Жизненный путь женщины в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:17, реферат

Краткое описание

Посаженному в землю семени нужно примерно полгода, чтобы вырасти и созреть.Это заставляло первых женщин,занявшихся земледелием,отказываться от кочевок вместе с мужчинами и дожидаться урожая на том же месте,где они посеяли в почву зерно.Забота о детях вынуждала уже первобытную женщину селиться в пещерах,которые могли дать защиту,а позднее ставить на равнине близ засеянного поля хижины из листьев или глины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
«Благодарение Господу за то, что сотворил меня женщиной»……………..4
ГЛАВА 2
Первый период жизни………………………………………………………….5
ГЛАВА 3
Юность…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 4
Свадьба………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 5
Семейная жизнь………………………………………………………………...8
ГЛАВА 6
Дом и работа……………………………………………………………………11
ГЛАВА 7
Старость………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 8
Смерть…………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

__________           __________


 

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская Государственная Геодезическая Академия»

(ГОУ ВПО «СГГА»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Жизненный путь женщины в древнем мире»

 

 

 

 

 

 

 

 

.

Проверил: Хояров Д.Г.

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК  2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1

«Благодарение Господу за то, что сотворил меня женщиной»……………..4

ГЛАВА 2

Первый период жизни………………………………………………………….5

ГЛАВА 3

Юность…………………………………………………………………………..6

ГЛАВА 4

Свадьба………………………………………………………………………….6

ГЛАВА 5

Семейная жизнь………………………………………………………………...8

ГЛАВА 6

Дом и работа……………………………………………………………………11

ГЛАВА 7

Старость………………………………………………………………………...11

ГЛАВА 8

Смерть…………………………………………………………………………..13

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неизвестно,когда двуногий прямоходящий индивид вышел из своего первоначального полуживотного состояния.Людьми в современном смысле мы можем считать лишь те существа,которые покончили с дикостью и изоляцией и образовали некую общность.Постепенно возникало родовое общество.Затем появилась оседлость и,наконец, государство.Всякий культурный прогресс был связан с улучшением условий питания, которое давалось упорной борьбой.Первобытные охотники вели бродячий образ жизни и зависели от возможности добывать свежее мясо.Это приводило к постепенному сокращению и истреблению многих животных.Когда дикие животные меняли свои пастбища,охотник был вынужден следовать за ними.Жил он почти исключительно в обществе мужчин,поглощенный единственным,что его волновало и насыщало, -охотой.Лишь время от времени он начинал искать женщину, не заботясь, однако,о выборе.

Постепенно охотник превратился в пастуха,которому с помощью разумной селекции и ухода удалось одомашнить пойманных диких животных;вместо того чтобы охотиться на них,он стал их охранять и пасти.У кочевников-скотоводов мужчина не занимает более высокого положения.Их общественные и религиозные институты не предусматривали неравенства полов:лишь имущество племени и общинные интересы.Люди зависели не от самовластных правителей,а от капризов природы.

Засуха приносила пастушеским племенам,живущим разведением мелкого скота,периодический голод.Это заставляло искать другие возможности пропитания,собирая корни и растения.Можно предположить,что однажды нужда и голод заставили какую-то собирательницу корней и растений на Ближнем Востоке попробовать высадить дикие злаки в подходящую землю.От простого срывания злаков она перешла к их продуманному выращиванию,и,чем дальше,тем больше ей удавалось  окультурить эти пригодные для еды и варки дикие злаки,превратив их в хлебные зерна,которыеможно было хранить и которые стали надежным резервом питания.На Ближнем Востоке были обнаружены не только древнейшие зерновые культуры,но и древнейшие поселения.

Посаженному в землю семени нужно примерно полгода, чтобы вырасти и созреть.Это заставляло первых женщин,занявшихся земледелием,отказываться от кочевок вместе с мужчинами и дожидаться урожая на том же месте,где они посеяли в почву зерно.Забота о детях вынуждала уже первобытную женщину селиться в пещерах,которые могли дать защиту,а позднее ставить на равнине близ засеянного поля хижины из листьев или глины.

Мать должна была жить вместе с ребенком,она была привязана к месту,где надо было проводить земледельческие работы;все это вынуждало женщин объединяться для защиты от двуногих и четвероногих врагов.Так возникли поселения.

 

 

ГЛАВА 1

«Благодарение Господу за то, что сотворил меня женщиной»

 

 Еще  Гомер ценил женщину наравне  с мужчиной.Он описывает ее  с величайшей проникновенностью.Он  создает женские незабываемые  образы:Пенелопа,верная жена,или  Навсикая,милая девочка,которая  спасает выбравшегося на берег  Одиссея.Спасенный желает ей мужа ,дом и “жизнь в благородном  согласии”.Ибо нет ничего лучше,говорит  Гомер,чем когда муж и жена  согласно живут в своем доме,”ближним  на радость,на счастье себе”.

А затем возникло учение о женщине как о неполноценном и неспособном к обучению существе.Этот взгляд,которой мы сейчас бы назвали антифеминистическим,находит особенно полное выражение в теологических и философских трудах,причем не только в Греции,но и в Библии.

Лишь в ранней истории евреев мы встречаем главным образом достойных восхищения женщин, гордых, исполненных достоинства пастушек,женщин-судей,пророчиц, предводительниц войск;затем,однако,этот положительный образ исчезает, возникает общее отрицательное отношение к женщине.Дискриминация женщины в основном была составной частью “исповедания” благочестивого еврея.

Евреи,как и греки, исторически считали себя особым народом,превосходящим все “варварские”народы в силу своей избранности.Более того,мужчины в безмерном своем тщеславии считали себя выше женщин,как и любого иноземца.Благочестивый еврей ежедневно повторял молитву:”Благодарение господу за то,что не сотворил меня язычником,непросвещенным и женщиной”.Только мужчина обладал способностью возвышаться духовно.Женщина погрязла в земном и отвращала мужчину от всего высокого и святого.

Подобное же чувство превосходства выражал и Сократ:”Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек,а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина”.

У евреев мудрейшим царем считался Соломон.Ему приписывают изречение:”Горше смерти женщина”.Можно спросить,почему же у него самого была тысяча жен-не хотел ли он тысячу раз умереть?

Велико было ликование,когда рождался сын.Все соседи,весь город должны были радоваться вместе с родителями.В Афинах счастливые родители украшали дверь оливковыми ветвями.В Иерусалиме бегали по улицам и провозглашали во всеуслышание:”У нас родился сын!”О нем мечтали все женщины,его желали все мужчины:сына,наследника, который примет нажитое трудом состояние семьи и достойно его приумножит.

Если же рождается дочь,в этом повинна только женщина.

 

ГЛАВА 2

Первый период жизни

 

Древние евреи выделяли в жизни женщины несколько периодов:до конца третьего года жизни ее называли “йонекет”(грудной ребенок),до восьмого года-“наара”(ребенок), до двенадцатого-“бетула”(девушка),а затем-“богерет”(взрослая,достигшая зрелости).В Греции городские девушки тоже,как и у евреев,росли в обособленных женских покоях.Только греки различали не четыре периода в ее жизни,а три:девушка-“кора”(еще недееспособная),женщина-“гине”(рождающая) и “хера”(вдова или одинокая).

Первому периоду жизни прежде вообще не уделяли никакого внимания, но благодаря З.Фрейду мы знаем,что самые ранние детские впечатления с их травмами и снами сознательно или неосознанно продолжают существовать в человеке в виде комплексов страхов и желаний,определяя его развитие и поведение;они держатся в подсознании как воспоминания.Древние считали ребенка маленьким взрослым.Они не подозревали о том,что дети обладают совершенно особым душевным миром,миром особых ощущений,и не имели никакого представления о развитии их воображения и воли.

Дети и тысячи лет назад,как и сегодня,оставались детьми и по характеру мышления,и в своих играх.Археологи нашли в детских погребениях мячи,погремушки,кубики,обручи,кукол,кукольные домики,кукольные коляски и кукольную посуду.Детские игры очень напоминали современные.Как и сейчас,они перетягивали канат,играли в прятки,носили друг друга на спине,кидали мяч и т.д.

Для маленькой девочки кукла-“ребенок”,она ее убаюкивает,бранит или нежно с ней разговаривает,точь-в-точь как ее собственная мать с ней самой.И в то же время девочка сама себя представляет “куклой”;она мечтает,играя.

Женщины из простонародья,у которых было много детей и которых изматывала работа,не могла уделять особого внимания воспитанию каждого ребенка.Ребенок был предоставлен сам себе и должен был сам себя воспитывать,сам набираться опыта вне родительского дома и сам бороться за существование.Суровые жизненные условия,ранняя угнетенность души страхом перед демонами,впечатления,полученные на улице и в тесном жилье,где все спали вместе,-все это заставляло ребенка преждевременно взрослеть.

Шаг за шагом, держась возле матери,ребенок в ходе своего развития учился приспосабливаться к близкому окружению;все другие удовольствия большего мира ему не доступны,он жил изолированно и должен был оставаться в изоляции.Единственным и лучшим,чему могла научить свою дочь на собственном примере женщина из простонародья,было:работать,работать,работать-и подчиняться! Но могла ли  на основе такого воспитания сформироваться человеческая личность? 

ГЛАВА 3

Юность

 

Когда дочь достигала “опасного”возраста-возраста половой зрелости,лучше всего было запереть ее под замок,отгородив от мира мужчин.В классическую эпоху в греческих полисах для всех девушек и женщин,независимо от возраста,существовали особые женские покои на верхнем этаже,которые для надежности охранялись и закрывались на засов.

Девушки из богатых и благородных семейств, выраставшие в замкнутом пространстве,учились выполнять повседневную домашнюю работу-печь хлеб,готовить еду,прясть,ткать и шить,но больше ничему.Все воспитание готовило их только к роли будущих жен.Они должны были оставаться целомудренными и,по существу,невежественными,довольствоваться лишь самыми ограниченными знаниями,проявлять покорность по отношению к родителям и будущему супругу,выполнять религиозные предписания.Короче говоря,их удел-зависимость,апатия и отчаяние.

ГЛАВА 4

Свадьба

 

Наряду с “браком по обычаю”,который был известен еще с времен Хаммурапи,древнейшей и распространеннейшей формой женитьбы можно считать “покупку невесты”.Дорого ли стоила невеста?В эпоху,когда еще не чеканили монеты,а денежной единицей служил скот,цена ее колебалась от одной до двадцати овец или коров.Покупка невесты была известна и Гомеру.Расплачивались греки древнейшей эпохи коровами.Позднее земледельцы стали расплачиваться плодами своего урожая.В шумерском языке цена невесты называлась “нинда”,что значит примерно “съестные продукты”.И действительно,известны сообщения,когда девушку отдавали за меру или мешок ячменя.Когда от обмена натуральными продуктами перешли к расчетам посредством благородных металлов,куски серебра стали отрезаться на вес.Такая единица называлась “сикль”;один сикль равнялся 11,4 грамма серебра.В Вавилоне за девочку от трех до девяти лет платили 10 сиклей,от девяти до двенадцати лет-30 сиклей;штраф за изнасилование девушки составлял 50 сиклей серебра.Размер платы за женщину зависел от материального состояния ее семьи,от того,как расценивалась она лично,но особенно-ее рабочая сила.

Какого-либо минимального или рекомендуемого среднего возраста для замужества нигде не указывается,говорится лишь лаконично:”как можно раньше!”.В двенадцать с половиной лет девочка считалась засидевшейся,такую никто уже не хотел брать.Так что и религиозные и гражданские установления призывали отцов выдавать своих дочерей замуж как можно раньше,”покуда они держат свою руку на их затылке”.

При всякой покупке невесты в присутствии свидетелей заключался соответствующий договор.Параграф 128 законов Хаммурапи гласит:”Если человек взял жену и не заключил с ней договора,то эта женщина-не жена”.Писец у городских ворот писал тексты брачных контрактов клинописью на глиняных табличках,которые затем обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов.Свидетели могли умереть,но глиняные таблички хранились долго.

Если при покупке невесты дочь была для отца источником дохода, то при браке с приданым она становилась для него чувствительным расходом, доставляющим заботы.Надо было не только распоряжаться дочерьми,но и заботиться о них.Приданое в виде наличных денег или ценностей,которое давалось невесте в качестве “утреннего дара”,супруг получал лишь в долг;он уже не мог,как прежде распоряжаться женой и ее имуществом.Последнее просто переходило к нему в управление,но в случае развода или его смерти жена получала обратно принесенную ей долю с процентами и была,таким образом,материально обеспечена.Это создавало совершенно иную основу ответственности. Если при покупке невесты муж, едва разочаровавшись в жене или даже необоснованно заподозрив ее в неверности,мог в любой день,без судебного решения о разводе выставить ее на улицу,причем без всяких средств к существованию,то в условиях брака с приданым предусматривалась юридическая регуляция имущественных отношений обоих партнеров.

  После подписания свадебного  договора молодые люди считались  помолвленными,но жених не имел  права видеть будущую жену  до свадьбы,-все равно,долгим или  коротким было время после  помолвки.После помолвки родители  тщательно выбирали срок свадьбы.

Существовали счастливые дни,счастливые числа,счастливые месяцы-необычайно сложный гороскоп определялся расположением звезд, которые магически влияли на человеческую судьбу.Лучше всего было спросить совета у жреца или оракула. 

 Особенное внимание мать  невесты уделяла свадебному наряду.Дочь  снимала короткую девичью одежду  и надевала длинную женскую,которую  мать нарядно  украшала вышивкой.На голову надевался головной убор или покрывало,так как головной убор замужней женщины отличался от убора незамужней.Согласно тогдашним религиозным представлениям, головной убор, будь то убор жреца или невесты, обладал магической силой:он отгонял злых духов.Покрывало и венец преображали даже бедных и беднейших-пускай всего на один день в жизни,но они становились царской четой,они восходили на трон,и все славили их песнями радости.

Информация о работе Жизненный путь женщины в древнем мире