История отечественной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:43, контрольная работа

Краткое описание

Развитие социологии в целом и каждой ее отдельной отрасли является результатом творческой деятельности многих поколений ученых и мыслителей разных стран и народов. В этом смысле социология интернациональна по своему характеру, целям и задачам; она является общечеловеческим феноменом.
В то же время социология никогда не была единой наукой, как, например, физика или астрономия. Одновременно существовало значительное число школ и направлений, различных по содержанию и характеру, пониманию теории и методологии, предмета и структуры социологического знания. Эти школы и направления часто базировались на диаметрально противоположных мировоззренческих, философских и социальных позициях, характеризовались весьма различными подходами к определению предмета исследования и возможностей его познания. Специфика и национальные традиции (что особенно важно) проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социоло¬гии или на представление социологии в целом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Социология в России в XIX и начале XX века………………………….
2. Отечественная социология после 1917 года……………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованной литературы…………….…...………………..…...

Вложенные файлы: 1 файл

Контр Социология .doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Возрождение социологических исследований началось с на­ступлением хрущевской «оттепели». В то время ситуация в об­ласти социологии сложилась парадоксальная: социологические исследования получили права гражданства, а социология как наука — нет. Поэтому во избежание бесконечных споров и конфликтов, которые отвлекали специалистов от реального де­ла, в научный обиход было введено определение социологии как науки, занимающейся конкретными социологическими ис­следованиями.

Становление и развитие социологических исследований встречало ожесточенное сопротивление со стороны части фи­лософов. Понимая всю абсурдность отрицания существования науки об обществе, они взяли на вооружение сложившуюся в 1930-х гг. концепцию, согласно которой исторический мате­риализм отождествлялся с социологией и рассматривался как органическая часть философского знания. Социология была, таким образом, объявлена философской наукой, а конкретные социологические исследования как несовместимые со специ­фикой философского знания выведены за пределы социологи­ческого знания. Эти исследования трактовались как попытка привнести в философию элементы позитивизма.

Ученые, главным образом философы, ставшие инициатора­ми конкретных социологических исследований, постоянно под­вергались критике, им отводилась роль «собирателей фактов». Всеми способами, в том числе административно-приказными, насаждалась идея о разделении труда между философами и со­циологами. Последние должны были собирать факты, а первые обобщать их, сводить в теоретические системы. Причем социо­логическим исследованиям нередко отводилась только апологе­тическая роль. Социологи, чтобы сохранить за собой право про­водить конкретные исследования, должны были главный ак­цент делать на позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать аспекты негативные. Именно поэтому многие труды ученых, опубликованные в те годы и вплоть до последних лет «застоя», имели односторонний характер.

Значительная часть первичной социальной информации, представляющая огромную научную ценность для решения многих социальных проблем, осталась в архивах. Многие тре­вожные сигналы социологов, которые они представляли в ди­рективные органы — по проблемам разрушения природы, на­растания отчуждения труда, отчуждения власти от народа, раз­вития националистических тенденций и проч., — не только не принимались во внимание, но и осуждались, а в отдельных слу­чаях их инициаторы подвергались взысканиям, как в партий­ном, так и в административном порядке. Более того, многие научные понятия, например, такие как «социальная экология», «социальная статистика», «социология труда», «социология се­мьи», «социология религии», «социология культуры» и многие другие даже в период «оттепели» оказались под запретом. Их  использование могло иметь следствием зачисление ученого в ряд «последователей и пропагандистов реакционной буржуаз­ной социологии». И все же, несмотря на понятийный «запрет», социологические исследования в стране развивались, постепен­но расширяя сферу теоретического социологического знания и овладевая понятийным аппаратом социологии.

Исследование теоретических проблем социологии в пери­од «оттепели» сопровождалось возобновлением и развертыва­нием конкретных социологических исследований. В середине 1960-х гг. начали появляться первые крупные труды, обобщаю­щие итоги этих исследований. Издан пятитомник избранных произведений одного из пионеров социальной инженерии и конкретного социологического анализа С. Г. Струмилина. Вышли коллективные книги: «Копанка 25 лет спустя» (1965), «Ра­бочий класс и технический прогресс» (1967), «Человек и его ра­бота» (1967). Существенный вклад в изучение социальных ас­пектов взаимоотношений свободного и рабочего времени внесли труды Г. А. Пруденского, подытоженные в книге «Вре­мя и труд» (1964). Широкий круг исследований социальных проблем брака и семьи был обобщен в книге А. Г. Харчева «Брак и семья в СССР» (1965).

Важным шагом на пути институционализации социологии в СССР явилось издание в 1966 г. двухтомника «Социология в СССР» (ред.-сост. Г. В. Осипов), в котором обобщался опыт ряда эмпирических исследований, проведенных в различных сферах советского общества. В него вошли исследования по со­циологической теории, по различным проблемам развития со­циальной сферы (труда, быта и т. д.). В расширенном варианте двухтомник был издан в Англии.

Эти публикации заложили основы традиции — издания примерно раз в три-четыре года обобщающих трудов по итогам развития отечественной социологии. Среди них: «Социология и идеология», «Марксистская социология сегодня», «Социология и современность» (в 2 т.), «Социология и социальное разви­тие», «Теория социального развития», «Советская социология» (в 2 т.) и др. Впервые было проведено международное сравнительное исследование по проблемам труда и индустрии (СССР — Польша), результаты которого были опубликованы в монографии под общим названием «Социальные проблемы труда и производства» (под общ. ред. Г. Осипова и Я. Щепаньского, 1970).

В эти же годы были созданы первые социологические учреж­дения: сектор новых форм труда и быта, преобразованный в дальнейшем в Отдел социологических исследований в Институ­те философии АН СССР (зав. Г. В. Осипов), и Лаборатория со­циологических исследований при Ленинградском государствен­ном университете (рук. В. А. Ядов). В 1962 г. основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю. П. Францев, зам. председателя Г. В. Осипов).

В 1969 г. на базе Отдела социологических исследований Ин­ститута философии АН СССР был открыт Институт конкрет­ных социальных исследований (с 1972 г. Институт социологиче­ских исследований) АН СССР. Его возглавили А. М. Румянцев, Г. В. Осипов и Ф. М. Бурлацкий. Были организованы отделы социологических и социальных исследований во многих науч­но-исследовательских институтах. Кроме того, в системе научных учреждений Академии наук СССР и академий наук союз­ных республик появилось большое число научных подразделе­ний, проводящих социальные исследования. Социологические исследования стали проводить многие научно-исследователь­ские институты ведомственного подчинения, социологические лаборатории предприятий и производственных объединений, а также созданные на общественных началах институты и советы по социологическим исследованиям при общественных органи­зациях. При многих отраслевых промышленных министерствах, на крупных предприятиях, стройках, во многих вузах и при пар­тийных комитетах городов, областей и республик стали работать социологические службы. Значительно расширилась сеть со­циологических лабораторий в вузах страны.

В университетах (МГУ, ЛГУ и др.), а также в некоторых экономических вузах были введены спецкурсы по прикладной со­циологии. Для аспирантов и студентов были изданы первые учебные пособия по социологии и ее истории. Среди них: «Рабо­чая книга социолога» (1977), «Теория и практика социологиче­ских исследований в СССР» (Г. В. Осипов, 1979), «Статистиче­ские методы анализа информации в социологических исследо­ваниях» (1979), «История буржуазной социологии XIX — начала XX века» (1979), «История буржуазной социологии первой поло­вины XX века» (1979), «Критика современной буржуазной тео­ретической социологии» (1977) и др. Значительно выросло число публикаций по различным разделам социологического знания. Важным органом объединения усилий социологов и распростра­нения научного и методического опыта стал издающийся с 1974 г. журнал «Социологические исследования».

Если в период 1970-х — первой половины 1980-х гг. социоло­гия и развивалась, то вопреки командным методам, а не благода­ря им. Более того, усилилось административно-бюрократиче­ское вмешательство в эту науку. Правда, в какой-то мере ситуа­ция изменилась с созданием Института конкретных социальных исследований АН СССР, в который удалось привлечь лучшие кадры социологов-профессионалов страны. Но новая «оттепель» продолжалась недолго. Бюрократической диктатуре новой вла­сти социология была не нужна, более того, она вступила в кон­фликт с ведомственным отношением к социальной сфере жиз­недеятельности общества. И тут возникает еще один парадокс. Институт, вызванный к жизни реальными потребностями обще­ства, был использован как средство административного вмеша­тельства в дела науки, торможения ее развития.

Началось очередное наступление на социологию. Для огра­ничения сферы социологического знания и «обуздания» социо­логов нужен был повод. И этот повод был найден. Вышли в свет «Лекции по социологии» (1968) Ю. А. Левады. Конечно, не со всеми положениями автора можно согласиться, однако это вопрос научной этики, профессионального обсуждения, но он был перенесен в область политическую и административ­ную. Коллектив института был обвинен в насаждении буржуаз­ных теоретических концепций и взглядов.

Второй шаг — критика труда «Моделирование социальных процессов» (под ред. Г. В. Осипова и Н. Н. Моисеева, 1970). Цель была одна: представить содержание монографии в качест­ве идеологически вредной платформы института. Критика кни­ги была использована затем для создания нескольких комис­сий, по итогам работы которых была произведена замена руко­водства института, обновлен его основной кадровый состав. Оставшиеся в институте немногие социологи были подвергну­ты различного рода партийным и административным взыска­ниям. Все это не могло не сказаться на продуктивности науч­ного коллектива. Резко сократилось количество публикуемых работ, снизилось качество проводимых социологических иссле­дований. Поступательное развитие социологии вновь было ис­кусственно прервано.

Ситуация в социологии еще более обострилась и в связи с тем, что некоторые философы, занимавшие видные админист­ративные посты в науке, а ранее отождествлявшие историче­ский материализм и социологию, вдруг встали на позицию от­рицания исторического материализма как социологической теории, ограничили сферу социологического знания только ее прикладным уровнем. Вновь термин «социология» оказался под запретом. Он был заменен понятием «прикладная социология». Теоретическая социология полностью отрицалась.

Новое административно-приказное «вторжение» в социоло­гию имело бы самые трагические последствия. Но оно было пресечено в середине 1980-х гг.

Важным этапом в институционализации социологии был XXVII съезд КПСС, который обратил внимание на исследова­ние различных проблем социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставил вопрос об органической связи экономического и социального развития, социальной эф­фективности экономического развития.

Вполне естественно встал вопрос о восстановлении в «граж­данских правах» науки, которая занимается исследованием со­циальной сферы и социального развития общества в целом, т. е. социологии. Был снят запрет на теоретическую социоло­гию. Более того, был наложен запрет на административно-при­казное вмешательство в развитие этой науки. Вполне законо­мерным был признан плюрализм точек зрения на ее предмет и место в системе социальных и гуманитарных наук.

Вопрос о дальнейшем функционировании социологии как самостоятельной науки и использовании социологических ис­следований в решении задач социально-экономического разви­тия страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача проведения как теоретических, так и при­кладных социологических исследований. Встал вопрос о совер­шенствовании социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой теоретической социологии стали социологические исследования реальных со­циальных явлений и процессов.

Трансформация общества, начавшаяся в середине 1980-х гг., способствовала процессу институционализации социологии. Но и социология не стояла в стороне от социально-экономиче­ских проблем общества. Еще до середины 1980-х гг. именно со­циологи начали новое теоретическое осмысление социального мира, связанное с ломкой старых стереотипов мышления, с ре­шительным отказом от теорий «экономического детерминизма» и «технократической» практики, ориентированной на произ­водство, а не на потребителя, на количество, а не на качество, на вал, а не на человека. Социологи были первыми в исследо­вании большого круга проблем, связанных с деятельностью че­ловека (человеческого фактора), социальной ориентированно­стью экономического развития и становления социального мышления, отчуждением власти и труда, научными основами социального управления. Но главное заключалось в том, что социологи поставили вопрос о восстановлении в правах иссле­дований жизнедеятельности гражданского общества и социаль­ного мышления.

Конечно, вмешательство КПСС, равно как и других партий, в дела науки недопустимо. Однако в силу специфических усло­вий советской реальности социология была институционализи­рована в результате решения Коммунистической партии (после принятия на Политбюро ЦК КПСС (1988 г.) постановления «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в ре­шении узловых проблем советского общества»), которая в свое время отрицала социологию как науку. Парадокс состоит в том, что это признание явилось последним этапом руководства КПСС социологией.

Институт социологических исследований АН СССР был пре­образован в Институт социологии АН СССР, а в 1991 г. создан и Институт социально-политических исследований АН СССР.

Заключение

Социология является важнейшей обществоведческой нау­кой. Она дает знания об обществе как едином социальном ор­ганизме во взаимосвязи и взаимодействии объективных и субъ­ективных факторов исторического развития и функционирова­ния, а, следовательно, позволяет людям, ученым, партиям, властным структурам действовать осознанно, научно прогнози­руя возможные последствия своей деятельности.

Признание социологии как самостоя­тельной науки (отличной от философии, экономической науки и других дисциплин) произошло в нашей стране де-юре в период так называемой перестройки, конкретнее — в конце 1980-х гг. Однако возрождающаяся социология не была однородной. И это остро ставит вопрос о призвании, социальных функциях социологии, о социальной роли социолога. В обществе социоло­гия стала выступать в трех формах и, соответственно, выполнять, прежде всего, три главные социальные функции: 1) апологетики перестройки, а затем и принятого властными структурами курса реформирования; 2) науки, преследующей коммерческие цели; 3) науки, исследующей воздействие социально-экономических и социально-политических изменений в обществе в процессе его реформирования на человека, его физическое, духовное, соци­альное развитие и социально-экономическое положение.

Будучи элементом российского общества, российская со­циология так же переживает ныне трудные времена. Многие социологи потеряли вкус к теоретическим, методологическим и историко-социологическим проблемам и исследованиям. По сути, в стране не проводятся репрезентативные социологиче­ские исследования. Но самое печальное заключается в том, что, не имея средств на проведение исследований и в целях выживания социологи­ческих учреждений, социологи проводят исследования, в кото­рых пытаются давать ответ, угодный заказчику. Коммерциали­зация социологической науки, равно как и ее апологетическая роль, ведут к компрометации, деградации социологии.

Информация о работе История отечественной социологии