Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:13, практическая работа
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое.
I. Введение 3
II. Основная часть 5
III. Заключение 10
IV. Список литературы 12
Секция: Социология и культурология
Исследование отношения учащихся
к народной музыке
Автор: Тамразова Элина Сергеевна
10 класс
Научный руководитель: Селезнева Ольга Александровна,
педагог МОУДОД ЦДОД «Малая Академия»
I. Введение
II. Основная часть
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение
1. Вопросы анкеты
2. Таблицы
3. Диаграммы
«Мы знаем, что самые даровитые поэты, самые талантливые композиторы становились гениями в своем творчестве только тогда, когда они соприкасались с народным творчеством, когда они обращались к его истокам»
М.И. Калинин (1)
Введение
Культура любого народа складывается тысячелетиями. В ней много традиций, обычаев и обрядов. Но в наше время культура народа, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экране телевизора мы видим диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов, по радио звучат мотивы, отличающиеся от традиционной народной музыки, на новогодние маскарады приходят люди-пауки и бэтманы. Однако народ не должен забывать о своем культурном прошлом, о народной литературе, музыке…
Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире других людей, других народов. Такое знание и понимание возможно только тогда, когда органически освоена родная культура, когда понятно и осмысленно прошлое – далекое и близкое. Помочь молодому человеку полюбить свою Родину, понять свое место в мире помогает народный фольклор, в который входит народная музыка, поэтому исследование отношения моих сверстников к народной музыке, исследование влияния музыки на формирование личности подростка является актуальной проблемой.
Музыка – это неотъемлемая часть жизни любого человека, она является незаменимым другом в любой ситуации, успокаивает наши нервы и создает оптимистическое настроение. Мне стало интересно, а какую роль в жизни ребят играет народная музыка? Как часто они её слушают? Как музыка народа помогает им понять своё место в мире? Ответы на эти вопросы и стали предметом моего исследования.
Объектом исследования стали:
Цель исследования состоит в изучении влияния народной музыки на формирование личности.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что народная музыка играет небольшую роль в формировании личности ребенка.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
При решении поставленных задач использовались следующие методы:
Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты представлены в работе в виде таблиц, анализа данных и соответствующих выводов.
Социологи обращают внимание на возросшую роль музыки в современном процессе социализации (4, 5, 9). Большую роль в формировании личности играет народная музыка (4, 8, 12, 13, 14).
Для того чтобы лучше
понять какую роль играет музыка в
жизни ребят я провела
Новизна моего исследования состоит в том, что я в своей работе хотела показать, в каком направлении развивается отношение молодежи к народной музыке и какую роль в формировании личности она играет.
Основная часть
Музыка – один из видов
искусства, который обращен к
чувствам, так как передает образы
эмоциональных различных
Народная музыка – вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество народа (3). На конференции Международного совета народной музыки в 1950-х гг. народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами – непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды) (3).
Главная трудность в изучении народной музыки связана, прежде всего, с длительностью периода ее дописьменного развития, на протяжении которого сформировались ее наиболее фундаментальные компоненты.
Народная музыка существует на определенной территории и в конкретное историческое время, а это значит, что она ограниченна пространственно-временными рамками и создает систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре (3).
Формирование народной музыки очень тесно взаимосвязано с процессом развития народа, развитием его культуры в целом (4). Каждым народом в первую очередь осознается и ценится различие (то, что выделяет его народную музыку среди других), однако большинство народных музыкальных культур похожи и живут по универсальным законам (5).
Основными видами народной музыки является песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание, танцевальные мелодии, плясовые припевки инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы) (5).
Народная музыка – это красиво звучащая музыка. В ней нет нагромождений лишних звуков, она воспринимается легко. А объясняется это очень просто: народная музыка проверена временем. Народ творил во все века, ценные произведения оставались потомкам, а малоценные уходили в небытие (6). На всем протяжении жизни человека его сопровождала музыка. Матери убаюкивали младенцев колыбельными песнями, музыка сопровождала игры детей и развлечения взрослых, и, наконец, люди оплакивали утрату своих близких (1).
Музыка является очень значимой частью фольклора. В ней, как нигде лучше, отражается долгий исторический процесс, который прошел тот или иной народ. В каждом музыкальном произведении народа вложена его частичка и поэтому именно народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом (3). Однако, сегодня мало ребят, которые слушая народную музыку, испытывают гордость за свой народ, свою культуру и Родину (таб. 2, 3, 4).
Не смотря на то, что музыка создавалась народом на протяжении столетий, современным русским ребятам не нравится слушать музыку своего народа (таб. 5, диаграмма 1). По их мнению, эта музыка неинтересная, скучная, устаревшая, не вызывает отклика в душе (таб. 2). Наверное, поэтому русские никогда или редко слушают русскую народную музыку (таб. 6). В большей степени нравится слушать музыку своего народа представителям других национальностей (таб. 5, диаграмма 2). Для них эта красивая музыка «моего народа», являющаяся частью культуры, традиций (таб. 2), которую они готовы слушать каждый день, хотя есть и такие ребята, которые слушают её редко (таб. 6). Многим респондентом трудно было определиться, почему им нравится или не нравится слушать музыку своего народа (таб. 2).
А ведь народная музыка успокаивает душу, вдохновляет и направляет в положительное русло. Она бывает веселой, грустной, эпической. Веселая музыка вселяет в душу радость и оптимизм, грустная – проходит по клавишам души, как по струнам. Народные композиции помогают расслабиться и успокоиться (6).
Возвращая человека к его историческим корням, народная музыка способствует открытию энергетических центров и нормализации жизненных потоков, очищает пространство от негативного воздействия, насыщает энергией биополе человека. Музыкальные вибрации как бы массируют внутренние органы, ускоряя заживление ран, нормализуя содержание сахара в крови, положительно влияя на состояние сердечно-сосудистой системы, костную структуру, щитовидную железу (7).
Народная музыка достаточно легка для понимания детей и при этом имеет богатую эмоциональную окраску, передавая различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, а ведь эта способность почти утеряна современным человеком. Бесспорно благотворное влияние музыки на формирование не только эмоциональной культуры, но и нравственного облика, умственных способностей, на общее развитие ребенка, характер общения его со сверстниками и взрослыми, так как она несет в себе образы красоты, добра, грусти, любви, света (8).
К сожалению, на большинство современных ребят, народная музыка не оказывает никакого воздействия. Есть ребята, на которых эта музыка оказывает положительное, благоприятное воздействие, кому-то поднимает дух настроение, кого-то воодушевляет и успокаивает. Но есть ребята, на которых она влияет негативно (таб. 3).
Приобщение к музыке надо начинать с того, что уже в раннем возрасте воспитать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость – два важнейших компонента музыкальности. Ведь чтобы полноценно воспринимать музыку необходимо умение воспринимать ее как «членораздельную речь» (9). В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания: «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания» (10).
Активное пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.
Слушание музыки в семье обладает большой силой воздействия на детей. Самые первые песни, с которыми встречается ребенок в своей жизни – колыбельные. Доказано, что народные колыбельные песни являются лучшим снотворным, чем медикаментозные. Данная музыка улучшает не только физическое состояние человека, но ее используют и для лечения душевных травм. Пение колыбельных песен в народной традиции реализовывало потребность ребенка в общении, способствовало накоплению у него чувственных впечатлений об окружающем его мире. Благодаря легким интонациям колыбельных песен, мир был наполнен лаской, теплом, уютом и любовью (11).
Вообще семья – это первая «среда», которая окружает ребёнка и ежесекундно влияет на него. Она воздействует всем: укладом быта, каждым произнесенным словом, высказанной мыслью, интонацией. Еще больше – примером, поступками, действиями, увлечениями, отношением к окружающему. Воздействует независимо от того, привлекают ли родители сознательно внимание детей ко всему этому или пускают их «на самотёк» (12). Именно поэтому отношение родителей к музыке передается ребенку. Если взрослые заинтересованно слушают произведение вместе с ним и высказывают свое отношение, объясняют свои ощущения, это не проходит бесследно для ребенка: он духовно обогащается, формируется его вкус, привязанности. И наоборот, равнодушие родителей к музыке или увлечение только «легкой» музыкой препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления (7). Культура отца и матери становится неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность, помогает понять ему свою национальную культуру, привить ему любовь к своей стране. Вот только, к сожалению, во многих русских семьях народная музыка не звучит так часто, как в семьях других национальностей (табл. 8, диаграмма 3, 4). Влияние родителей на формирование отношения к народной музыки респонденты никак не отметили. Из членов семьи, которые могли бы привить интерес к народной музыки, четверо русских ребят указали бабушек и дедушек (таб. 6, 7, 8).
Информация о работе Исследование отношения учащихся к народной музыке