие стадии.
Латентная (скрытая) стадия.
Возникновение объективной
Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта
Осознание конфликтной ситуации
хотя бы одним из участников социального
взаимодействия и эмоциональное
переживание им этого факта. Следствиями
и внешними проявлениями подобного
осознания и связанных с ним
эмоциональных переживаний
Начало открытого конфликтного взаимодействия. Участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования.
Развитие открытого конфликта. Переход к активным действиям, направленным на нанесение ущерба, противнику (заявление, предупреждение и т.д.).
Разрешение конфликта. В зависимости от содержания и глубины конфликта, разрешения конфликта может быть достигнуто двумя методами (средствами): педагогическое (беседа, убеждения, просьба и т.д.), и административное (увольнения, приказ руководителя, перевод на другую работу и т.д.).
Характеристика основных
стратегий поведения в
Соперничество (борьба, принуждение).
Выбор в пользу борьбы отличается
стилем поведения, который характерен
для деструктивной модели. При
такой стратегии активно
Сотрудничество. Предполагает
совместное решение проблемы, породившей
конфликт. При этой стратегии участники
признают право друг друга на собственное
мнение и готовы его понять, что
дает им возможность проанализировать
причины разногласий и найти
приемлемый для всех выход. Тот, кто
опирается на сотрудничество, не старается
добиться своей цели за счет других,
а ищет решение проблемы. Данная
стратегия строится не только на основе
баланса интересов, но и на основе
признаний ценностей
Компромисс. Данная стратегия
поведения характеризуется
Избегание (уход). Для того, кто придерживается этой стратегии, характерно уклонение от конфликта, его игнорирование. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Эта стратегия может быть уместна тогда, когда предмет конфликта не имеет существенного значения для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации. Если же предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации (субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный), возможен рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
Приспособление (уступка). Эта
стратегия проявляется в
Избегание оправдано лишь в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. «Временное перемирие» может стать важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Список литературы
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М.: Пед. общ-во России, 1999. – 397 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. – 244 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. - Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та,1997. – 244 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для вузов. – Р н/Д: Феникс, 1996. – 512 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.2: Психология образования – 496 с.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учеб для вузов. - М.: Издат. Центр «Академия», 2000. –512 с.
8. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология:
Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект; Екатеринбург:
Деловая книга, 2005. 368 с.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://referat.ru