Инвалиды как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить проблемы инвалидов.
Задачи курсовой работы:
1. Осветить основные понятия, причины, формы инвалидности.
2. Показать основные проблемы инвалидов.

Содержание

Введение
3
1 Инвалидность: понятие, причины, формы
4
1.1 Понятие инвалидности
4
1.2 Причины инвалидности
5
1.3 Формы инвалидности
6
2 Проблемы инвалидов
10
2.1 Социально-бытовые проблемы
10
2.2 Психологические проблемы
11
2.3 Проблемы получения образования
13
2.4 Проблемы трудоустройства
15
Заключение
20
Список использованных источников
21

Вложенные файлы: 1 файл

КР Ковалёнок С.А. Инвалиды как объект социальной работы (2).doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

      - способности к самообслуживанию третьей степени - полная зависимость от других лиц;

     - способности к передвижению третьей степени – неспособность к передвижению;

   - способности к ориентации третьей степени - дезориентация;

    - способности к общению третьей степени – неспособность к общению;

     - способности контроля над своим поведением третьей степени – неспособность контролировать свое поведение.

     Первая группа инвалидности устанавливается лицам, которые нуждаются в постоянном постороннем уходе. Этим лицам недоступен никакой труд. Примерами таких состояний являются:

      1. Резко выраженная гемиплегия на почве органического поражения головного мозга различной этиологии или резко выраженная параплегия

     2. При значительно выраженных нарушениях функций кровообращения, дыхания (недостаточность кровообращения III стадии и т. д.). У этих больных нарушены следующие категории жизнедеятельности: способность к самообслуживанию 3 степени, способность к передвижению 3 степени.

       Первая группа инвалидности устанавливается также лицам, которые, несмотря на стойкие резко выраженные нарушения и нуждаемость в постоянном постороннем уходе, могут выполнять отдельные виды труда в специально созданных условиях (на дому). 

       Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, вызванная стойким выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности либо их сочетанию:

         - способности к самообслуживанию второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

         - способности к передвижению второй степени – с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц;

         - способности к трудовой деятельности второй, третьей степени – неспособность к трудовой деятельности или работа в специально созданных условиях;

         - способности к обучению третьей, второй степени – неспособность обучения или учеба в специально созданных условиях;

         - способности к ориентации второй степени - с помощью других лиц;

         - способности к общению второй степени - с помощью других лиц;

         - способности контроля над своим поведением второй степени – способность частично или полностью контролировать свое поведение при помощи других лиц.

       Ограничение способности к обучению второй и третьей степени может быть основанием для установления второй группы инвалидности при сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности (за исключением учащихся).

       Вторая группа инвалидности устанавливается лицам, которым противопоказаны все виды труда, а также лицам, которым доступен труд в специально созданных условиях (работа на дому, специально оборудованные рабочие места).

       Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, вызванная стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, которые обусловлены заболеваниями, последствиями травм, приводящими к нередко или умеренно выраженному ограничению одной из следующих категорий жизнедеятельности или их сочетанию:

         - способности к самообслуживанию первой степени - с использованием вспомогательных средств;

         - способности к передвижению первой степени – более длительная затрата времени при передвижении;

         - способности к обучению первой степени – обучение с использованием вспомогательных средств;

         - способности к трудовой деятельности первой степени – уменьшение объема работы или потеря профессии; 

         - способности к ориентации первой степени - с использованием вспомогательных средств;

         - способности к общению первой степени – уменьшение объема усвоения, уменьшение скорости общения.

       Ограничение способности к общению первой степени и способностью к обучению первой степени может быть основанием для установления третьей группы инвалидности преимущественно при их сочетании с ограничением одной или нескольких других категорий жизнедеятельности .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      2. Проблемы инвалидов

      2.1 Социально-бытовые проблемы

      Проблема социально-бытовой адаптации инвалидов к условиям жизни в обществе является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. В последнее время этот вопрос приобретает дополнительную важность и остроту в связи с большими изменениями в подходах к людям, которые являются инвалидами. Несмотря на это, процесс адаптации этой категории граждан к основам жизнедеятельности общества находится в процессе изучения, а именно он решающим образом определяет всю эффективность тех коррекционных мероприятий, которые предпринимают специалисты, работающие с инвалидами. 

     Среди социально - бытовых проблем выделяют:

       1. Ограничение функций самообслуживания:

         - способность самостоятельно одеваться;

         - принимать пищу;

         - соблюдать личную гигиену;

         - самостоятельно передвигаться;

         - самостоятельно садиться или вставать.

       2. Ограничение осуществления социальной роли, которая была до наступления инвалидности:

         - ограничение социальной роли в семье;

         - ограничение социальных контактов;

         - ограничение или невозможность трудиться.

       Потребности инвалидов можно условно подразделить на две группы: – общие, т.е. аналогичные нуждам остальных граждан и - особые, т.е. потребности, вызванные той или иной болезнью. 

       Наиболее типичными из “особых” потребностей инвалидов являются следующие: 

         - в восстановлении (компенсации) нарушенных способностей к различным видам деятельности; 

         - в передвижении; 

         - в общении;

         - в свободном доступе к объектам социально-бытовой, культурной и др. сферы; 

         - в возможности получать знания; 

         - в трудоустройстве; 

         - в комфортных бытовых условиях;

         - в социально-психологической адаптации; 

         - в материальной поддержке.

       Удовлетворение перечисленных потребностей – непременное условие успешности всех интеграционных мероприятий в отношении инвалидов.              Вследствие этого инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысока возможность получения образования (по статистике, среди молодых инвалидов много лиц с неполным средним и мало со средним общим и высшим образованием). Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью. 

      2.2 Психологические проблемы

     Взаимоотношения инвалидов и здоровых подразумевают ответственность за эти взаимоотношения обеих сторон. Поэтому следует отметить, что инвалиды в этих взаимоотношениях занимают не совсем приемлемую позицию. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении с коллегами, знакомыми, администрацией, работодателями.

     Одним из главных показателей социально-психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями является их отношение к собственной жизни. Практически половина инвалидов (по результатам специальных социологических исследований) оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное (в основном, это инвалиды 1 группы).  Около трети инвалидов (в основном 2-ой и 3-ей групп) характеризуют свою жизнь как вполне приемлемую. 

      Причём понятие “удовлетворённость-неудовлетворённость жизнью” зачастую сводится к плохому или стабильному материальному положению инвалида.

     Одним из факторов отношения к жизни является самооценка инвалидом состояния своего здоровья. 

  Черты социально-психологической дезадаптации одиноких инвалидов имеют место, несмотря на то, что в мерах по социальной защите они имеют определённый приоритет. Ухудшение морально-психологического состояния лиц с ограниченными возможностями объясняется также сложными экономическими и политическими условиями в стране. Как и все люди, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта. Общая обеспокоенность принимает формы, характерные для сегодняшних политико-экономических и социально-психологических условий. Наряду с материальным неблагополучием это приводит к тому, что малейшие затруднения вызывают у инвалидов панику и сильный стресс. 

     Итак, можно констатировать, что в настоящее время процесс социально-психологической адаптации инвалидов затруднён, поскольку:

         - удовлетворённость жизнью у инвалидов низка (причём, по результатам наблюдений московских и ярославских специалистов, этот показатель имеет отрицательную динамику);

         - самооценка также имеет отрицательную динамику; 

         - существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими; 

         - эмоциональное состояние инвалидов характеризуется тревожностью и неуверенностью в будущем, пессимизмом. 

      Наиболее неблагополучна в этом смысле группа, где наблюдается сочетание разных неблагоприятных показателей (низкой самооценки, настороженности к окружающим, неудовлетворённости жизнью и т.п.). В эту группу входят люди с плохим финансовым положением и жилищными условиями, одинокие инвалиды, инвалиды 3 группы, особенно безработные, инвалиды с детства (например, больные ДЦП).

     2.3 Проблемы получения образования

     В соответствии с Федеральным Законом "Об образовании", инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а также инвалиды детства имеет право на внеконкурсное поступление в государственные высшие учебные заведения, при сдаче вступительных экзаменов на положительные оценки. Но, поступив в ВУЗ, большинство молодёжи с инвалидностью не имеют возможности реализовать своё законное право на получение образования и последующее трудоустройство. Прежде всего, из-за отсутствия вспомогательных технологий и условий для обучения инвалидов. В отличие от опыта ведущих зарубежных стран, в нашей стране отсутствуют службы по оказанию помощи студентам - инвалидам в процессе обучения, а также специальные программы по их дальнейшему трудоустройству.

      Системе дополнительного образования (далее - ДО) отводится особая роль в связи с ее способностью реагировать на изменение профессиональных потребностей людей, рыночной потребности в специалистах различного уровня, адаптировать образовательные ресурсы к актуальным нуждам потенциальных потребителей. В широком смысле ДО представляет собой процесс реализации дополнительных программ обучения, образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных программ в интересах личности, общества, государства.

     Рассмотрим ДО, которое ориентировано на конкретную социальную группу - инвалидов.

      В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 500 млн. инвалидов. В России их более 13 млн., что говорит о масштабности рассматриваемой проблемы.            Анализ системы ДО позволяет выделить в его структуре два направления: первое - досуговое (музыкальное образование, художественное, спортивное и т.п.), второе - профессиональное образование, направленное на получение человеком новой специальности, повышение профессиональной квалификации, переподготовку специалиста. Первое можно рассматривать как и образование "для себя", развитие своего творческого потенциала, потому что реализация его программ в основном связана с развитием у человека креативных способностей, раскрытием личностных ресурсов, природных задатков. Потребление программ ДО второго типа - профессионального, прежде всего, связано с самосовершенствованием личности в профессиональном плане, потребностью в достижении карьерных целей, либо изменением своего положения на рынке труда. Если услуги ДО творческого типа актуальны, в основном, для детей и подростков, то содержательные аспекты ДО профессионального ориентированы, в первую очередь, на молодежь и людей зрелого возраста.      

     Структура дополнительного профессионального образования (далее ДПО) отличается разнообразием организационных форм: от академий, институтов и центров повышения квалификации до учреждений, заведений, предприятий разных типов собственности. Выделяют формы получения дополнительного образования: очное, заочное, смешанное (очно-заочное). По виду участия обучаемого в программе ДПО рассматриваются три основных: стажировка, повышение квалификации, профессиональная переподготовка. 

     Так, по данным управления специального образования Министерства образования и науки РФ, инвалиды, освоившие программы высшего и среднего профессионального образования, имеют занятость, превышающую 60% (по данным на 01.01.2009 г.). Однако современное образование, призванное способствовать выравниванию статусных позиций, часто воспроизводит неравенство, существующее в обществе, устанавливает достаточно жесткие барьеры для представителей социальных групп, которые не располагают ресурсами: финансами, связями в административных структурах, социальным статусом.               

Информация о работе Инвалиды как объект социальной работы