Зарубежный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 11:29, реферат

Краткое описание

Социальная работа – принятое во всем мире выражение, обозначающее проявление гуман-

ного отношения к человеку. Она возникла еще в библейские времена как благотворительность,

религиозный долг человека, как система гуманитарных услуг нуждающимся людям. Однако толь-

ко в прошлом веке социальная работа была признана самостоятельной профессией, требующей

специальной подготовки.

Содержание

Введение

I. Зарубежный опыт социальной работы в США

1.1 Зарубежный опыт социальной работы

1.2 Социальный опыт работы в США

1.3 Американская система социальной работы

1.4 Американский опыт охраны материнства и детства

2. Социальная работа в других странах зарубежья

2.2 Развитие социально-педагогической работы в Германии

2.3 Методы воспитания в социально-педагогической работе Швейцарии

2.4 Социально-педагогическое воспитание в Финляндии

2.5 Социально-педагогическое обучение в Австрии

2.6 Социально-педагогическая работа в Норвегии

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт социальной работы.docx

— 58.85 Кб (Скачать файл)

Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями  и подростками “группы риска“ в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции; базовых программ судов по делам  несовершеннолетних; базовых программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных и специальных школ, рассчитанных на “трудных“ и осужденных подростков.

Многообразные задачи и функции школьного социального  работника остаются неизменными. Лучше  всего охарактеризовать эту профессию, направленную на “человека в среде“, путем разбора его деятельности в определенных обстоятельствах. Используя системный подход к детям, семьям и их социальному окружению, школьный социальный работник способствует переменам во всех сферах жизни ребенка.

Школа, одно из наиболее традиционных мест деятельности социальных работников, требует индивидуального, группового и семейного воздействия; комплекса профилактических мер, консультаций и сотрудничества с учителями  и персоналом; организации социума  с окрестными гуманитарными учреждениями и агентствами соцобеспечения; вмешательства  в тех случаях, когда требуется  изменение законов и правил; исследований и оценок с учетом ответственности  перед общественностью. Предлагающий эти услуги социальный педагог должен иметь образование в областях развития личностей, психотерапевтических методик, групповых методик, политики соцобеспечения, политических течений, научно-исследовательской работы и оценки.

Более конкретно, первоочередная задача школьного социального  работника --обеспечить помощь в тех ситуациях, когда социальные, психологические, экономические или культурные барьеры мешают учащемуся реализовать свои потенциальные возможности получения образования. Это реализуется путем взаимодействия с учащимися, семьей, школой и социумом.

Школьные социальные педагоги делают анализ состояния, оказывают  непосредственную помощь и консультируют. Их база знаний должна включать теорию систем, динамику развития семей, сети общественных ресурсов и связей дом -- школа -- социум.

Как член экспертного  совета, школьный социальный педагог  должен оценивать функционирование и адаптивное поведение учащихся в их окружении. Основой при оценке потребностей учащихся в условиях поддержки  или вмешательства является психосоциальная  история личности. При этом школьный социальный педагог использует разнообразные  методы -- визиты на дом, индивидуальное и групповое консультирование, посредничество в кризисных ситуациях, мобилизация и координация средств социума, наблюдение за воспитуемым, его защита. Он нацелен на решение таких проблем, как поведение и посещаемость учащихся, а также семейные трудности, влияющие на качество обучения (например, нищета и дискриминация, плохие условия для занятий, жестокое обращение с ребенком, злоупотребление с алкоголем и наркотиками, беременность несовершеннолетних, суицидальные наклонности, утрата интереса к окружающему). Школьные социальные работники поддерживают семьи учащихся, анализируют их отношение к персоналу школы, поощряют участие родителей в образовательном процессе.

В качестве консультанта школьный социальный работник взаимодействует  с администрацией школы и преподавательским  составом по вопросам отношения учащихся к школьной политики, практике и  структурам власти. Проводятся консультации по домашним условиям, культурной и  социальной среде, влияющем на перемены в учащихся. Социальные работники вносят свой вклад в составление расписания и выработку политики в таких вопросах, как дисциплина учащихся, их психическое здоровье, социальные навыки и подготовка к семейной жизни.

Сочетая навыки межличностного общения и знание множества социальных факторов, воздействующих на учеников и школу, школьные социальные работники играют ведущую роль, способствуя  педагогическому процессу и преобразованиям  в школе путем предотвращения и улаживания конфликтных ситуаций. Во всех случаях залогом успеха является коллективная работа, которая повышает эффективность всех школьных служб.

Велика роль социального педагога в периоды  кризисных ситуаций и обострений международной обстановки. Ведь, участниками  любого международного конфликта являются все -- не только взрослые, но и дети, особенно те, родители которых затронуты этим конфликтом. Школьный социальный работник может и должен предложить в такой обстановке ряд мер применительно к влиянию международного кризиса на учащихся. Начиная с формирования личной оценки, он помогает группе ученической службы оценить приоритеты и направить детей с конкретными нуждами в соответствующие службы. В свете запросов родителей, оставшихся с детьми, в решении их проблем должны активно привлекаться полномочные консультанты и терапевты. В этом процессе особенно важна постоянная поддержка, чтобы иметь уверенность, что семья прочно вовлечена в такие стадии решения проблем, как консультирование и терапия.

В школе могут  быть сформированы кратко- и долгосрочные группы, занимающиеся конкретными тревогами  учащихся. Некоторые из этих групп  учащихся могут организовать школьные воспитателя, тогда как школьный социальный работник отбирает других учеников для групповых обсуждений.

Некоторые корректирующие группы могут обратиться, например, к таким темам: как выражать сильные  чувства приемлемым способом? -- как оценивать сообщения средств массовой информации? -- что делать, если родитель подавлен или расстроен? и т.д. Ключевым вопросом этих занятий должно стать признание, что ребенок не виноват в создавшейся ситуации и что он является причиной к происходящим в семье переменам.

В США существует множество теорий практических методов  в профессии социального работника. Относительные заслуги, достоинства  различных теорий и методов продолжительное  время дебатировалось на академических  форумах.

Хотя школы  социальных работников могут менять свою направленность или специализацию, все они должны соблюдать основные элементы в шести областях учебного плана.

Основу учебного плана должны составлять знания и  тренинг в шести областях -- поведение человека в социальном окружении, социальная политика, теория и практика профессии, исследование, ценности и этика, а также поле практики.

После многих лет  борьбы, профессионалы в США пришли к выводу, что социальная работа -- не просто модификация существующих профессий. Это тоже профессия среди них. Верится, что только эта профессия обеспечит равно хорошее существование личности и ее социальному окружению. Не имеет значения, является ли эта модель обучения доступной или нет. Важно, что это стабильная, но гибкая система, понимающая природу практики, и что система обучения непрерывно развивается, чтобы служить опорой практической деятельности.

1.3 Американская  система социальной работы

Социальную работу в Соединенных Штатах Америки  связывают с профессией, которая  служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно  расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального  работника США охватывает разнообразные  места - правительственные здравоохранительные  организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры психологического здоровья, бизнес и промышленность, центры коррекции  и частную практику. Социальные работники  обслуживают людей детского и  старшего возраста и всех рас, этнических групп, социоэкономических уровней и религий.

Группы клиентов, которые обычно включаются в социальное обслуживание:

* Семьи, включающие  одного родителя, имеющие серьезные  конфликты, которые проявляются  в побегах ребенка из дома, правонарушениях, насилии, трудностях  в обучении и т. д.

* Пары и семьи,  которые имеют проблемы с детьми.

* Пары, имеющие  серьезные супружеские конфликты.

* Отдельные люди  и семьи, которые страдают от  безработицы, отсутствия заслуженной  зарплаты, физических недостатков,  нехватки профессиональных умений  и других причин.

* Отдельные люди  и семьи, чьи жизни разрушены  наказанием за нарушения закона.

* Одинокие, педагогически  трудные подростки.

* Отдельные люди  и семьи, чьи жизни разрушены  физическими или психическими  недостатками или болезнями.

* Правонарушители  и их семьи.

* Опекуны и  дети, чьи родители скончались  или покинули своих детей и  не заботятся о них.

* Эмигранты и  представители национальных меньшинств, не имеющие необходимых средств  и возможностей или являющиеся  жертвами расовой дискриминации.

* Люди, имеющие  прогрессирующую непригодность  (психические отклонения) и их  семьи.

* Старые люди, не способные к долгой достаточной  деятельности.

* Приезжие и  временные жильцы, не имеющие  необходимых средств к существованию.

* Дети, (и их  семьи) которые имеют трудности  связанные со школой.

* Люди, чей опыт  экстремальных стрессов связан  с травматическими последствиями  или с серьезными жизненными  изменениями (уход на пенсию, смерть  любимого человека, дети, покинувшие  дом, и т. п.).

Социальные работники  сами отзываются о своей профессии  по-разному. Он говорят о ней как  о работе, дающей удовлетворение, разочаровывающей, вознаграждающей, опустошающей, стрессовой и приносящей массу проблем и  т. п.

Поразительно  многообразная практика социальной работы в США включает в себя множество  видов деятельности, проявляющихся  в широком разнообразии ее применения. Данное многообразие и комплексность  социальной работы предполагают множество  ее определений. Сошлемся здесь на определение, принятое Национальной Ассоциацией  Социальных работников (НАСР), профессиональной организацией социальной работы в США:

Социальная работа - это профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или коллективам в  повышении или восстановлении их способности к социальному функционированию и создании благоприятной общественной ситуации в их целях. (НАСР 1973).

В основе любой  социальной деятельности лежат составные  элементы, которые включают следующие  четыре концептуальные области:

- Назначение  и цели профессии;

- Система ценностей,  этика и философия практического  направления;

- Основа знаний  практического направления;

- Методы и  средства, используемые в работе.

В данной работе мы остановимся на первом и третьем  элементах.

В обслуживании клиентов социальный работник стремится  к достижению особых целей, что определяется (или должно определяться) спецификой социальной работы, уникальностью обстоятельств  каждой проблемной ситуаций. Несмотря на уникальность каждой встречающейся  ситуации, деятельность всех практиков  преследует общие цели, которые основываются на назначении и целях профессии. Для понимания назначения своей  профессии, практик должен быть готовым  к тому, чтобы добровольно принять  на себя ответственность и реализовать  ее в действиях, независимо от специфических социальных агентств и их определения индивидуальных ролей социальных работников.

Национальная  Ассоциация Социальных работников видит  назначение социальной работы в том, чтобы помогать или восстанавливать  взаимовыгодные взаимодействия между  личностью и обществом для  улучшения качества жизни каждого. Социальный работник, действуя в соответствующей  окружающей обстановке, должен способствовать (социально, физически, организационно) максимальной реализации возможностей, ресурсов и стремлений каждой личности и помогать людям в общечеловеческих нуждах с целью облегчения их несчастья  или страданий. Люди должны содействовать, по возможности, своему собственному благосостоянию и социальному благополучию других в их ближайшем окружении, что  принесет пользу всему обществу. Взаимодействие между личностью и ее окружением должно укреплять чувство собственного достоинства, индивидуальность и самоопределение  каждого. Люди должны быть гуманными  и справедливыми. Клиентом может  быть отдельный человек, семья, группа, общество или организация.

Из приведенного определения социальной работы вытекает, что профессиональная деятельность включает в себя помощь отдельным  людям, группам или коллективам  в стимулировании их способности  к функциональному существованию  и в улучшении качества жизни  для каждого путем налаживания  контактов с его социальным и  физическим окружением.

В итоге, функции  социального работника представляются следующим образом:

- помочь людям  расширить их компетенцию и  способность решать собственные  проблемы;

- помочь людям  реализовать свои возможности;

- стимулировать  отзывчивость людей;

- содействовать  взаимодействию между отдельными  людьми и их окружением;

Информация о работе Зарубежный опыт социальной работы