Детская безнадзорность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:11, реферат

Краткое описание

Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур, социозащитных органов и органов местного самоуправления. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ раскрывает основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений .

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 52.21 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем потенциал  реального участия общественных объединений в работе по профилактике детской безнадзорности и их сотрудничества в данной сфере со специализированными учреждениями используется далеко не в полной мере.

Например, органы общественной самодеятельности по месту жительства граждан располагают большими возможностями  по диагностированию семей, в которых  в силу того, что родители не уделяют  должного внимания воспитанию, дети склонны  к асоциальному поведению, а также  по общественному воздействию на такие семьи, оказанию им разносторонней помощи в решении жизненных проблем.

Объединения, защищающие семью  и детство, претворяющие в жизнь  идеи гуманизма и милосердия, могут  организовывать кризисные службы для  оказания экстренной помощи безнадзорным и беспризорным детям. Гражданский  долг таких объединений - добиваться решения органами власти проблем  детской безнадзорности в конкретных городах и районах, формировать  соответствующее общественное мнение жителей, привлекать добровольцев к  участию в этой работе.

Большой вклад в улучшение  профилактической и реабилитационной деятельности социальных служб по работе с детьми из семей группы риска  призваны внести общественные организации  ветеранов, офицеров и военнослужащих запаса, объединения, занимающиеся патриотическим воспитанием. Лидеры и актив этих организаций имеют возможность  проводить тематические встречи  и беседы с детьми, организовывать патриотические и военно-спортивные клубы, кружки и секции, вести индивидуальную шефскую работу, стать для трудных  подростков старшими друзьями и наставниками.

В силах организаций, занимающихся пропагандой и формированием  здорового образа жизни, физкультурно-спортивных и туристических общественных объединений  приобщать детей с девиантным поведением к участию в спортивных соревнованиях, турпоходах, привлекать их в спортивные, туристические кружки и секции, вести работу по разъяснению  губительного воздействия курения и других вредных привычек, необходимости соблюдать нормы гигиены, заботиться о своем здоровье.

Важной задачей повседневной деятельности общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, алкоголизма, СПИДа и ВИЧ-инфекций, должно стать проведение специальных  социальных акций как для трудных  детей, проживающих в семьях, так  и воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Важно, чтобы они посещали соответствующие  беседы, тренинги, тематические вечера, фестивали и концерты, имели и  читали выпускаемые этими организациями  печатные издания.

Серьезную роль в профилактической работе могли бы выполнять общественные организации, действующие в сфере  содействия гармоничному развитию личности детей, приобщения их к культуре и  искусству. Данные общественные объединения  призваны выявлять у детей группы риска интерес к творческой деятельности, развивать их способности, приобщать  их к разумным формам проведения свободного времени, знакомить с лучшими, соответствующими возрастному восприятию образцами  литературы, музыки, живописи и архитектуры, с памятниками истории, культуры и религии.

Большими возможностями  для укрепления материальной базы социальных служб, улучшения условий проживания в них детей и подростков располагают  общественные объединения промышленников и предпринимателей, служащих финансово-кредитных  структур, НГО в сфере материального  производства, экономики, банков и финансов и созданные ими благотворительные  фонды. Их резервы как потенциальных  спонсоров деятельности специализированных учреждений, реализации новых программ и проектов по профилактике детской  безнадзорности намного выше, чем  реальный вклад в решение этой первостепенной общегосударственной  проблемы.

Итак, взаимодействие социальных служб, негосударственных организаций  и коммерческих структур в социальной профилактике детской безнадзорности является одним из механизмов повышения  эффективности и качества решения  этой важной социальной проблемы.

 

2. Принципы взаимодействия  служб социальной помощи семье  и детям и негосударственных  организаций.

В основе взаимодействия органов  социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в  социальной реабилитации, и общественных объединений, действующих в области  профилактики детской безнадзорности, должны лежать следующие принципы.

Социальное партнерство - формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, основанных на: взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров  в реализации общей цели; подлинной  заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению. Только такой  подход может обеспечить максимальную продуктивность совместной деятельности, преодолеть сложившиеся негативные стереотипы восприятия властными и  общественными структурами друг друга. Часто органы власти игнорируют инициативу и созидательную силу НГО, а общественные объединения  не имеют поддержки со стороны  государственных органов, не верят  в их заинтересованность в совместной работе и способность передать третьему сектору часть своих функций.

Соблюдение принципа социального  партнерства на практике предполагает внедрение социальной технологии, построенной  на учете и оптимальном использовании  всех ресурсов, имеющихся у каждого  из партнеров, с целью решения  единых для них задач по профилактике детской безнадзорности.

Системный характер взаимодействия. Органы социальной помощи семье и  детям, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, и НГО  должны тесно взаимодействовать  в рамках каждого из элементов  системы организации работы по профилактике детской безнадзорности и беспризорности:

    • содержательного - разработка и реализация программ индивидуальной и групповой профилактики и реабилитации девиантного поведения и безнадзорности детей;
    • управленческого - разработка и реализация региональных и муниципальных профилактических и реабилитационных программ и проектов;
    • институционального - создание новых специализированных государственных и негосударственных социальных служб;
    • обеспечивающего - разработка нормативных материалов, повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев, обобщение и распространение опыта, организация информационных кампаний, освещение проводимой работы в СМИ и др.

Системность совместной деятельности достигается путем органичного  включения НГО в процессы сбора  и анализа информации о состоянии  безнадзорности несовершеннолетних и  факторах, влияющих на ситуацию; планирования адекватных мер по ее исправлению  и их государственной, общественной и научной экспертизы; принятия решения; его реализации и подведения итогов проделанной работы.

Комплексный характер взаимодействия. Совместная деятельность органов социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и НГО приобретет комплексный  характер в том случае, когда она  затрагивает всю совокупность профилактических мероприятий, полностью охватывает все направления и аспекты  работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности от выявления детей и семей группы риска до улучшения условий пребывания детей в специализированных учреждениях и их социального патронажа после возвращения в семью.

Основным условием соблюдения комплексного характера сотрудничества является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего технологии социального  партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие НГО с государственными органами и учреждениями путем определения  зоны общей ответственности при  четком разграничении сфер деятельности, взаимной поддержке и мобилизации  имеющихся ресурсов.

Профессионализм в решении  социальных задач. Профессиональный подход к профилактике детской безнадзорности обусловлен высокой мерой ответственности  взрослых (специалистов социальных служб  или актива НГО) за все действия, касающиеся детей и подростков, в  том числе относящихся к группе риска. Заповедь "не навреди" в  социально-профилактической работе должна соблюдаться столь же неукоснительно, как и в медицине.

Реализация принципа профессионализма предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области  теории и методики профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, которыми располагают  члены общественных объединений. Сферой их ответственности могут быть лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации.

Нацеленность на эффективный  результат деятельности - ориентация субъектов взаимодействия на высокое качество профилактической работы. Высокий конечный результат невозможен без дружной, слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения профилактических задач.

Высокие качественные показатели проводимой работы обеспечиваются использованием научного подхода к планированию и организации профилактической деятельности, адекватностью и современностью имеющейся нормативной правовой базы (в том числе на региональном и муниципальном уровнях), профессионализмом  специалистов и квалификацией общественников, достаточными материальной базой и  финансовыми ресурсами и др.

В процессе взаимодействия органов социальной помощи семье  и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, и общественных объединений необходимо учитывать  основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изложенные в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (статья 2, пункт 2) законность; демократизм; гуманное обращение с несовершеннолетними; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Важно отметить, что в  указанном законе предусмотрена  государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и  общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация данного принципа требует  целенаправленной системы мер по созданию реальных возможностей участия  НГО в профилактической работе.

 

 

 

3. Основные направления  и содержание совместной деятельности  служб социальной помощи семье  и детям и общественных объединений.

В сфере профилактики детской  безнадзорности и беспризорности сотрудничество органов социальной помощи семье  и детям и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с НГО целесообразно осуществлять по следующим направлениям.

Выявление семей и детей  группы риска. Общественные объединения  располагают собственными уникальными  возможностями для оперативного получения достоверной и конкретной информации о наличии в микрорайонах, населенных пунктах и иных местах компактного проживания граждан  семей, детей группы социального  риска, в том числе находящихся  на ранней стадии десоциализации. Это  обусловлено близостью НГО к  населению, неформальным и доверительным  характером отношений их представителей с людьми.

Необходимо, чтобы НГО  ставили в известность социальные службы о фактах девиаций в семейной и детской среде. Эти данные социальные службы используют для пополнения банка  данных о детях и семьях группы риска.

Изучение социальной ситуации и окружения, в котором находятся  дети группы риска, выявление причин и условий, способствующих детской  безнадзорности. Эта работа является одной из приоритетных в деятельности служб помощи семье и детям, к  ней целесообразно привлекать профессионально  подготовленных специалистов общественных объединений. Совместная деятельность может осуществляться путем включения  представителей специализированных учреждений и общественных объединений в  состав различных комиссий; приглашения  представителей НГО к исследовательской  работе, проводимой социальными службами, и, что самое полезное, заказа специалистами  НГО самостоятельных исследований причин социальной девиации несовершеннолетних, так как они располагают для этого широкими возможностями. Результаты анализов, выводы и предложения могут быть переданы НГО органам управления и службам социальной защиты населения для дальнейшей профилактической работы.

Социальная работа с семьями  группы риска по профилактике детской  безнадзорности. НГО имеют возможность  реализовывать широкий спектр форм и методов социальной поддержки  семей группы риска в рамках различных  компонентов социальной работы и  в соответствии с профилактическими  программами, реализуемыми органами социальной помощи семье и детям и специализированными  учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Информация о работе Детская безнадзорность в России