Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:58, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение форм и методов организации социального обслуживания инвалидов и престарелых, для достижения чего поставлены следующие задачи:
1. уточнить понятие социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;
2. рассмотреть инвалидов и пожилых граждан как субъектов социального обслуживания;
3. раскрыть права инвалидов и людей пожилого возраста в сфере социального обслуживания;
4. определить сущность, формы и методы социального обслуживания инвалидов и престарелых;
5. выявить основные проблемы социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста………………………………………………………………5
1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания……………………………………………………………………...9
1. 3 История социальной работы в России с пожилыми людьми…………….18
ГЛАВА 2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.
2.1 Социальное обслуживание на дому………………………………………..21
2.2 Социальное обслуживание в стационарных учреждениях………………..23
2.3 Социальное обслуживание разового характера……………………………26
ГЛАВА 3. Дома-интернаты малой вместимости как перспективная технология социального обслуживания граждан пожилого возраста.
3.1 Дома интернаты……………………………………………………………...29
3.2 Проблемы деятельности домов-интернатов……………………………….41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список использованных источников…………………………………………...44
Штатная численность государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов”.
При подготовке названных нормативных документов (утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 года № 25) приняты во внимание предложения, поступившие от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и непосредственно от руководителей действующих стационарных учреждений социального обслуживания малой вместимости.
Впервые детализирован статус дома-интерната малой вместимости, определяемого как учреждение стационарного типа, создаваемое в целях предоставления различной социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, обеспечения адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечения ухода и медицинской помощи, организации отдыха и досуга.
В дом-интернат малой вместимости целесообразно принимать граждан пенсионного возраста и инвалидов I и II групп старше 18 лет на постоянное, временное (сроком до 6 месяцев) и интервальное (пять дней в неделю) проживание, нуждающихся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и не имеющих медицинских противопоказаний к обслуживанию в стационарных учреждениях социального обслуживания.
При общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов менее 26 человек рекомендуется создавать отделения (структурные подразделения) с функциями дома-интерната малой вместимости в составе учреждений социального обслуживания иных видов или органов социальной защиты населения.
Дома-интернаты малой вместимости граждан пожилого возраста и инвалидов могут быть стационарными учреждениями общего и психоневрологического профиля.
На основе детального изучения и анализа практики деятельности домов-интернатов малой вместимости рекомендуется наличие следующих структурных подразделений:
организационно-методическое отделение;
социально-медицинское отделение (служба);
отделение милосердия;
отделение реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
другие отделения (службы), отвечающие целям и задачам дома-интерната малой вместимости.
Экономически затруднительно включение в штатную численность дома-интерната малой вместимости всех специалистов и сотрудников, необходимых для предоставления им различных социальных услуг стационарного обслуживания.
Целесообразность введения в штатную численность государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания “Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов” должностей психолога, специалиста по социальной работе, медсестры по массажу, инструктора по труду продиктована возрастными особенностями, наличием хронических заболеваний и особенностями психологического состояния пожилых людей и инвалидов.
Финансируются учреждения малой вместимости как правило за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации либо местных бюджетов и средств, поступающих от проживающих в качестве платы за проживание и питание. В бюджетах муниципальных образований предусматриваются в основном расходы на оплату труда работников, а также оплату коммунальных услуг и прочие нужды.
Значительную долю финансовых средств составляют внебюджетные источники. Пенсионным фондом Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации совместно с администрациями стационарных учреждений социального обслуживания успешно проведена работа по организации исполнения указов Президента Российской Федерации от 29 января 2000 года № 115 “О мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания населения”, от 25 декабря 2000 года № 2063 “О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения”. Пенсионный фонд Российской Федерации продолжает начатую работу по укреплению материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания.
В рамках федеральной целевой программы “Старшее поколение” в 2003 году оснащение домов-интернатов малой вместимости техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, технологическим оборудованием, оборудованием для отделений трудотерапии и лечебно-трудовых мастерских, оборудованием для культурно-досуговой работы и автотранспортом производится в первоочередном порядке.
Задача совершенствования деятельности подобных социальных служб с неизбежностью поднимает вопрос о критериях экономической эффективности их деятельности. С точки зрения минимизации управленческих и эксплуатационных затрат на единицу производимой продукции крупная организация является более эффективной по критерию “затраты – результаты”. Однако социальные услуги – особый вид продукции, оцениваются они субъективно, в зависимости от того, насколько удовлетворяются потребности и запросы потребителей услуг.
Затраты по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания малой вместимости (до 50 человек) незначительно отличаются от затрат по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в более крупных стационарных учреждениях.
В большинстве своем расходы по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в домах малой вместимости незначительно (на 1-10 процентов) превышают расходы по содержанию граждан пожилого возраста и инвалидов в крупных стационарных учреждениях.
В Самарской области расходы на одного проживающего в домах малой вместимости составляют 186,6 рублей в день, а по прочим стационарным учреждениям – 177,7 рублей в день.
В Нижегородской области расходы по проживанию в стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов составляют:
с численностью обслуживаемых от 210 человек – 64,7 рублей в день;
с численностью от 80 до 210 человек – 66 рублей в день;
с численностью от 50 до 80 человек – 66,5 рублей в день;
с численностью от 25 до 50 человек – 64 рубля в день.
Наряду с этим в учреждениях социального обслуживания Орловской области стоимость содержания одного проживающего в среднем в доме ветеранов малой вместимости составляет 68,56 рубля в день, а в прочих стационарных учреждениях социального обслуживания данный показатель составляет 94,95 рубля в день.
Стоимость содержания одного проживающего в домах малой вместимости Кабардино-Балкарской Республики составляет 123 рубля в день, а в многоместных стационарных учреждениях социального обслуживания – 138,7 рублей в день.
Анализ деятельности домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста, особенно действующих в сельской местности, показывает следующее:
внедрение данной формы обслуживания одиноких престарелых граждан и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, позволяет создать им благоприятные условия жизнедеятельности в осенне-зимний период, позволяет получать своевременную квалифицированную медицинскую помощь, пользоваться необходимыми социальными услугами;
временное и постоянное проживание одиноких престарелых граждан и инвалидов, не сохранивших способность к самообслуживанию, решают проблему их проживания в родных местах без нарушения сложившихся привычек, социальных связей с односельчанами, без сложного периода адаптации к проживанию в интернатном учреждении;
развитие сети учреждений малой вместимости повышает эффективность использования средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
внедрение данной формы социального обслуживания способствует созданию социокультурных центров нового типа для пожилых граждан.
В целом дом интернат малой вместимости как технология социального обслуживания позволяет обеспечить более высокое качество жизни пожилых людей и инвалидов, особо нуждающихся в поддержке со стороны государства и общества.
3.2 Проблемы деятельности домов-интернатов
уменьшение численности проживающих, находящихся на обслуживании, создает благоприятные социальные условия для проживания, общения, однако необходимость оказания пожилым людям полного комплекса специализированных услуг побуждает привлекать в штат учреждений малой вместимости специалистов различного профиля, что снижает экономическую эффективность внедрения этой формы социального обслуживания. Средством для устранения такого противоречия может явиться включение домов-интернатов малой вместимости в комплекс социальных учреждений данной местности, например, территориального центра социального обслуживания, однако отсутствие права юридического лица может привести к определенным проблемам, если учреждение расположено в отдаленной сельской местности;
современная государственная форма отчетности учреждения социального обслуживания не позволяет полностью выявить количественные характеристики домов-интернатов малой вместимости, приближенных к месту постоянного проживания пожилых людей;
значительная часть стационарных учреждений малой вместимости расположена в приспособленных зданиях, перепрофилированных из другого учреждения и используемых после ремонта. Эти помещения лишь в минимальной степени отвечают критерию доступной для пожилых людей среды жизнедеятельности. Не везде установлены пандусы, противоскользящие покрытия, мягкие приводники дверей, поручни; наличие ступеней, порогов, узких коридоров с поворотами (особенно в зданиях бывших детсадов) затрудняют передвижение людей с ограниченной подвижностью, в креслах-колясках, с тростями-опорами. Прилегающая территория учреждений оборудована для передвижения пожилых людей в еще меньшей степени, хотя затраты для оснащения соответствующими приспособлениями сравнительно невелики;
учреждения малой вместимости нуждаются в специальном оборудовании для осуществления своей деятельности;
средства бытовой техники, оборудование и приспособления для приготовления пищи, стирки, санитарной обработки мягкого инвентаря не приспособлены для работы в условиях малого учреждения.
Введение унификации деятельности домов-интернатов малой вместимости для пожилых граждан и инвалидов в существующих организационно-правовых и экономических условиях затруднительно и неплодотворно, поскольку ограничивает местную инициативу использования социальных ресурсов для развития социального обслуживания граждан старшего поколения и инвалидов.
Вывод:
Анализ работы домов малой вместимости, выявление перспективных направлений деятельности, доведение этой информации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, особенно регионов, где процесс разукрупнения учреждений социального обслуживания пока не приобрел выраженного характера, информирование специалистов социальных служб будет способствовать повышению эффективности и совершенствованию качественных показателей деятельности социальных служб в Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего изложенного в курсовой можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.
Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.
Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.
Для более эффективной работы органов социального обслуживания необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
2.Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации » от 10.12.1995 г. № 195
3.Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» от 2.08.1995 г. № 122
4.Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181
5.Федеральный Закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5
6.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002г. № 138
7. Азрилияна А.Н. «Новый юридический словарь»: 2010г.
8.Батяев А.А. «Комментарий к Федеральному Закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»»: 2009г.