Жизненный путь женщины в древнем мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 13:17, реферат

Краткое описание

Посаженному в землю семени нужно примерно полгода, чтобы вырасти и созреть.Это заставляло первых женщин,занявшихся земледелием,отказываться от кочевок вместе с мужчинами и дожидаться урожая на том же месте,где они посеяли в почву зерно.Забота о детях вынуждала уже первобытную женщину селиться в пещерах,которые могли дать защиту,а позднее ставить на равнине близ засеянного поля хижины из листьев или глины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1
«Благодарение Господу за то, что сотворил меня женщиной»……………..4
ГЛАВА 2
Первый период жизни………………………………………………………….5
ГЛАВА 3
Юность…………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 4
Свадьба………………………………………………………………………….6
ГЛАВА 5
Семейная жизнь………………………………………………………………...8
ГЛАВА 6
Дом и работа……………………………………………………………………11
ГЛАВА 7
Старость………………………………………………………………………...11
ГЛАВА 8
Смерть…………………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………..14
Список литературы…………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

На свадебный пир приглашалась вся родня,а в сельской местности-вся деревня.У кого не было средств на пышную свадьбу,должен был их одолжить.Сохранился список из Ура,в котором четыре тысячелетия назад подробно перечислялись все расходы на свадьбу:невеста получала в приданое украшения,нарядную одежду и солидную сумму серебра.Кроме того,жрецу платили продуктами и серебром,чтобы он выпросил у богов благоволение к юной паре.Однако главные средства шли на свадебное угощение.С большой точностью перечислялось, сколько выдано муки, пирогов, жира, конопляного масла, пива,вина,овец. Расходы на угощение были на Востоке очень велики.

Торжественное шествие с флейтистами, барабанщиками,факельщиками сопровождало невесту из родительского дома в ее новый дом. Музыка, громкие крики, ликования и факелы должны были отпугивать демонов,которые угрожали шествию.Факелы представляли собой длинные палки,верхний конец которых был оплетен лубом,обмакнутым в оливковое масло.

А как воспринимала всю эту суматоху та,что была главным действующим лицом на  торжестве”введения невесты в дом”? Греческий  поэт Аполлоний Родосский в своем эпосе “Аргонавтика” впечатляюще, с большой психологической глубиной описывает борьбу противоречий чувств в ее душе. Голоса радости для нее- лишь внешние звуки, они не могут избавить малолетнюю невесту от неуверенности и страхов. Она плачет, она стремится от того неведомого,что ей предстоит, что в корне изменит всю ее жизнь, оторвет от родительского очага. Она боится мужчины, который много старше  ее, которого она прежде не знала и даже не видела;ведь ей вообще до сих пор  строжайше было запрещено всякое общение, всякий разговор с мужчинами вне семьи. Все в ней противится происходящему. Ей страшно,страшно, страшно!  

 

ГЛАВА 5

Семейная жизнь

 

Поскольку на древнем Востоке не существовало консультационной службы по вопросам брака, девушке, чтобы предупредить разочарование,неплохо было бы перед свадьбой совершить познавательную поездку в Сузы. Сузы-небольшая холмистая местность на юго-западе Ирана.Здесь в 1901-1902 годах Ж.Ж.Морган обнаружил базальтовый столб высотой 2,25 метра, относящийся к эпохе великого вавилонского царя Хаммурапи;сейчас он находится в парижском Лувре.На нем  тщательно высечены 282 параграфа законов.От женщины требовалось абсолютное послушание мужчине.Если она не подчинялась,он имел право ее наказать.Согласно одному древнеассирийскому закону,супруг мог за непослушание,леность или отказ от исполнения супружеских обязанностей “побить свою жену,остричь ее, отрезать ей уши, нос, выжечь на лбу рабское клеймо или прогнать ее”.В случае любых домашних споров или необоснованной жестокости ни жена, ни тесть не могли привлечь его к судебной ответственности.Если женщина бежала от жестокости мужа в родительский дом и оставалась там четыре дня, он мог возвратить ее насильно, заставить доказывать божьим судом, посредством ордалии, что она за время своего отсутствия не спала ни с каким другим мужчиной.“Ее надлежит связать и бросить в воду; если она выберется благополучно, значит, она невиновна, и муж должен оплатить судебные издержки ”. Отчаянный побег мог стоить жизни, ему же-всего лишь денежного штрафа.При подозрении в измене процедура была такова, что доказательство измены означало для женщины неминуемую смерть.Уже в законах из Эшнупы говорилось:”День, когда ее обнаружат в объятиях другого, для нее последний;более ей не жить”.Даже в эпоху римских императоров за супружескую измену подлежала наказанию только женщина, муж имел право подвергнуть за это женщину смерти.Законы Хаммурапи делали женщину бесправной во всех отношениях; она не могла ни заключать договоров, ни вести денежные дела, ни ставить свою подпись-все только через опекуна. Она оказывалась, по существу, рабыней мужа.За нерадивость, леность, отказ от работы он мог избить ее, мог проткнуть ей уши у позорного столба перед городскими воротами при всем народе, как это делали с беглыми рабами.Этот “паша” мог распоряжаться рабочей силой своей жены.Он вполне мог одолжить эту рабочую силу другому, как тяглового вола или земледельческое орудие, мог заложить, т. е., по существу, продать жену и детей, если испытывал затруднения.

Правда, закон Хаммурапи ограничивал срок такого заклада тремя годами и запрещал получавшему женщину сверх меры ее эксплуатировать.Но это ограничение было отменено.В более позднем законе можно прочесть:”Он может отдать женщину даже без ее согласия, и если он отдает женщину, то ее имущество не переходит к тому, кому он ее отдает ”. Женщина не могла предстать перед судом ни как истица, ни как свидетельница.Даже если муж был душевнобольным или склонен к насилию, жена не могла требовать развода.Она не могла претендовать ни на какое наследство;имущество ее покойного отца или супруга переходило к сыновьям.Овдовев, она могла рассчитывать только на их милость.

Женщина не принимала никакого участия в общественной жизни; она не могла покинуть женских покоев, в которых не было окон, не могла одна выйти на улицу,даже за покупками.Она должна была молчать, не имела права участвовать в разговоре мужчин, не могла есть за одним столом со своим мужем или сыном, и если обслуживала их за едой, то лишь стоя. Лишь на большом отдалении,лишь в “чистом состоянии ”,лишь закутанная в покрывало,”со знаком власти на голове”,как выражается апостол Павел ,она могла молча присутствовать при богослужении. Ее клятва перед алтарем  имела силу только тогда, когда ее подтверждал кто-либо “уполномоченный ”,то есть ее муж или-если она была незамужней или вдовой –ее отец , брат или другой родственник-мужчина. Так что даже перед богом она объявлялась существом недостойным.

А как обстояло дело в Египте? У нас есть доказательства, свидетельствующие, что жизнь в Египте была  гораздо более терпимой, уравновешенной, либеральной, чем та, о которой дают представление древние суровые пункты законов других народов древности.

Более сильное  и продолжительное влияние, чем светские законы,оказывали на человеческое общество законы религиозные. Консервативный , верный традициям и,несомненно,законопослушный народ на Ниле жил по древним религиозным установлениям , многие из которых сохранились еще со времен матриархата . Хотя в обширном египетском пантеоне главенствовал бог Солнца Ра , отец всех богов, мужчина- правитель, народ почитал главным образом Исиду , верную супругу Осириса и любящую мать Хора. Так было в эпоху строительства пирамид, в III тысячелетии до н. э., и так осталось до V в. н. э., когда традиционные египетские  верования были сметены государственной христианской религией. Миф об Исиде и Осирисе утверждает, что лишь женщина могла обеспечить воскресение, возрождение и вечную жизнь.

Согласно египетским религиозным представлениям, земная жизнь коротка, лишь после смерти начинается истинная, вечная жизнь. Каждый египтянин, испытавший счастье в браке, хотел в ином мире продолжать вечную жизнь с той же самой женщиной. Это находит выражение во многих надгробных рисунках и в статуэтках, которые клались с покойниками. Нередко они изображают мужчину и женщину,которые сидят вплотную друг к другу, взявшись за руки или положив руку на плечо партнера, и неподвижно смотрят в вечность: они и там не хотят разлучаться. Иногда они сидят друг против друга у сакрального стола с дарами или в беседке и смотрят друг другу в глаза. Вспомним, что жители других стран Ближнего и Среднего Востока, как и греки, никогда не садились за один стол с женщинами, пировали они только в мужском обществе и никогда не появлялись на людях со своими женами. А ведь надмогильный памятник тоже выставлен для общего обозрения. На других египетских погребальных изображениях мы видим, как мужчина и женщина вместе обрабатывают свою землю: они сеют, пашут,жнут, как будто хотят продолжить это и в другой жизни. Неписаные религиозные законы Египта, тысячелетиями определявшие совместную жизнь людей, обязывали не только женщину, но и мужчину хранить верность как до, так и после смерти.

А что у греков? Греческие порядки, определявшие юридическое положение женщин и закрепленные в традиции, были не менее суровы, чем законы Хаммурапи.Мужская власть распространялась не только на имущество и домашнее хозяйство, но и на всех живших в доме, включая жену и рабов.

Может быть, наиболее унизительным для женщины были предписания, касавшиеся ее имущественных и наследственных прав;они давали исключительные преимущества прямым наследникам только по мужской линии, поэтому женщине иногда надо было развестись и выйти замуж за какого-нибудь дальнего родственника, имевшего права на наследство, чтобы получить хотя бы часть отцовского наследства.

В Греции закон предписывал мужчине строгую моногамию,но в его распоряжении были все служанки, рабыни и рабы, а вне дома он мог иметь сколько угодно подруг и приятелей.Уважающий себя зажиточный грек-горожанин проводил большую часть времени вне дома, дискутировал, вел беседы о политике и философии на улицах и в общественных местах.Вечера он проводил среди мужчин, в различных обществах, за угощением или питьем.Женщина должна была, напротив, оставаться дома, жить замкнуто.Единственной ее обязанностью было заботиться о хозяйстве и детях.

ГЛАВА  6

Дом и работа

 

Границей домашнего царства была дверь, отделявшая дом от улицы.Женщине не позволялось переступать дверной порог и одной выходить на улицу. Здесь,в четырех стенах дома, женщина могла действовать и распоряжаться по своему усмотрению.Это лишь звучит поэтически; на деле же объем работ, который она обязана была выполнять ежедневно, был необычайно велик.Ей надо было встать до рассвета, принести из колодца воды на день, растопить очаг дровами или навозом, намолоть муки-весьма тягостная процедура-испечь хлеб.Когда завтрак был готов, она будила семью.И вновь отупляющая ежедневная работа:надо ухаживать за детьми, стирать, варить, убирать и т.д.Для представителей средних и нижних слоев населения к этому объему домашних работ добавлялись еще и другие:жена должна была помогать мужу в поле и ремесле.По мнению историков хозяйства, женщины с древних времен выполняли основную часть земледельческих работ, более того, они, собственно, и начали первыми обрабатывать поле.

Важнейшим предметом в каждом греческом доме наряду с кроватью и очагом был ткацкий станок. Вдоль широкого ткацкого станка надо было во время работы ходить, и Гомер  весьма образно описывает, как “Пенелопа станок свой обходит”. Узкие ткацкие станки позволяли работать сидя.Сложное узорное тканье требовало большего умения, необычайного терпения, внимания.Легче было вышить орнамент на готовой ткани, для чего использовали, в частности, штампованные или вырезанные золотые пластины.Изделия, хранящиеся в музеях, свидетельствуют, что женщины достигали в этих работах изумительного мастерства. 

 

 

ГЛАВА 7

Старость

 

Изгнанная жена, девушка, изнасилованная и не вышедшая замуж, невеста, жених которой перед свадьбой умер или исчез, и женщина, у которой умер муж,- всех их в древнесемитских языках называли одним собирательным словом “вдова,”ибо всех их, если они не имели средств к существованию,ждала одна судьба. Десятилетняя девочка могла носить такое же серое ,похожее на мешок вдовье одеяние, как и престарелая матрона. У пастушеских народов и у арабов в древности вдова, муж которой погиб во время набега или военного похода, могла быть взята в шатер соплеменников в качестве наложницы или рабыни. Тех, кто не мог работать, изгоняли в пустыню.

Во времена, когда решающую роль у оседлых народов стало играть землевладение, вдову должен был взять в жены деверь,чтобы сохранить семейную и племенную собственность. Религиозные представления не позволяли вдове с детьми вступить в новый брак,но от бездетной вдовы, напротив, требовали, чтобы она вышла за брата своего покойного мужа. Родившийся от такого брака сын считался законным наследником покойного: лишь он, как продолжатель его дела, мог  обеспечить умершему дальнейшую потустороннюю жизнь. Если у человека не оставалось наследника мужского пола, который мог бы, как положено,  позаботиться об умершем, дух его обречен был носиться,не зная успокоения.

Параграф 193 хеттских законов предписывал:”Если мужчина умрет, его брат должен взять за себя вдову, или один из братьев, или отец покойного”.Если брат мужа не хотел жениться на невестке, он должен был публично совершить церемонию отказа, которая освобождала его от такой обязанности. При этом вдова снимала с него обувь и ударяла ею деверя по лицу с такими словами:”Вот тебе, ибо ты не захотел восстановить дом брата своего и помочь мне родить ребенка ”.Все присутствующие при этой унизительной сцене восклицали:”Тьфу на него!” Снятие обуви в древности символизировало изъятие и передачу собственности;подобная церемония совершалась при продаже участка и т.п. После акта отказа вдову мог или обязан был взять ближайший родственник.

Если же у бездетной женщины не было ни имущества, ни родительского дома, куда она могла вернуться, ее, как  это называлось по-древнеарабски,”изгоняли в пустыню” или, по ассирийскому выражению, “отсылали в пустоту’.

Оставшиеся без средств могли только просить милостыню, рассчитывая на сострадание отдельных людей.Если вдова была еще молода и хороша собой, дававший милостыню мог кое-что в ответ за нее потребовать.До нас дошли слова предостережения, сказанные еще в XIII в. до н. э. в Угарите:”Одинокая, запри на засов дом свой, вдова, замкни как следует жилище свое, ибо за тобой теперь будут охотиться”.

“Целомудренное вдовство” славилось как добродетель, всякое же вторичное замужество клеймилось как безнравственность.Овдовевшая матрона должна была сосредоточиться на религии, которая сулила ей воскресение и “новую жизнь”.

 

ГЛАВА 8

Смерть

 

Женщина умерла ночью во сне, тихо, как гаснет светильник.Смерть проникла через окно и унесла свою жертву.Утром родственники, беспомощные, испуганные, в угнетенном молчании стояли возле ее постели.Чтобы смерть не взяла с собой других жертв, присутствующие начинали молиться, а также выполнять все прощальные ритуалы, которые должны были отделить живых от покойных.Они делали себе надрезы на коже, рвали на себе волосы, посыпали песком головы, разрывали свои одежды, бросались на землю и кричали, повторяя имя покойной, словно для того, чтобы  пробудить ее или убедиться самим, что она умерла в самом деле.Истинной же целью всего этого было напугать и отогнать душу, которая еще блуждала в доме, в пространстве.

Все разнообразные обычаи, связанные со смертью человека, обусловлены были страхом заразиться “бацилой смерти”.Даже когда души умерших достигали загробного царства, их тела считались в  культовом отношении нечистым. Кладбища полагалось устраивать вне жилых поселений, могилы ориентировались на восток, в сторону света, где мертвый должен был пробудиться для новой жизни.

Священник не должен был касаться покойного, посещать дом умершего или вступать на кладбище.Подготовка к погребению и траурным церемониям возлагалась на группу мужчин.Они осторожно клали покойницу на землю или на солому, ставили возле ее головы светильник, чтобы отгонять духов, натирали или обрызгивали тело маслом и обертывали его в полотно.Незамужнюю наряжали как невесту. На женщину надевали ее украшения, по крайней мере бусы, а в рот или на лоб клали монету как плату за переправу в загробный мир. Затем мужчины гасили огонь в очаге, который покойница всю жизнь заботливо поддерживала.

Позднее все церемонии стали проводить профессиональные погребальные общества или союзы.Это превратило похороны в дорогостоящее мероприятие.Даже зажиточным семьям приходилось всю жизнь откладывать на похороны, неимущие должны были брать взаймы, иначе их закапывали просто как дохлых собак.

Дом покойницы также считался нечистым, поэтому перед порогом ставили сосуд с освященной водой. Каждый,кто покидал дом, омывал в нем руки. Кое-где и сейчас еще сохранился обычай мыть руки, уходя с кладбища.Как правило, в древности всех мертвецов, в том числе погибших и казненных, полагалось похоронить до захода солнца, чтобы их не схватили ночные духи.

Информация о работе Жизненный путь женщины в древнем мире