Девиантное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:17, реферат

Краткое описание

Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе).

Содержание

Введение................................................................................................................2
Девиантное поведение..........................................................................................3
Девиантное поведение и его типы.......................................................................8
Девиантное поведение в современном российском обществе.......................14
Девиантное поведение у подростков................................................................16
Заключение..........................................................................................................18
Список литературы.............................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)



 

 

 

Концепция Мертона важна прежде всего потому, что она рассматривает  конформизм и девиацию как две  чаши одних весов, а не как отдельные  категории. В ней также сделан упор на то, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым стандартам, как часто предполагают многие люди.

В то же в рамках социологического подхода в свою очередь выделяются поведенческие девиации группируются по нескольким основаниям:

а) в зависимости от масштаба выделяют массовые и индивидуальные

отклонения;

б) по значению последствий — негативные (вызывающие вредные

последствия и создающие потенциальную  опасность) и позитивные;

в) по субъекту — отклонения конкретных лиц, неформальных

групп (например, деятельность бандитских группировок), официальных

структур, условных социальных групп (например, женский

алкоголизм);

г) по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения

и другие;

д) по длительности — единовременные и длительные;

е) по типу нарушаемой нормы — преступность, пьянство (алкоголизм),

наркотизм, самоубийства, аморальное поведение, бродяжничество,

проституция, хулиганство, иждивенчество, коррупция,

бюрократизм, терроризм, расизм, геноцид, деструктивные

культы .

 А Ю.А.Клейберг, выделяют три  основные группы поведенческих

девиаций: негативные (например, употребление наркотиков),

позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные

(например, попрошайничество)

Как считает Дэвид Матца (1964), в  большинстве случае», когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она выходит за рамки поведения отдельного индивида и становится коллективной: на основе единичных девиантных поступков формируется образец поведения, который усваивается многими людьми. Такой образец может привести к созданию новой субкультуры, основные принципы которой стимулируют "нарушение правил". При этом "субкультура преступного мира заимствует свои нормы из господствующей культуры, но "переворачивает их с ног на голову". Преступное поведение считается правильным в соответствии со стандартами этой субкультуры именно потому, что оно противоречит нормам господствуюещей культуры

Наиболее ярким проявлением  этой тенденции является поведение преступных банд, а также "бунтовщиков". Ритуализм, о котором писал Мертон, может также стать коллективным. Чья-то индивидуальная привычка слишком буквально следовать правилам может стать «стилем работы» группы служащих, которые доводят до абсурда выполнение любого, даже самого незначительного, распоряжения, что приводит к замедлению работы. Достаточно представить себе работу авиадиспетчеров, чтобы понять, что такой вид девиации может парализовать деятельность всей организации.

Нарушения социальных норм могут быть серьезными и несерьезными сознательными и неосознаваемыми, Все серьезные рушения (сознательные они или нет), подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания - типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек но и девиант, он не способен нормально выполнять социальна роли. Самоубийство, т.е. свободное и намеренное прекращение своей жизни,— девиация. Но убийство другого человека — преступление.

Девиантное и делинквентное  поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших, — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называют криминогенными, а категории населения, более других склонные совершать девиантные или делинквентные поступки, — группами риска. К ним относится, в частности, молодежь. Источником такой склонности служит расхождение между степенью биологической и социальной зрелости, между требованиями, предъявляемыми подростком к самому себе, и требованиями, предъявляемыми к нему обществом.

Невозможно рассматривать  девиантное поведение без понятиф аддиктивного поведения. Аддикция —  пагубная склонность к чему-либо. Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления,  трудно и некоторые другие формы деструктивного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится средством бегства от реальной жизни.

Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от  жизненно важных обязанностей человека.

Проблема  аддиктивного поведения  включает не только анализ таких  известных явлений, как наркомания и алкоголизм,  но и гораздо менее  исследованных — «работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков  (ВДА), проблему «сухого алкоголизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дивиантное поведение в современном российском обществе.

Современное российское общество, пребывая уже достаточно длительное время в условиях глубочайшей трансформации, так же как и другие в подобных ситуациях, не может не испытывать, дисфункциональные напряжения. И все же сравнительно поздний переход к рынку, своеобразие исторических, ментальных характеристик российского социума, многие другие аспекты его реального функционирования предопределяют специфические черты проявления аномии.

Во-первых, аномия российского социума  реально проявляется в процессе перехода общества от некоего целостного состояния к фрагментарному. Собщество путем весьма болезненных социальных травм выросло до относительно целостного образования. И все же общие духовные черты, характеристики правовой, политической, экономической, технической культуры можно было отметить у представителей по сути всех слоев, групп, в том числе и национальных, составлявших наше общество. Относительная закрытость общества, специфика его социально-политической подсистемы порождали неразвитость, своеобразную наивность восприятия реальности у миллионов и миллионов людей, их беспомощность в ее оценке, самоотчуждение от политики. Надо к тому же иметь в виду, что несколько поколений людей формировались в духе коллективизма, едва ли не с первых лет жизни воспитывалось сознание некоего долга перед другими, но и долга общества, государства перед индивидумом. Одновременно целые поколения принуждались к весьма своеобразной адаптации к обстановке, когда востребованными оказались такие черты индивида, как социальная пассивность при разрешенной показной активности, доносительство при его официальном оправдании необходимостью укреплять безопасность страны и повышать бдительность в условиях враждебного окружения.

Во-вторых, специфика аномии российского общества состоит в его небывалой криминальной насыщенности. Конечно, можно указать целые периоды в истории России, когда степень криминальности была исключительно высокой. Но общество всегда имело потенциал сдерживания избыточной криминальной активности. Скажем, в начале 50-х годов минувшего века в сознании людей даже карманная кража восприеималась как чрезвычайное происшествие, чего нельзя сказать применительно к нынешним условиям функционирования социума .Кроме того преступный социальный мир долгое время воспринимался массовым сознанием как сугубо негативный, находился на периферии социальной жизни. Что касается современной ситуации, то аномия выступает в наших отечественных условиях фактически в форме криминализации всего социума.

Также существует понятие  экономического девиантного поведения.

На отрицательную девиацию (негативную) в экономически стабильном обществе приходится 10–12 %. Такой же процент составляет положительная (позитивная) девиация. Остальные 70 % населения пред-

ставляют собой люди без существенных отклонений в социальном поведении. Под положительной девиацией следует понимать участие в бизнес проектах, работу на ответственных должностях , а под отрицательной нежелание трудиться. Аморфность общества от ощущения безысходности и бесперспективности своего существования, процесс выживания, когда идет сосредоточение всех усилий человека на удовлетворении первичных потребностей, явили собой общее понижение культурно-нравственного уровня населения.

 

 

 

 

Девиантное поведение у подростков.

Подростки наиболее чувствительны  к социальным и психологическим  стрессам. Именно в этом возрасте наблюдается  резкий рост конфликтных, недисциплинированных, не умеющих владеть собой подростков. В особенностях трудновоспитуемости их кроются истоки алкоголизма, наркомании, нравственной деградации, правонарушений, преступности.

Девиантное  поведение у школьников имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др. Среди них важнейшее значение имеют:

-биологические  факторы – это неблагоприятные  физиологические или анатомические  особенности организма ребенка.

- Бурно протекающий подростковый кризис, стремление к взрослости, на фоне противоречий физиологического и психического развития

- психологические факторы – это психопатологии или акцентуации характера.

- социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания.

- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях

- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях

- асоциальный  стиль отношений в дезорганизованной  семье

Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают родителей, учителей, общественность. Эти особенности поведения не только свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям и обществу в целом. 

С.А. Беличева классифицирует социальные отклонения в девиантном поведении следующим образом: 1.социальные отклонения корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищения, кражи, спекуляция, протекция, мошенничество и др.); 2.агрессивные ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийства, изнасилования);3.социально-пассивного типа ориентации: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

С одной стороны, девиантное поведение предстает как форма  проявления дефицита морального и нравственного  развития личности в нашем обществе. С другой стороны, девиантное поведение рассматривается как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Основная задача, стоящая  перед школой – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических  и физических возможностей, тот уровень  образования и воспитания, который  поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Пока существуют правила, люди будут  их нарушать. Но в течение последних  десятилетий и, может быть, даже веков наблюдается общая тенденция к ослаблению многих норм, особенно тех, которые регулируют нравственное и индивидуальное повеление. Есть все основания считать, что это будет происходить и в дальнейшем. Многие поступки не подпадают под нормы и в месте с тем не являются отклонениями от них просто потому, что они лежат в сфере отношений, не регулируемых конкретными нормами (процесс художественного или научного творчества).

Социальные отклонения столь же разнообразны, сколь сами социальные нормы. Более того, разнообразие отклонений превышает разнообразие норм, ибо норма типична, а отклонения могут быть весьма индивидуализироанны. Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов не согласующимся с существующей нормативной системой.

Информация о работе Девиантное поведение