Девиация и социальный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:33, контрольная работа

Краткое описание

Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.

Содержание

Введение ……………………………. 2 стр.
Девиация…………………………….. 3-10 стр.
Социальный контроль…………….. 11-15 стр.
Заключение ………………………….. 16 стр.
Список используемой литературы… 17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 43.24 Кб (Скачать файл)

Эдвин Г. Сазерленд, используя выводы чикагских социологов, разработал теорию дифференциальной ассоциации, в соответствии с которой девиантное поведение приобретается на основе не только подражания, но и научения; очень многое зависит от того, чему именно и от кого учатся индивиды. В связи с этим тюремное заключение может привести к явно отрицательным последствиям, если поместить юных правонарушителей в одну камеру с закоренелыми преступниками.

Теория навешивания ярлыков (Labelling theory)

Эта теория основана на двух основных положениях. Первое состоит в том, что девиантным действием считается  не простое нарушение какой-либо нормы, а фактически любое поведение, которое с успехом определяется как девиантное, если на него навешен  определенный ярлык, относящейся к  этой категории. Другими словами, девиация содержится не столько в самом  действии, сколько в реакции других на это действие. Второе положение  утверждает, что само навешивание  ярлыков продуцирует или распространяет девиацию.

Ярлык преступника заставляет человека мнить себя попавшим в сеть преступных организаций, то есть обрести криминальную идентичность. Каждый последующий шаг по этому пути все более укрепляет у них ощущение, что они уже стали какими-то иными - не такими, как все, и не такими нормальными, как прежде. Иногда такой процесс называют стигматизацией (от греч. stigma - укол, пятно). В социологическом смысле стигма - это социальный признак, дискредитирующий индивида или целую группу.

Следует подчеркнуть, что ни одна теория объяснения причин девиантного поведения не является абсолютной и применимой ко всем случаям девиации. Каждая высвечивает какой-то один важный источник отклонения поведения от нормы. А девиантное поведение может принимать множество форм. Поэтому следует тщательно анализировать каждую форму девиации для определения задействованных в ней специфических факторов.

2. Социальный контроль

Во все времена общество пыталось подавить проявления девиантного поведения  посредством социальных санкций  и контроля. Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социализация касается, прежде всего, индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под  бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают  индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль  осуществляется отдельным  человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом  — семьей, группой друзей, учреждением  или социальным институтом, то приобретает  общественный характер и называется социальным контролем.

Социальный контроль -  это способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством  нормативного (в том числе правового) регулирования. Стабилизирующая функция  системы социального контроля заключается  в воспроизводстве господствующего  типа общественных отношений, социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных  социально-экономических, политических, идеологических, моральных  и иных социологически-культурных характеристик  данной социальной системы.

Социальный контроль –  элемент более общей системы  регулирующих воздействий на поведение  индивидов со стороны общества. Отличительной  чертой этой формы воздействия являются упорядоченность, категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями (как формального, так и неформального порядка). Система социального контроля использует социальные нормы, которые находят  отражение в идеологии, философско-этических  воззрениях, художественном творчестве.

Основная задача социального  контроля — создание условий для  устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения  от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его  развития, которые следует поощрять.

Социальный прогресс в  развитии общества основан на изменениях, инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства. Самое  важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений, жизнедеятельность  общества. Переселяясь на другое, новое  место народ переносит с собой  не памятники материальной культуры, а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и  обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и  установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при  принятии решений, подсказывая, как  одеваться, как вести себя, как  действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое  решение, идущее вразрез с тем, которое  принимается и усваивается в  ходе реализации, кажется нам неуместным, незаконным и опасным. Именно таким  путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Выделяется два типа социального  контроля:

    • внутренний контроль или самоконтроль;
    • внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

        Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение норм.

        Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях.

Неформальный контроль основан  на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного  мнения, которое выражается через  традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля — семья, род, религия — важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе.

Формальный контроль основан  на одобрении или осуждении со стороны официальных органов  власти и администрации. Он действует  на территории всей страны, основывается на писаных нормах — законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и представляет собой  особый механизм поддержания общественного  порядка и включает два главных  элемента — нормы и санкции.

Социальные нормы —  это предписания о том, как  правильно надо себя вести в обществе.

Социальные санкции —  средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать  социальные нормы.

К нормам относятся групповые  привычки ("не задирай нос перед своими"), обычаи (гостеприимство), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство, кровосмешение и т. д.). Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования.

         Социальные нормы выполняют важные функции: регулирование общего хода социализации; интеграция индивидов в группы, а групп в общество; контроль отклоняющегося (девиантного) поведения; образец поведения. 

           Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды.  Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К “общим  правилам“ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько  строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует  очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют  очень  сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение  табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

В системе социального  контроля ключевую роль выполняют санкции. Вместе с ценностями и нормами  они составляют его механизм. Сами по себе нормы ничего не контролируют. Поведение людей контролируют другие люди на основе норм, которые как  ожидается, будут соблюдаться всеми. Соблюдение общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым. Санкции  так же предсказуемы и общеприняты. Каждый из нас знает, что за выдающиеся научное открытие ожидает официальная  награда, а за тяжкое преступление —  тюремное заключение. Санкции также  вносят в поведение элементы предсказуемости. Когда мы ожидаем от другого человека определенного поступка, то надеемся, что он знает, не только норму, но и  следующую за  ним санкцию.

Таким образом, нормы и  санкции соединены в единое целое. Если у какой - то нормы отсутствует  сопровождающая его санкция, то она  перестает регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестает быть элементом социального контроля.

         Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Практически вся жизнь  любого общества характеризуется наличием отклонений. Социальные отклонения, то есть девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому  современному человеку.

Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

Определяя категорию девиации, необходимо подчеркнуть, что направленность отступлений от установленных норм может быть разной. Эти отступления  могут охватывать как полезные отклонения, так и дезорганизующие поступки, социальную патологию - наиболее стойкие, опасные для общества и личности. Таким образом, девиация (социальное отклонение) - это поступки, деятельность людей, социальных групп, не отвечающие установленным в данном обществе нормам или признанным шаблонам и  стандартам поведения. При этом, под  социальной нормой следует понимать характеристику таких явлений и  процессов, которые являются закономерными  для данной общественной системы.

Основная задача социального  контроля — создание условий для  устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения  от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его  развития, которые следует поощрять.

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:                  

  1. Г.О. Перов, С.И. Самыгин «Социология», Ростов н/Д-2003;
  2. С.В. Максимова Творчество: созидание или деструкция? – М.: Академический Проект, 2006. – 224 с.
  3. Т. Шибутани, Социальная психология /  – Р-н-Д.: Феникс, 2002. – 544 с.
  4. Бабосов Е.М. Общая социология: Учеб. пособие для студентов и вузов. – Мн.: «ТетраСистемс», 2002. – 640 стр.
  5. Д.А. Харлинская, Девиантное поведение как асоциальное проявление креативности. – Минск, БГПУ, 2008. – С. 462–465.
  6. http://socnauka.ru/

 

 


Информация о работе Девиация и социальный контроль