Интегральная социология П.Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 13:35, доклад

Краткое описание

Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) вошел в историю мировой социологии как ученый, принадлежащий двум странам: России и США. На формирование социологических воззрений П. А. Сорокина значительное влияние оказали труды ученых естествоиспытателей и современных социологов: Ч. Дарвина, Г. Спенсера, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, К. Маркса, Г. Тарда, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского, Л. И. Петражицкого, Н. И. Кареева, Е. В. Де Роберти, М. М. Ковалевского.

Вложенные файлы: 1 файл

Интегральная социология Сорокина.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 

Для П. А. Сорокина общество как сложный  социальный агрегат представляет собой  совокупность "элементарных" и "кумулятивных" групп. Индивид оказывается одновременно членом нескольких "элементарных" и "кумулятивных" групп, которые бывают либо закрытыми (пол, раса, нация), либо открытыми (партия, научные, религиозные, профессиональные и т.п. группы), либо полузакрытыми (класс, сословие).

 

Вслед за В. Парето П. А. Сорокин утверждал, что при длительном существовании некоторые "кумулятивные" группы образуют элиту, которая выступает как высший слой управления жизнью в обществе. Вся социальная история есть господство элиты над массами. Это господство носит фатальный характер, от которого не может спасти даже коммунизм. Поэтому, но мнению социолога, всякая попытка объяснить исторические процессы и взаимоотношения различных слоев борьбой классов обречена на неудачу.

 

Особое внимание П. А. Сорокин уделил такому типу "кумулятивных" групп, как класс. Он заявлял, что даже у К. Маркса и Ф. Энгельса нельзя найти точного определения понятия "класс". Все теории классов им были разделены на теории "монистические" и "плюралистические". Первые выделяют класс на основании одного признака, вторые - на основании нескольких признаков.

 

На примере пролетариата П. А. Сорокин  показал, что класс есть "кумулятивная" группа, объединяющая три "элементарные" группы: профессиональную, экономическую  и правовую. Таков, по его мнению, скелет любого класса, который "в конкретной исторической действительности выступает обросший определенными наслоениями, добавочными производными свойствами". Сходство профессии, обеспеченности и прав влечет за собой обычно сходство образовательного уровня, вкусов, интересов, убеждений, симпатий и всего образа жизни лиц одного класса. Обобщая классовую структуру большинства развитых стран, П. А. Сорокин выделил в их структуре четыре основных класса: крестьян, пролетариев, землевладельцев и капиталистов, объединенных в две "кумулятивные" группы:

 

1) класс привилегированных + богатых  + носителей интеллектуального труда;

 

2) класс обделенных + бедных + носителей  физического труда.

 

П. А. Сорокин наряду со стратификацией общества рассматривал и происходящую в нем "социальную перегруппировку" - социальную мобильность, которая понималась им как изменение объема "элементарных" и "кумулятивных" групп в обществе, исчезновение одних групп и возникновение новых. Наряду с географической и территориальной перегруппировкой в обществе он различал межгрупповую и внутригрупповую, горизонтальную и вертикальную мобильность.

 

Рассмотрение П. А. Сорокиным  проблемы социальной стратификации  и социальной мобильности, начатое  в российский период его жизни, получила окончательное завершение после эмиграции в США в работе "Социальная мобильность" (1927).

 

К рассмотрению вопроса о том, что  такое нация П. А. Сорокин обратился  в работах "Проблемы социального  равенства" (1917) и "Автономия национальностей  и единство государства" (1918). В них он констатировал, что национальный вопрос относится к числу самых острых и актуальных, что объясняется обострением национальных отношений, вызванных Первой мировой войной и социально-экономическим и политическим кризисами в России.

 

Анализируя наиболее распространенные признаки, которые используются для описания нации (единство крови, языка, религии, морали, права, нравов, психики, мировоззрения, культуры), П. А. Сорокин показывает, что ни один из них по отдельности не может претендовать на то, чтобы быть определяющим нацию, а вместе взятые они противоречат друг другу. Поэтому он приходит к выводу о том, что "национальности как единого социального элемента нет", а в подходе к определению нации может быть только единственное, индивидуальное начало - самоидентификация. С его точки зрения, это обусловлено тем, что "центр тяжести лежит на психологическом отнесении себя к тому или иному обществу или группе".

 

Сущность национального вопроса  П. А. Сорокин объясняет наличием социального неравенства как  по отношению к нации в целом, так и между представителями одной нации. Так называемое "национальное неравенство", но его мнению, есть разновидность социального неравенства. Поэтому утверждал социолог, если устранить из "национальных причин причины религиозные, сословные, имущественные, профессиональные, бытовые", то из национальных ограничений не останется ничего. По его мнению, поскольку термин "национальность" описывает разнородные по своему составу кумулятивные группы, то его следует полностью удалить из терминологии социальных наук.

 

Негативное отношение П. А. Сорокина к понятию "нация" как социологической  категории может быть объяснено  рядом причин. Во-первых, для определения  нации он выбирает либо только один признак, либо сумму разнообразных  экономических, политических и культурологических признаков, не обращая внимания на то, что признаками социальной общности могут быть несколько специфических признаков. Во-вторых, П. А. Сорокин оставил вне поля своих рассуждений вопрос о возникновении нации как исторического объединения. Генетический анализ позволил бы увидеть, как объединение племен, закрепление их на определенной территории, образование государственности, установление общего хозяйственного уклада, ассимиляция языка, религии, традиций и создание на основе аккумуляции специфических материальных и духовных ценностей послужило возникновению новой социальной общности, получившей название нации. Именно эти корневые признаки и следовало бы учитывать при социологическом определении нации. В-третьих, в своих рассуждениях о неправомерности категории "национальность" П. А. Сорокин не делает различия между понятиями "нация", "народность", "национальность" и "народ". Так, например, приводимые им такие признаки, как "патриотизм", "общность экономических интересов", осознание "принадлежности к определенному политическому телу", "единство исторических судеб", выступают скорее признаками народа как исторической социальной общности, а не нации. Весь пафос его публикаций направлен на то, что, только добившись "полного правового равенства индивида (личности)" и образовав "федерации государств", можно преодолеть национальное неравенство. А пока это не достигнуто, заявлял русский социолог: "мы от души приветствуем национальные движения".

 

В последней опубликованной при  жизни работе "Основные черты русской нации в двадцатом столетии" (1967) П. А. Сорокин отказался от редукции национального к социально-политическому, определив нацию как социокультурную общность, основными чертами которой являются многофункциональность, солидарность, организованность и полузакрытость. Согласно его новому представлению, нация как специфическая социальная общность формируется благодаря принадлежности индивидов к одному государству, общности территории проживания, единому языку общения и единой национальной культуре. Нация состоит из граждан, которые имеют общий или похожий язык, общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории их предшественников, занимают общую территорию, на которой живут или жили их предки. П. А. Сорокин подчеркивал, что сами по себе государственные, языковые, культурные и территориальные общности не могут считаться нациями. Только когда индивиды принадлежат единому государству, связаны общим языком, культурой и территорией - они образуют нацию. По мнению П. А. Сорокина, огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие Киевской Русью в 988 г. православия в качестве государственной религии.

 

После установления Советской власти, негативно относясь к Октябрьской  революции 1917 г., П. А. Сорокин предпринимал попытки организации контрреволюционного движения, за что был арестован. Первый раз он был заключен в Петропавловскую крепость, второй раз приговорен к расстрелу, но по ходатайству друзей был освобожден. В 1918 г. П. Л. Соркин активно занялся научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. Он читал лекции по социологии во многих учебных заведениях, в том числе в Петроградском университете, где в 1920 г. был избран руководителем открывшейся в 1919 г. кафедры социологии. Однако в сентябре 1922 г. ему как нелояльно относившемуся к Советской власти было предписано покинуть страну.

 

После вынужденной эмиграции в 1922 г. в американский период жизнедеятельности  П. А. Сорокин продолжал развивать  разрабатываемые в России социологические  теории, обогащая их новыми концепциями, которые представлены в его работах "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Социальная и культурная динамика. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений" (1937-1941), "Общество, культура и личность" (1947) и многочисленных публикациях, посвященных современным нравственно-политическим проблемам, такими как, например, "Альтруистская любовь" (1950), "Американская сексуальная революция" (1956), "Власть и нравственность" (1959), "Взаимное сближение Соединенных Штатов и СССР к смешанному социокультурному типу" (1960). В этих работах П. А. Сорокин сосредоточил основное внимание на теориях социальной структуры и развития культуры, на нравственно-политических проблемах современности. Несмотря на многоплановость научно-публицистического творчества П. А. Сорокина в США, его социологии всегда была присуща целостность, стремление к созданию интегральной системы социологических знаний.

 

В первой работе, опубликованной в США, "Социальная мобильность" (1927) П. А. Сорокин ввел в социологический лексикон термин "социальная стратификация" и представил некоторые положения ее концепции. В завершенном виде концепция социальной стратификации была им изложена в работе "Социальная и культурная мобильность (1959). В ней он определил социальную стратификацию как дифференциацию "некой данной совокупности людей (населения) в иерархическом ранге", что "находит выражение в существовании высших и низших слоев". Сущность социальной стратификации П. А. Сорокин видел в неравномерном распределении среди членов общества прав и привилегий, ответственности и обязанности, в наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния.

 

Допуская возможность множественности  существования социальных страт, социолог к основным социальным стратам относил: экономическую с полюсами богатый - бедный, политическую с полюсами властвующий - управляемый и профессиональную с полюсами высокого и низкого престижа. При этом человек, занимающий высшую или низшую ступень в одном из основных слоев, как правило, будет занимать соответствующую ступень в других слоях.

 

П. А. Сорокин считал, что нестратифицированных обществ не существует. Необходимость  социальной стратификации и ее постоянство  им объяснялась, во-первых, организационными требованиями коллективной жизни; во-вторых, неравным положением индивидов в окружающей среде; в-третьих, биопсихическими различиями людей. Отсюда он делал вывод о непреодолимости социального неравенства в обществе. Лучшее, что можно достичь в обществе - это сократить расстояние между полюсами социального неравенства.

 

В рамках концепции социальной стратификации  П. А. Сорокин рассматривал классификацию  социальных групп. Он предложил различать  простые и сложные социальные группы. Простые социальные группы - это объединения людей по какому-либо одному признаку (пол, возраст, язык, профессия, место проживания и т.п.). Сложные социальные группы - это объединения людей на основе нескольких признаков. Так, при определении класса как сложной социальной общности он выделял три главных признака: имущественный, профессиональный и правовой, а также множество дополнительных признаков, таких как, например, сходство вкусов, убеждений, образа жизни и т.п. Несмотря на негативное отношение американских социологов к понятию "класс", П. А. Сорокин настаивал на правомерности использования этого понятия в социологии.

 

Под социальной мобильностью П. А. Сорокин  понимал любое социальное перемещение  индивидов, социальных групп и культурных ценностей. Относительно социальной мобильности индивидов он предложил различать горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы или сферы общественной жизни в другую с сохранением существующего социального статуса, но со сменой социальной роли. Вертикальная мобильность связана с перемещением индивида из одного социального слоя в другой с изменением и социального статуса, и социальной роли. В зависимости от направления вертикального перемещения ("вверх" - "вниз") мобильность может быть восходящей и нисходящей.

 

В качестве регуляторов социальной мобильности П. А. Сорокин называл  социальные "сита" ("фильтры") и социальные "лифты" ("каналы социальной циркуляции"). Социальные "фильтры" позволяют проводить отбор и распределения по социальным слоям в зависимости от возможностей и способностей индивидов. Социальные "лифты" ускоряют процессы вертикальной социальной мобильности, "поднимая" человека в высшую страту или "опуская" его в низшую.

 

В периоды общественных потрясений, которые приводят к существенным изменениям общественного порядка, по мнению П. А. Сорокина, "поступательность, упорядоченность и строго контролируемый характер мобильности существенно нарушается". В эти периоды, как правило, происходит быстрая замена "фильтров" и "лифтов" старого режима новыми. Опираясь на эмпирический материал, социолог пришел к выводу о том, что в любом обществе социальная циркуляция людей осуществляется не случайно, а по необходимости и строго контролируется разнообразными социальными институтами.

 

Социальные революции и реформы  П. А. Сорокин трактовал как способы  изменения общественной жизни. Он подчеркивал, что они изменяют не только политическую и экономическую структуры общества, но оказывают влияние на состав населения, на социальную стратификацию и социальную мобильность, на право, религию, искусство, мораль и даже на сексуальное поведение людей.

 

Анализируя социологический феномен  революции, П. А. Сорокин опирался на сведения о 70 революциях, известных  в мировой истории, а также на свою оценку Февральской и Октябрьской революций 1917 г. С точки зрения социолога, революция - худший способ изменения общественной жизни, так как она несет разрушения, попирает базовые инстинкты человека и усиливает дезинтеграцию общества, а утверждаемые революцией ценности и идеалы зачастую иллюзорны. В работе "Социология революций" (1925) он сформулировал присущий социальной революции закон "социального иллюзионизма". Для доказательства этого закона П. А. Сорокин приводит примеры из практики российских революций 1917 г. Так, например, выдвинутый лозунг ликвидировать социальное неравенство не был осуществлен, обещание всем хлеба обернулось голодом и вымиранием населения. Социолог также отмечал, что революции изменяют поведение людей в худшую сторону, культивируя вражду, ненависть и злобу по отношению к другим, инакомыслящим, устанавливают авторитарный режим. В революционном процессе П. А. Сорокин выделял два периода: революционный и контрреволюционный. Контрреволюционный период, по его убеждению, присущ каждой революции как реакция на усталость от хаоса и как жажда социального порядка.

Информация о работе Интегральная социология П.Сорокина