История социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 15:42, реферат

Краткое описание

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку?

Вложенные файлы: 1 файл

История социологии.docx

— 34.55 Кб (Скачать файл)

  Введение 

  С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его  собственным существованием среди  других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства  и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими  благами, а другим отказано во всем?

  Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека и  на общество, в котором он существует.  

  1. Истоки социологии 

  В древности предпринимались попытки  количественного анализа социальных явлений и процессов. Дошедшие до нас исторические данные свидетельствуют  о зачатках проведения эмпирических социальных исследований уже у древних  восточных народов: египтян, китайцев, японцев, индусов, персов и евреев, мы встречаем в Библии, где неоднократно упоминается о первых многочисленных народоисчислениях у древних евреев. Очень богатый материал о практике проведения социальных обследований, наблюдений над общественной жизнью дает нам история Древнего Рима. Построение же различных теоретических моделей общества с целью поиска наилучшего общественного устройства тесно связано с философией. Долгое время социология не выделялась из философии. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-политического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира.

  Первым  в истории трудом по «общей социологии»  считается «Государство» Платона (428/427 – 348/347 до н.э.). В ней мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов, охранявших государство от смуты; низший, куда входили ремесленники и крестьяне. Общество, построенное по такой схеме, Платон считал наиболее стабильным. Свой вариант теории стратификации предложил ученик Платона Аристотель (348 – 322 до н.э.). У него опорой порядка выступал средний класс. Кроме него, существует еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство, по мнению Аристотеля, лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистичные интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других. Общей особенностью у обоих философов и античной социальной философии в целом было отождествление понятий общества и государства, а также теоретическое обоснование рабовладения, как соответствующего природе человека.

  Средневековая социальная философия сохранила  тенденцию к отождествлению общества и государства, однако основной упор в ней был сделан на изучении взаимоотношений  между «градом земным» и «градом  небесным» (эти термины введены  Блаженным Августином в книге «О граде Божьем»). Однако, учитывая, что в Средние Века философия играла роль «служанки теологии», социальная философия находилась на периферии исследовательских интересов.

  Эпоху Возрождения можно считать новым  этапом в развитии социальной мысли. С началом эпохи Возрождения и распространением гуманизма интерес к изучению природы человека и человеческого общества значительно возрос. В результате этого появились работы, в которых описывалось реальное и идеальное общественное устройство с точки зрения современных взглядов. Однако это были скорее не научные, а литературные произведения, содержащие в основном утопические идеи (как, например, «Город Солнца» Томазо Кампанелы и «Утопии» Томаса Мора). Модель общества в их понимании напоминала общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл незначительную роль.

  Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился к идеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества и государства. Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Создал теорию разделения государства и гражданского общества.

  В Новое Время основной упор был  сделан не только на накопление эмпирических знаний, но и на разработку научной  методологии. В этом направлении  можно выделить два основных подхода. Первый — эмпиризм (основные принципы этого подхода сформулированы Фрэнсисом Бэконом), стремящийся к опоре на факты и наблюдения, и второй — рационализм (получивший философское обоснование у Рене Декарта), исходящий из предпосылки о человеческом разуме (лат. – ratio) как основополагающем источнике знаний. На протяжении всего дальнейшего развития науки эти два методологических подхода постоянно конкурируют между собой. Именно в эту эпоху знание научное стало синонимом понятия истины. Другими важными событиями Нового Времени, повлиявшими на формирование социологии, явились революции (Голландская, Английская, Американская и Французская). Эти революции показали возможность существования иных форм государственного устройства в рамках западного общества (так же, как до этого реформация и протестантизм показали возможность существования иной церковности). Вместе с тем эти события привели к возникновению потребности в научных моделях не только для описания, но и для построения общества.

  Но  прежде всего в Новое Время  в социальной философии произошёл  пересмотр самого понятия «общество». Теперь оно связывалось уже не с государством, а с человечеством. В таком понимании отражён евроцентризм, характерный для той эпохи, но при этом не осознаваемый. Европейское общество воспринимается в качестве передового отряда призванного вести человечество в «светлое будущее». Понимание того, что идеальное общество возможно на земле, и при этом, что его еще предстоит построить, является другой важной особенностью социальной философии Нового Времени. Но наиболее важным вкладом исследователей Нового Времени в социальную философию являлось начало изучения образующих общество элементов и связей между ними, то есть того, что собственно и образует общество как таковое. В качестве элементов общества чаще всего рассматривались либо отдельные люди, либо сословия. Отношения между ними постулировались самые разнообразные — от «войны всех против всех» до «общественного договора».  Социальная философия этой эпохи состоит в основном из общих наблюдений и умозрительных моделей, однако заложенные в то время идеи до сих пор влияют на социологическую мысль (классовая теория в марксизме и неомарксизме, социальная психология и многие другие направления). Социальная философия того времени была неотъемлемой частью философии, и стать самостоятельной наукой ей ещё предстояло в будущем.

  Томас Гоббс (1588-1679) разработал теорию общественного договора, ставшую основой учения о гражданском обществе. Гоббс поставил вопрос: «Как возможно общество?» – и ответил на него так: во-первых, люди рождаются неспособными к общественной жизни, но приобретают склонность к ней в результате воспитания (социализации); во-вторых, гражданское общество порождено страхом одних перед другими. В его труде Левиафан осуществляется идея перехода к гражданскому обществу и обоснование легитимности власти. Жан Жак Руссо (1712-1778) разработал концепцию «естественного порядка», который благодаря общественному договору превращается в «порядок позитивный». Джон Локк (1632—1704) разработал теорию естественного состояния. По Локку — это равенство, где господствуют законы разума. По Локку государство — это желание сохранить свободу и естественность. Главное отличие естественного состояния от гражданского по Локку — наличие общего установленного закона. Заключение общественного договора ограничивает свободу государства.  

  2. Эпоха Просвещения, предпосылки возникновения социологии 

  Позднее деятели эпохи Просвещения в  корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеций, Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества. Они выделили отдельного человека как независимого субъекта, поведение которого зависит в основном от его собственной воли. Усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий. В Европе в начале XIX в. начали активно развиваться эмпирические социальные исследования. Развитие капитализма повлекло усиление социальной дифференциации, возникновение рабочего движения, появление идеологии социализма. Начала меняться социальная роль религии и науки: наметилось падение религиозных ценностей и становление научного мышления. На возникновение теоретической социологии большое влияние оказали достижения в естественных науках. Важные открытия в геологии, биологии, химии, физике, астрономии существенно подорвали старый, метафизический взгляд на природу и повлияли на изменение взгляда на мир в целом.

  Все эти идеи вплотную подвели к переосмыслению опыта в единой науке. Так в эпоху Просвещения появились первые предпосылки для возникновения социологии. Этими предпосылками были с одной стороны новые науки – политическая экономия, историография и статистика, — а с другой стороны новые представления об общественном устройстве.

  Возникновение политической экономии связано с именами Адама Смита и Давида Рикардо. А. Смит применял для описания экономических систем естественнонаучную методологию. По его мнению, экономические системы являются столь же стихийными и естественными, а поэтому и независимыми от субъективных мнений, системами, как и системы физические. Д. Рикардо разработал идею о приоритете промышленного производства, а так же множество методов детализировавших идеи Смита. Но главным достижением политической экономии, оказавшим влияние на возникновение социологии, оказалась выработка представлений о существующих в обществе единых закономерностях (подобных физическим законам), которые влияют на все аспекты общественной жизни – политический, экономический, социальный и духовный. Иными словами, общество впервые было рассмотрено как единая система, функционирующая в соответствии с определёнными закономерностями.  Представления о функциях определённых общественных классов сменяло представления об их миссиях и божественном предназначении.

  Формирование  историографии связывается с именами Д. Вико, Ш. Монтескьё, А. Тюрго и Ж.-А. Кондорсе, которые исходя из тех или иных соображений, рассматривали историю как закономерный процесс, который может быть описан теми же закономерностями, что и  физический мир. Шарль Луи Монтескьё (1689–1755) в работе «О духе законов» задается целью понять историю, увидеть во множестве обычаев, нравов, привычек, идей, различных социально-политических институтов определенный порядок. Такой подход привёл к возникновению новой философии истории, в которой настоящее рассматривалось как фундамент для будущего, и именно в будущем, а не в прошлом  находился «золотой век». Теперь история человечества делилась на достаточно чётко различимые стадии, которые следуют одна за другой. В истории это были — Древний мир, Средние века и Новое время. Идею социального прогресса создал Тюрго (1727—1781). Прогресс — основной закон жизни человечества. Всё ведет к прогрессу. Разные народы по-разному развиваются, так как в них разное количество талантливых людей. Просвещение ведет к прогрессу. Скорость прогресса зависит от обстоятельств.

  Ещё одной наукой повлиявшей на формирование социологии оказалась статистика. Эта наука с одной стороны позволяла обнаруживать определённые закономерности в сложных и многофакторных системах, а с другой стороны, приводила к необходимости не только качественного, но и количественного описания социальных и экономических систем. Именно статистическое понятие о корреляции и легло в основу понятия закономерности в гуманитарных науках. Другим немаловажным достижением статистики в области социальных наук стало изменение представлений о факте. Ранее понятие факта было неотделимо от частного наблюдения. Но теперь стало возможным не только наблюдать недоступные частному наблюдению явления, но и оценивать степень достоверности наблюдения.

  Ещё одним важным достижением гуманитарной мысли эпохи Просвещения было введённое Клодом Анри де Сен-Симоном понятия «индустриализм». Оно отражало возрастающую роль промышленности и связанного с ней финансового капитала в жизни общества. Это представление повлияло на направление общественной мысли в XIX в. Тогда жизнь общества в гораздо большей степени, чем в наше время, определялась ритмами промышленного развития, а фабричные рабочие составляли большую часть европейского общества. Поэтому и представления об индустриализме с сопутствующим ему механицизмом в социальных науках были не столь уж наивными и неадекватными, как может показаться сейчас.

  Развитие  эмпирических наук лишь усиливали недоверие  к философии. Развитие социальной философии  обозначило ряд теоретических подходов, которые стали актуальными для  зарождающейся социологии. Так, воззрение, согласно которому общество рассматривалось  как механическая модель, позволило  при анализе социальной реальности обращать внимание на ее составные  части, или подсистемы. Механистическая  картина мира, основанная на универсальном  представлении о силовом взаимодействии масс, требовала измерительного инструментария для исчисления траекторий движения тел. Так возникла идея «социальной  физики», предопределившая тематическую программу социологии. Данный период связан и с усилением специализации  в различных областях науки, что  повлекло отделение ряда наук от философии  и возникновении политологии, юриспруденции, экономики и др. Вместе с этим возникла потребность в обобщении  всех сведений, представленных частными науками и появлении новой, т.н. обобщающей науке, которая отличалась бы от философии.  Анри Сен-Симон  был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим  тем самым краеугольный камень в  фундамент новой обществоведческой  науки – социологии. Наряду с  трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон говорит о нем как  о механизме, социальном агрегате, который  можно и нужно регулировать, изменяя  его части (детали) и взаимодействия между ними. Когда он пишет о всем человечестве, то в роли частей-деталей представляет государства (страны) и нации. 

  3.  Огюст Конт 

  Итак, объединенными усилиями Монтескье, Руссо, Смита, Мальтуса, Лапласа, Бюффона, Лавуазье, Кинга, Галлея, Синклера, Сен-Симона и других мыслителей XVIII – начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

Информация о работе История социологии