Среди официальных контактов наиболее
распространенной формой становится сотрудничество
добровольных организаций с различными
социальными департаментами местной администрации
через специальные коллегиальные структуры,
имеющие самые разные названия (губернское
собрание, общественная палата и т.п.).
Так, при мэре и правительстве Москвы действуют
более 20 общественно-государственных
структур, которые координируют деятельность
третьего сектора столицы.
Другим, несомненно менее значимым
каналом финансирования деятельности
российского третьего сектора является
зарубежная помощь. Ее масштабы и форма
предоставления варьируют во временном
аспекте и в зависимости от вида деятельности
добровольных организаций. Так, в первые
годы реформы основной поток зарубежного
финансирования составляла гуманитарная
помощь. На волне ее распределения возник
не один десяток некоммерческих организаций,
характер деятельности которых был задан
типом гуманитарного груза. Благотворительные
организации занимались распределением
между нуждающимися зарубежных продуктов
питания, детской одежды, медикаментов
и т.п. Позже, когда острота ситуации несколько
сгладилась, а общество притерпелось к
новым условиям существования, акцент
зарубежной помощи сместился в сторону
партнерских отношений.
Зарубежные гранты и по сей день
остаются одним из наиболее цивилизованных
способов финансирования третьего
сектора. Это целевые средства, выделяемые
на общественно полезные программы с последующим
отчетом об их использовании. Доля иностранных
грантов в общей сумме доходов НКО достаточно
скромна - около 10%, но это в среднем. В то
же время в бюджетах правозащитных и женских
организаций средства зарубежных грантодателей
занимают около 90%.
Практика показывает, что одной
из причин тяжелого финансового положения
третьего сектора в России являются
просчеты в фандрайзинге (поиске источников
финансирования), который вообще
отсутствует в России как система: у нас
нет (или их очень мало) ни специально обученных,
грамотных профессионалов, занимающихся
этими вопросами, ни отработанных методик.
В большинстве организаций фандрайзингом
занимается не квалифицированный профессионал,
а непосредственно руководитель, причем
без продуманной стратегии и без соответствующего
обучения.
Таким образом, сложившаяся к настоящему
моменту система экономических
взаимосвязей предоставляет достаточно
широкий выбор потенциальных
возможностей для финансирования
деятельности третьего сектора, хотя уровень
финансовой и материальной обеспеченности
основной массы некоммерческих организаций
остается чрезвычайно низким, более того
- продолжает ухудшаться.
Заключение
Естественно, что проблемы, которые
стоят сегодня перед всем российским обществом
ощутимо влияют на еще слабый отечественный
третий сектор. Обеспечение его независимости
и устойчивости связано сегодня с факторами,
общими для России в целом. Это, прежде
всего, формирование и исполнение соответствующего
законодательства. Разумеется, оно нуждается
в уточнениях, но оно уже есть, и главная
задача сегодня заключается в исполнении
существующих законов. Второе - это подготовка
специалистов, способных даже в условиях
высокого уровня экономической нестабильности
в России изыскивать финансовые возможности
для стабильного функционирования организаций
третьего сектора. Существенным в этом
плане является поиск моделей наиболее
эффективного взаимодействия, а точнее
партнерства, российских представителей
третьего сектора с их зарубежными коллегами
и спонсорами. И наконец, необходимо объединение
усилий общественности, направленных
на достижение максимальной информированности
о деятельности третьего сектора, формирование
доверия к добровольным инициативам в
России.
По данным Росстата, общее количество
негосударственных некоммерческих организаций
в России составляло на 1 января 2009 года
360 тысяч. Из общего количества формально
зарегистрированных организаций реально
действующими являются примерно 38 процентов,
то есть 136 тысяч организаций.
По состоянию на 1 января 2010 г. в
Российской Федерации зарегистрировано
222736 некоммерческих организаций. Из них
общественных объединений – 119247, религиозных
организаций – 23494, политических партий
– 7, иных некоммерческих организаций
– 79988.
Общий уровень вовлеченности в
добровольческую деятельность в
некоммерческом секторе в 2008 году составлял
3,2 процента от численности экономически
активного населения (3,02 от числа
занятых в экономике).
Всем типам НКО доверяют лишь
5 процентов россиян, никаким типам НКО
не доверяют 25 процентов россиян. Чаще
всего люди доверяют обществам по защите
прав потребителей, но доля доверяющих
лишь 11 процентов.
Социальный феномен, который на
сегодняшний день представляет собой
российский третий сектор, это относительно
замкнутое на самом себе сообщество организаций,
имеющее тенденцию к количественному
росту и развитую инфраструктуру (ресурсные
центры, информационные агентства, печатные
издания, информационные сети, тренерские
группы, лоббирующие институты и т.д.).
Преодоление “замкнутости” осуществляется
на институциональном уровне, то есть
через взаимодействие с государственными
и коммерческими структурами, а также
СМИ. Но, и это главная особенность данного
социального феномена, российские некоммерческие
организации чрезвычайно слабо влияют
на всех прочих граждан, они мало известны
и малоинтересны населению страны в целом[15].
Несмотря на то, что сотни тысяч
лидеров российских НКО приняли
участие в зарубежных образовательных
программах, познакомились с эффективно
работающими на Западе моделями формирования
сообществ, привлечения добровольцев
и перенесли их на российскую почву, никаких
видимых успехов в формировании гражданских
сообществ, где люди учатся самоорганизации,
участию в принятии решений, контроле
за властью, в формировании у населения
мотивации к добровольческой деятельности,
не наблюдается.
На наш взгляд, если речь идет об
общественном сознании, то основное направление
исследований должно быть сосредоточено
не только (и не столько) на анализе
экономических, политических и исторических
факторов и условий функционирования
третьего сектора. Безусловно, это важный
пласт исследований, но, на наш взгляд,
он является вторичным. Гораздо более
перспективной областью исследований
представляются психологические аспекты
моделей работы НКО с населением.
Мы считаем, что феномен третьего
сектора напрямую связан с сознанием
людей, а степень влияния НКО
на стиль жизни населения и
общественное развитие в целом, зависит
от способности неправительственных,
некоммерческих организаций формировать
связь между глубинными духовными потребностями
личности и социальной деятельностью.
На наш взгляд, необходимо исследовать
факторы, обуславливающие эту способность,
с позиции психологии личности. В заключение
хотелось бы выдвинуть ряд гипотез как
возможное направление дальнейших исследований:
Способность организаций третьего
сектора мотивировать личность к
добровольческой и иной альтруистической
деятельности связана с их способностью
удовлетворять духовные потребности
личности, источниками которых являются
глубокие трансперсональные уровни сознания.
Модели формирования устойчивой мотивации
к добровольческой деятельности
основаны на активизации трансперсональных
слоев сознания, и, следовательно, должны
различаться для представителей
Западной и российской культур.
Для представителя Западной культуры
исторически характерен социально-ориентированный
путь к духовному восприятию мира[19].
Поэтому стратегия мотивирования
личности к добровольческой и
иной альтруистической деятельности,
построенная на апелляции к социальным
ценностям и правильному социальному
поведению, будет достаточно эффективна
для представителя Западной цивилизации.
Список литературы
10) Алексеева О. Благотворительное движение:
регионы России, CAF, 1995
- Андрей Ермолаев. Выборочный метод в социологии.
Москва., 2000. -20с.
11) “Государство и негосударственные некоммерческие
организации: формы поддержки и сотрудничества”,
Центр региональных экономических исследований,
М., 1997.
- Градосельская Г., Петренко Е. Российское гражданское общество: реконструкция по результатам крупномасштабных опросов // Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры / Отв. ред. Е. С. Петренко. М.: Институт фонда «Общественное мнение», 2008. 392 с.
- Гражданское общество и неправительственные некоммерческие организации / Сост. Л. Н. Коновалова, В. Н. Якимец. М.: ГУУ, 2002. 80 с.
4) Гражданское общество. Мировой опыт
и проблемы России. Эдиториал УРСС. Москва,
1998, стр. 194.
Граф Штрахвиц Р. Сотрудничество государства и НКО в Германии: путь к равноправию // Social economy and law journal. Русская версия. Выпуск «Взаимодействие НКО и органов власти». Весна 2004. № 2. 48 с.
- Журнал “Деньги и благотворительность”, 1996 №2(8).
8) “Итоги”, 19 января 1999 г., стр. 41
- Ларина Лилия Рафиковна. соискатель, «Анализ механизма управления
структурой капитала некоммерческой организации
в Российской Федерации». Ульяновский
Государственный Университет, г. Ульяновск
2) “Международная экономика и международные
отношения” №12, 1996 г., стр. 129
- М. Либоракина, М.Флямер, В.Якимец. “Социальное партнерство. Заметки о формировании гражданского общества в России”. М., Школа культурной политики, 1996. [19] М.Щербаков. “7 путешествий в структуру сознания”. М.,1998.
- О. Алексеева. “Благотворительное движение: Регионы России”. Представительство Сharities Aid Foundation. М., 1996.
- {1}О.Алексеева, Г.Джибладзе, И.Доненко, О.Зыков, О.Казаков, Ю.Качалова, К.Киселева, А.Севортьян, Е.Тополева, Н.Хананашвили, М.Черток, В.Якимец. Доклад “Государственная программа поддержки гражданских инициатив”. Доклад. М, 2000.
- [14] VIII региональная рабочая встреча по фандрайзингу. По материалам конференции. М, 2000, 87стр/
- Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. 324c.
6) Ф.М.Бородкин “Движение российского
социума к государству благоденствия”.
“Социс”, №7, 1997
- Ф. Э Шереги., Абросимова Е. А. Правовые инициативы некоммерческих организаций России. М.: Новое знание,1999., 253 с.
- Э.Фомин, Е.Чикадзе. “Благотворительность как социокультурный феномен”. СПб., 1999. 111 стр.
[15] Ю.Качалова. “Социум: новая реальность, которая зависит от нас”. М., 1997.
Якимец В. Н. Некоммерческие организации США: некоторые аспекты современной деятельности // О взаимодействии организаций третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики. Международный опыт. М.: Центр «Социальное партнерство», 1999. 140 с.
Elshtain J. B. Not a cure-all. // The Revival of Civil Society in America. Edited
by E. J. Dionne Jr. Washington, DC: Brookings Institution, 1998.
Интернет-ресурсы:
- Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России. Аналитический обзор по результатам анализа государственной статистики, баз данных НКО и опросов общественного мнения. Исследовательская группа ЦИРКОН.
2009 [электронный ресурс] – Режим доступа.
- URL: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/4/090206.pdf
- Некоммерческие организации Москвы «Цифры и факты», Комитет общественных связей
г. Москвы, Московский Дом общественных
организаций. Москва 2011, Режим доступа.
- URL: http://www.mosportal.ru/15/3/blok_nekommer_organiz_zf2.pdf
- Основные итоги деятельности Министерства Юстиции Российской Федерации за 2009 год. Результаты деятельности Минюста России в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций. Публичный доклад. Режим доступа.
- URL: http://mjm.mezon.ru/sites/default/files/page/2012/04/publichnyy_doklad__2011_god.pdf
- Основные итоги деятельности Министерства Юстиции Российской Федерации за 2011 год. Результаты деятельности Минюста России в сфере государственной
регистрации некоммерческих организаций.
Публичный доклад. Режим доступа. - URL: http://www.minjust21.ru/news/2521
- Официальная статистика Министерства юстиции Российской Федерации по некоммерческим
организациям - Центра исследований гражданского
общества и некоммерческого сектора (ГРАНС-центр)
ГУ-ВШЭ, Режим доступа. - URL: http://www.hrrcenter.ru/news/detail.php?ID=1038