Изменение социальных институтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:42, реферат

Краткое описание

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.[1]

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………. 2 стр.
2.Структура социологии…………………………………………………. 2 - 3 стр.
2.1. Три уровня социологии………………………………………… 3 стр.
3. Понятие социального института………………………………………. 3 - 5 стр.
4. Основные варианты институционных изменений…………………… 5 - 7 стр.
5. Процесс институционализации………………………………………... 7 - 9 стр.
6. Ранние традиционные социальные институты……………………….. 9 - 12 стр.
7. Основные социальные институты……………………………………... 13- 18стр.
7.1. Институт семьи………………………………………………….. 13 - 14 стр.
7.2. Институт государства…………………………………………... 14 - 16 стр.
7.3. Институт образования………………………………………….. 16 - 17 стр.
7.4. Институт церкви………………………………………………… 17 - 18 стр.
8. Заключение……………………………………………………………… 18 стр.
9. Литература……………………………………………………………… 19 - 21 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Рефират социология.docx

— 239.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

1.Введение…………………………………………………………………. 2 стр.

2.Структура социологии…………………………………………………. 2 - 3 стр.

        2.1. Три уровня социологии………………………………………… 3 стр.

3. Понятие социального  института………………………………………. 3 - 5 стр.

4. Основные варианты институционных  изменений…………………… 5 - 7 стр.

5. Процесс институционализации………………………………………... 7 - 9 стр.

6. Ранние традиционные социальные институты……………………….. 9 - 12 стр.

7. Основные социальные институты……………………………………... 13- 18стр.

        7.1. Институт семьи………………………………………………….. 13 - 14 стр.

        7.2. Институт государства…………………………………………... 14 - 16 стр.

        7.3. Институт образования………………………………………….. 16 - 17 стр.

        7.4. Институт церкви………………………………………………… 17 - 18 стр.

8. Заключение……………………………………………………………… 18 стр.

9. Литература……………………………………………………………… 19 - 21 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

Актуальность, по мнению американских исследователей Дарона Аджемоглу и Джеймса А. Робинсона (англ.)русск. именно характер общественных институтов, существующих в той или иной стране, определяет успех или провал развития данной страны.

Социология - это наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Социология, как наука появилась в 1989 году. Термин «социология» состоит из слов двух разных языков: латинского и греческого. В переводе с латинского «socium» – это общество, а с греческого «logos» – это изучение. По представлениям О. Конта социология должна была объединить все понятия и знания об обществе в единый организм и дать ему научную основу. Т.е. объектом изучения социологии является специфика развития общества.[1]

Кроме изучения общества как  единого организма, социология изучает  социальные отношения в этом обществе, а также социальные общности и  их деятельность. Т.е. изучает человеческое общество, в котором существуют определенные типы социальных отношений. Это отношения, которые обеспечивают общество наиболее важными потребностями, необходимые  для функционирования социальной группы как социальной единицы. Например, к  ним можно отнести:

- потребность в материальных  благах, что заставляет людей  закреплять и поддерживать производственные  отношения;

- потребность социализировать  подрастающее поколение и воспитывать  молодежь на образцах культуры  группы, что заставляет закреплять  и поддерживать семейные отношения  и отношения обучения молодых  людей.

- и т.д.

На основе таких отношений  появляются различные виды социальных связей в обществе (экономические, политические, культурные, религиозные и т.д.). Тоесть внутри социального общества устанавливаются связи от семьи до системы религии и государства. Такие связи еще называют социальными институтами. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы. Поэтому изучение социального института и институциональных связей является одной из основных задач социологии.

2. Структура социологии

Теоретическая социология —  социология, ориентированная на объективное  научное исследование общества в  целях получения теоретического знания.[2] Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей.

_________________________________________________________

[1] Горбунова М.Ю. «Общая социология» 2008г. C. 58

[2] Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. с. 43.

 

Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических  приёмах и методах сбора, обработки  и анализа (описания) первичной социологической  информации.[1] Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения. Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

2.1 В структуре социологии принято выделять три уровня:

- верхний уровень - уровень общесоциологических знаний и теорий.

- средний уровень социологии - уровень, объединяющий отраслевые (социология культуры, социология политики, социология права, экономическая социология и др.) и специальные социологические теории (личности, молодёжи, семьи и т. д.).

- нижний уровень социологической науки — уровень конкретных социологических исследований.

Социологию также подразделяют на макросоциологию и микросоциологию в зависимости от того, на каком уровне изучается общество — макроуровне или микроуровне. На макроуровне изучаются большие социальные системы и процессы в рамках целого общества, на микроуровне — малые социальные системы и социальные взаимодействия. Макросоциология изучает большие социальные структуры — социальную структуру общества, социальные институты, большие социальные группы, социальные общности и слои, а также процессы, происходящие в них, микросоциология — малые социальные взаимодействия и группы, социальные сети и отношения, возникающие между отдельными людьми.

 

3. Понятие социального института

Главным объектом исследований в социологии является социальные институты. Само понятие «институт» в переводе с латинского - это установление, организация, учреждение. Это особая форма организации совместной деятельности общества людей, а так же определенные взаимоотношения между людьми.

____________________________________________________

[1]  Фролов С.С. Социология. — М., 1996. — С.50.

 

«Социальный институт» —  это устойчивые, организованные, общепризнанные формы взаимоотношений людей, устанавливаемые  для выполнения одной из функций  общества.

Устойчивые — значит существующие достаточно длительно в более или менее постоянной, стандартной форме. [1]

Организованные — значит, существующие в виде определенной организации, устойчивой группы, оформленные, имеющие  границы. [2]

Общепризнанные — значит принятые в согласии с большинством. Каждому институту соответствует свой набор правил поведения и ролей для выполнения соответствующей социальной функции. [3]

Благодаря тому что в нашей жизни есть социальные институты жизнь приобретает вид своеобразной «машины», в которой все функцииразделены, указаны обязанности, права, поведение, а успех общего дела зависит от того, как каждый на своем месте выполняет определенную задачу. Институализация существенно усиливает взаимозависимость участников социальных групп, которая охраняется санкциями.

Прочность институализированных взаимодействия обеспечивается следующим. 
 
Во-первых, каждый агент выполняет определенную функцию, которая взаимодействует с функциями другого. Причем подобная взаимозависимость не только характеризует взаимоотношения двух партнеров, непосредственно взаимодействующих друг с другом, но и распространяется на длинную цепь институализированных связей, воплощающихся в системе взаимозависимых организаций, учреждений. 
 
Во-вторых, взаимозависимость всех участников институтов объясняется и тем, что каждый, работая за себя, выполняя сугубо индивидуальную задачу, в то же время работает (даже не всегда осознанно) на общее благо. Некачественная работа, неполадки в одном из «притертых» звеньев сказываются так или иначе не только на работе партнеров, но и на эффективности деятельности всего института. 
 
В-третьих, прочность, спаянность институализированных взаимодействий объясняется не только функциональной взаимозависимостью но и нормами поведения.  Нормы поведения участников института, заведенный порядок вещей, действий, отношений, сложившаяся практика взаимодействий признаются «священными» участниками института, всем обществом.

_____________________________________________________________

[1] Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 98.

[2] Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 99.

[3] Парсонс Т. О социальных системах. М, 2002. с. 99.

Отношение к ним — как  к священным, непререкаемым, неприкосновенным.Социальный институт, созданный сообществом людей, оказывает огромное воздействие на них, но в то же время только его создатели способны оказать воздействие на свое детище.

4. Основные варианты институциональных изменений.

4


Развитие социальных институтов осуществляется по двум взаимнопереплетающимся векторам, которые выражают два основных элемента любой социальной связи: предмет связи, дифференциация предметной области институциональных функциональных связей (назовем это предметно-технологическим вариантом институциональных изменений) и, самое важное, изменение правил игры, принципов, регуляции институциональных связей, исходных принципов «ориентации на другого», мотивации социальных действий (назовем это регулятивно-нормативным вариантом институциональных изменений).


 
1. Дифференциация, специализация предметной области институциональных связей — это дифференциация социальных институтов (так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования). Причем дифференциация институтов сопровождается не только специализацией предметной области, созданием специальных учреждений (вузов), специальных технологий (в нашем примере вместо уроков проводятся лекции, семинары, лабораторные занятия), но и специализацией норм, правил игры, по которым организуются взаимодействия.[1] Меняется характер взаимоотношений (в нашем примере — преподавателя и ученика), меняется форма контроля (зачетно-экзаменационная сессия), норма регуляции взаимоотношений (организация кафедр, ученых советов), возникают иные статусно-ролевые позиции, квалификационные требования.

5


И сегодня мы являемся свидетелями  рождения новых социальных институтов путем дифференциации старых, уже  сложившихся: из общесудебной системы был дифференцирован Конституционный Суд как самостоятельный институт, может быть выделено в самостоятельный правоохранительный институт следствие, наркология в рамках института здравоохранения имеет тенденцию к превращению в самостоятельный социальный институт. 
 
Подобная дифференциация и специализация — один из важнейших признаков эволюционного развития общества, его социальных институтов. Эволюционный развивающий эффект достигается за счет более конкретного, профессионального исполнения тех или иных функций, более точной и конкретной регламентации, учитывающей специфику данного вида деятельности. Возникновение нового социального института делает


_____________________________________________

[1] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001). С . 282-285.

 

обслуживаемую им связь более  независимой, самостоятельной и  равновесной с другими связями. Дифференциация происходит в том  случае, корда в рамках сложившихся  институтов не удается качественно  удовлетворять какие-либо конкретные социальные потребности — как правило, дифференциация социального института создает необходимые условия для более полного их удовлетворения. 
 
Но дифференциация социального института не бесконечна; нередко она переходит разумные границы, вызывая негативные последствия. 
 
В свое время многие отечественные технические вузы чрезмерно углубляли специализацию подготовки будущих инженеров; в ущерб приносились широта кругозора, а подчас и фундаментальность подготовки. Будущий выпускник планово готовился под «плановое» конкретное место, для выполнения узкой функции. Иногда ему удавалось получить соответствующую работу по узкой специальности, но если он не мог этого сделать (а сегодня, в условиях рынка, свободного трудоустройства выпускников найти такую работу весьма трудно), у него возникали очень непростые проблемы.[1] Вот почему многие иностранные учебные заведения предпочитают широкую фундаментальную подготовку,обеспечивающую будущему специалисту высокие адаптационные способности к широкому набору функций, способность" переключаться с одного профиля на другой в зависимости от конкретного спроса. 
 
Итак, дифференциация социальных институтов как один из вариантов их развития подразумевает выделение более специализированной предметной области институализированных связей и специализацию принципов регуляции статусно-ролевых стандартов поведения участников вновь созданных институтов. Тем самым дифференциация способствует дальнейшей автономизации институтов.[2] 
 
2. Особое значение имеет пере регуляция институциональных социальных связей, изменение исходных принципов «ориентации на другого». В этом случае основные участники этих связей стремятся при сохранении института (потребность в нем остается) к кардинальным изменениям их регуляции, базисных норм взаимодействий. По мнению одной (или обеих) сторон, вознаграждение не соответствует ее затратам. 
 
Так, в частности, произошло у нас с институтом собственности. Людей не устраивает моральное, материальное, юридическое регулирование их обязанностей и прав, связанных с собственностью.

________________________________________________

[1] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. 2000. (2-е изд, перераб и допол. - 2001). С. 99-103.

Информация о работе Изменение социальных институтов