Занятость молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 11:43, реферат

Краткое описание

Занятость является важнейшей составной частью молодежной политики. Профессиональная ориентация в школе и вузе, качественное образование, открытая конкуренция работодателей – все это увеличивает вероятность профессиональной самореализации, создания крепкой благополучной семьи. К сожалению, сегодня состояние рынка труда Беларуси для молодежи является крайне неблагоприятным и даже критическим. Наша страна быстро входит в самый острый в своей новейшей истории структурный кризис. Государство выбрало модель развития, основанную на государственной собственности. Распорядители чужим (политики и чиновники) перераспределяют более половины ВВП. В стране создана система тотального контроля и регулирования практически любого вида экономической деятельности. На работодателях лежит основная нагрузка по выплате социального налога (34% с фонда заработной планы).

Вложенные файлы: 1 файл

занятость молодежи.docx

— 39.11 Кб (Скачать файл)

Занятость является важнейшей составной частью молодежной политики. Профессиональная ориентация в школе и вузе, качественное образование, открытая конкуренция работодателей – все это увеличивает вероятность профессиональной самореализации, создания крепкой благополучной семьи. К сожалению, сегодня состояние рынка труда Беларуси для молодежи является крайне неблагоприятным и даже критическим. Наша страна быстро входит в самый острый в своей новейшей истории структурный кризис. Государство выбрало модель развития, основанную на государственной собственности. Распорядители чужим (политики и чиновники) перераспределяют более половины ВВП. В стране создана система тотального контроля и регулирования практически любого вида экономической деятельности. На работодателях лежит основная нагрузка по выплате социального налога (34% с фонда заработной планы).

С одной стороны, контрактная система позволяет работодателю легко увольнять работников, но с другой стороны существует порочная практика запрета на оптимизацию рабочей силы на предприятиях в зависимости от реально существующего платежеспособного спроса. Правительство и исполкомы, по сути дела, запрещают увольнять работников. Чиновники перекладывают свои обязанности на коммерческие организации. Помимо принудительной занятости государственные предприятия вынуждены содержать на балансе и финансировать активы, которые не имеют ничего общего с их производственной деятельностью (детские сады, библиотеки, летние лагеря, жилой фонд и т.д.).

В результате в Беларуси сотни тысяч рабочих мест созданы не там, где они нужны. Если в условиях чрезвычайно благоприятного спроса на основные товары белорусского экспорта (минеральные продукты, калийные удобрения, металлы, автомобили, тракторы) ситуация оставалась стабильной, то в 2009 году она резко обострилась. Официальная безработица в 1% даже по мнению премьер-министра С. Сидорского является «гламурным» показателем. Опросы населения, анализ структуры занятости Беларуси и динамики спроса позволяет оценить безработицы в Беларуси в начале 2009г. на уровне 10%. Ситуацию усугубляет тот факт, что в страну возвращаются граждане, которые работали за рубежом. По данным МВД РБ, в 2008 году около 1млн. белорусов работало за рубежом. Их массовое возвращение в страну еще больше увеличит напряжение на рынке труда.

Очевидно, государственные предприятия не в состоянии создавать новые рабочие места. В 2009г. о резком росте напряжения на рынке труда говорит массовый переход предприятий на 2 – 3-дневный режим работы в неделю. Многие предприятия вообще останавливаются на недели. Есть случаи консервации производств на месяцы. Не имея возможности проводить реструктуризацию, предприятия вынуждены отправлять работников в неоплачиваемые отпуска.

Ситуацию на рынке труда усугубляет тот факт, что индивидуальным предпринимателям разрешено нанимать на работу только одного человека, близкого родственника. Таким образом, правительство заблокировало потенциал молодежной занятости, которым обладают ИП. Речь идет о сезонной, временной, почасовой занятости как старших школьников, так и студентов. Молодежь лишена возможности не только получения дополнительного заработка, но приобретения ценного практического опыта.

Малый и средний бизнес в Беларуси также работает в очень сложной правовой и регуляторной среде. Предпринимателей «душат» налогами, проверками и штрафами. Министерство труда навязывает МСБ бумажную волокиту, требует выполнения разного рода стандартов и норм, как будто продажа обыкновенных товаров в рознице – это реализация танков или ракет.

В такой ситуации как государственные, так и частные коммерческие организации не заинтересованы в приеме на работу молодежи. Стажировки студентов часто превращаются в чистую формальность. Их не допускают к информации, не объясняют механизмы принятия решений, не углубляют практические знания по разным аспектам деятельности предприятий. Не удивительно, что белорусская молодежь всеми силами старается уехать за рубеж. Частный бизнес мог бы стать источником занятости молодых, но его надо было бы освободить от бюрократических пут, существенно облегчить налоговое бремя и предоставить право работодателям самостоятельно определять режим работы, оплаты и сотрудничества с потенциальными работниками.

Молодежь – наиболее мобильная, гибкая, энергичная часть рабочей силы. Именно она должна стать движущей силой новой экономики страны, Для этого рынок труда должен стимулировать, а не «душить» таланты. Молодежь быстро реагирует к меняющемуся спросу, отслеживает инновации и способна интегрировать их в Беларуси. Именно молодежь является основной движущей силой структурной перестройки страны, тем мотором перемен, который создаст новые рабочие места там, где они нужны потребителям Беларуси и соседних стран.

Либерализация рынка труда является важнейшим компонентом молодежной политики занятости. Чем меньше молодой человек будет стоять в очередях в исполкомах, министерствах, чем меньше он будет сталкиваться с бюрократами, контролерами, чем больше у него будет свободы выбора, тем быстрее Беларусь преодолеет кризис и выйдет на траекторию устойчивого экономического роста. Отмена ограничений по времени занятости, режиму работы, смягчение требований к рабочему месту, отмена обязательных платежей работодателя по болезни (при временной или сезонной занятости) – все эти положения должны учитываться при заключении договоров с молодежью (подмастерье, ученик, стажер).

Важной частью молодежной политики занятости является предоставление полного права работодателям увольнять работников в случае изменения конъюнктуры, реального спроса или других параметров, которые ставят под сомнение коммерческую целесообразность сохранения старых рабочих мест. Реализация такого подхода позволит значительно оживить рынок труда и вовлечь в него десятки тысяч молодых людей. Это уменьшит необходимость в бюджетном субсидировании предприятий, позволит ликвидировать «серую» занятость и снизит склонность молодежи к эмиграции.

Молодежь получит возможность снизить нагрузку на родителей, так как сами смогут оплачивать многие товары и услуги. Занятость в старших классах и во время обучения в вузе расширит возможности самореализации и создаст базу для последующего карьерного роста.

Сегодня на рынке труда Беларуси создана парадоксальная ситуация. Несмотря на то, что занятость среди молодежи выгодна фактически всем, очень немногие студенты вскоре после окончания учебы находят устраивающие их условия работы или же сочетают работу с учебой. Многие выпускники имеют довольно смутное представление о своей будущей работе. Университеты сильно оторваны от реального рынка труда, что создает дополнительные трудности для молодежи. Она вынуждена переучиваться прямо на рабочем месте или довольствоваться неквалифицированной, подсобной работой, не требующей университетского образования.

Сегодня государства жестко регулирует рынка труда множеством способов. Принудительное распределение после окончания учебы резко снижает стимулы для молодежи в реализации своих возможностей. Получить первое место работы на убыточном предприятии в небольшом городе или поселке – это резко ограничить возможности реализации профессиональной карьеры, но также лишить себя активной социальной, интеллектуальной жизни и общения. Государство заставляет молодежь ехать по распределению, но не выполняет свою часть обязательств по созданию на предлагаемом предприятии и в населенном пункте нормальных условий труда и жизни.

Государство должно максимально расширить свободу выбора занятости для молодежи и для всех граждан Беларуси в целом. Для нахождения молодежью первого рабочего места в соответствии со знаниями, умениями и квалификацией необходимо дерегулирование рынка труда, обеспечении экономической свободы и свободы бизнеса, обеспечении свободы работодателя нанимать и увольнять сотрудников на основе взаимной договоренности, зафиксированной в контракте (трудовом договоре) об условиях труда, его оплате и т.д.

Каждый выпускник любого учебного заведения должен иметь право на поиск любой удовлетворяющей его работы и заключение контракта, при условии, что наниматель согласен взять его на работу, на взаимоприемлемых условиях.

Важнейшим элементом политики молодежной занятости является создание благоприятных условий для самозанятости, т. е. для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Реализация всех этих мер резко снизит молодежную безработицу и позволит максимально быстро пройти кризисный период преодоления структурных искажений на рынке труда.

Молодежная политика занятости должна быть основана, в первую очередь, на полноценной реализации принципа экономической свободы. Именно такой подход обеспечит социальную защиту молодежи при структурных реформах в экономике Беларуси и ее модернизации.

Сравнительный анализ разных стран мира с разным уровнем государственного регулирования рынка труда убедительно демонстрирует успех стран, имеющих большую степень свободы. Например, во многих странах Евросоюза, где встречаются порой абсурдные виды государственного регулирования рынка труда, молодежь страдает сильнее всего. Уровень безработицы среди молодежи превышает 20% (23% во Франции среди молодежи до 25 лет)[4]. Напротив, в США, где рынок труда традиционно регулируется в значительно меньшей степени, многие подростки начинают подрабатывать с 16-18 лет, получая как дополнительные карманные деньги, так и опыт, необходимый для последующей работы. Более того, именно США стали мировым центром работы в летнее время для сотен тысяч молодых людей со всей планеты[5]. Этому способствуют привлекательные условия труда и свободный рынок, позволяющий лицам договариваться по поводу работы без вмешательства государства. Уровень безработицы среди молодежи в США 8-9%.[6]

Проблемы и вызовы занятости молодежи

Мы выделяем следующие основные проблемы и препятствия для развития молодежной занятости в Беларуси:

  • чрезмерное регулирование рынка труда, сложности с наймом и увольнением работников;
  • высокая административная и налоговая нагрузка для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • «замороженная» структура занятости, лишение коммерческих организаций права оптимизировать занятость в зависимости от реального платежеспособного спроса.
  • недостаточная подготовленность к условиям реальной работы после окончания большинства учебных заведений;
  • обязательная работа по распределению, лишающая самостоятельного выбора работы и приводящая к неэффективному распределению рабочей силы;
  • наличие серьезных ограничений и государственное регулирование условий контракта между нанимателем и работником, что снижает стимулы для работы на взаимовыгодной основе;
  • блокировка государством стимулов к нахождению лучших условий работы, карьерному росту и инновационной деятельности.

Очевидно, что проблемы на рынке труда Беларуси носят комплексный, институциональный характер. Это исключает возможность их решения путем лишь минимальных изменений текущей ситуации. Необходимо принятие комплексных проблем, затрагивающих не только собственно рынок труда, но и сферу образования, регулирование предпринимательской деятельности, законодательные ограничения и другие области государственной политики.

Проблема недостаточной подготовленности выпускников вузов тесно связана с качеством системы образования. Она является одной из основных причин безработицы среди молодежи. Многие выпускники, отучившись 5 лет по какой-либо специальности, не знают, куда приложить свои знания и навыки после окончания учебного заведения.

Дело в том, что студентам приходится изучать множество предметов, не несущих практической либо некой другой ценности. Во-вторых, имеется недостаток действительно полезных для будущей работы знаний. Многие преподаваемые предметы отстают в своей актуальности на десятки лет, или вообще знание этих дисциплин не требуются ни одним работодателем. Некоторые дисциплины нужны только тем немногим выпускникам вузов, которые планируют связать свою профессиональную карьеру с научной деятельностью. Одновременно дисциплины, связанные с применением информационных технологий в повседневной практике в процессе трудовой деятельности, не преподаются вообще, или преподаются для галочки в мизерном количестве часов, и не специалистами в этой сфере. В этих случаях студенты вынуждены нести дополнительные расходы для приобретения этих знаний и навыков вне университетов.

Сложность процедуры перехода в другой вуз по истечении некоторого времени обучения также негативно влияет на молодежный рынок труда. Если такая возможность не затруднена, многие студенты после, скажем, одного года не понравившегося обучения смогли бы сдать академическую разницу и перейти на другую, в большей степени отвечающую их потребностям специальность. Такая практика существует в США, и является следствием свободы учебных заведений в определении форм проверки знаний при поступлении в вуз.

Следует отметить, что среднее образование в Беларуси в очень малой степени ориентировано на то, чтобы помочь учащимся определиться с выбором будущей профессии. Большинство выпускников школ имеют очень смутное представление о своем будущем. В такой ситуации молодежь выбирает место обучения, исходя из предпочтений родителей или советов знакомых, а не собственных желаний и наклонностей. Столь же смутное представление о своем будущем и профессии сохраняется и до момента окончания высшего, средне-специального учебного заведения.

Очевидно, что одной из основных причин безработицы среди молодежи является существующая в нашей система образования. Монополия государства в ней помимо очень негативных последствий в самой системе образования, является причиной безработицы, особенно среди молодежи.

Информация о работе Занятость молодежи