Источники формирования социологии Г. Спенсера и теория социальных институтов Г. Спенсера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование источников формирования социологии Г. Спенсера и его теории социальных институтов.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
 анализ исторических условий формирования мировоззрения Спенсера (социальных, естественнонаучных и идейно-политических);
 рассмотрение органической концепции социальной эволюции;
 изучение социологических взглядов Спенсера на общество и историю его развития общества, типологию общественных организаций, в конечном итоге приведших к теории социальных институтов;
 рассмотрение трактовки понятия социальных институтов совре-менной наукой для определения важности разработанных спен-сером социальных институтов;
 рассмотрение трактовки социальных институтов Г.Спенсером

Содержание

Введение……………………………………………………………………..
Глава 1. Формирование социологических взглядов Г. Спенсера………
1.1. Условия и источники формирования социологических
Взглядов Г.Спенсера ……………………………………………………
1.2. Эволюционная социология Г.Спенсера и анализ ее основных положений………………….…………………………………………….
Выводы по главе 1………………………………………………………...
Глава 2. Теория социальных институтов Г. Спенсера……………………
2.1. Понятие социального института в современной зарубежной социологии и российской социологии………………….……………...
2.2. Теория социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества……………….…………………………………….
Выводы по главе 2………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Литература…………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по социологии.docx

— 87.64 Кб (Скачать файл)

Наибольший вклад в  изучение социальных институтов на начальном  этапе развития социологии внес Г.Спенсер. Он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты – это нечто вроде органов общественного суперорганизма, позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними определяют строение и базовую организацию общества.

 

2.2. Теория социальных институтов Г.Спенсера

как формы самоорганизации  общества

 

Институты возникают в  ходе эволюции помимо сознательных намерений или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции. Социальные институты – органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма – взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении  синхронного  взаимодействия  социальных  институтов.  Идея социальных институтов как структурных элементов  общества  оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.18

Анализу институтов английский социолог посвятил значительную часть своего главного социологического труда – «Оснований социологии» (1876-1896). Социальный институт у него сопоставляется с организацией, учреждением, системой принуждения и другими его конкретными характеристиками. Совокупность социальных институтов, по его мнению, составляет структуру и организацию общества.

Как уже было сказано выше, общество проходит в своем развитии путь надорганического эволюционного  процесса: наращивает свою массу, это  приводит к  усложнению структуры (рост числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества), в свою очередь, усложнение структуры ведет к дифференциации функций отдельных составных частей общества и постепенному усилению взаимосвязей этих частей. Если же данный порядок нарушается, то происходит регресс.

Спенсер доказывает, что  в обществе, по мере его эволюции, становится все больше социальных институтов, цель деятельности которых состоит в обеспечении нормального функционирования всего социального организма.

Помимо обеспечения стабильности общественного функционирования, социальные институты, но мнению социолога, выполняют  еще одну важную задачу, обеспечивают превращение человека в социальное существо, включают его в социальные действия, имеющие коллективный характер, другими словами, создают условия для социализации личности. Нельзя не отметить, что и эта трактовка социального института выглядит сегодня вполне актуально и широко используется современной социологией.

Всего Спенсер выделяет шесть  групп институтов: домашние (семейные), обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он подробно рассматривает каждый из них в развитии и, характеризуя этот процесс, анализирует две его стороны – интеграцию и дифференциацию социальных институтов. Рассмотрим их и мы.

Домашние  институты характеризуют включенность людей в различные формы жизни, связанные с межиндивидуальными отношениями. Они эволюционируют от неупорядоченных отношений между полами (первобытные формы общественной жизни) до современных форм моногамии и показывают связь между типом семьи и типом общества. Основное внимание Спенсер уделяет рассмотрению таких домашних институтов, как семья, брак, воспитание. Здесь нет ничего удивительного, социолог отдает дань существовавшей в то время традиции начинать анализ общества с семьи как его «основной ячейки».

Обрядовые, или  церемониальные институты регулируют поведение людей через установление, утверждение в качестве принятых большинством населения обычаев, обрядов, этикета, моды, привычек и т. д. Многие из этих институтов имели и продолжают иметь культовый характер (свадьба, похороны, народные празднества и др.). Главная их задача – осуществление регулятивной функции и конкретизирующей ее функции социального контроля за повседневным поведением людей. Обрядовые институты старше по возрасту своего существования, чем политические и церковные, и часто оказываются более эффективными в реализации основных социальных функций, чем государство и религия. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной  организации,  особое,  и  часто гипертрофированное, развитие они получают в милитаризованном обществе.

Третий тип  институтов – политические. Политические институты (главные среди них – государство, армия, право, полиция, суд и т.д.), анализу которых ученый уделяет больше внимания, чем любым другим, устанавливают и регулируют политические и правовые отношения между людьми, их группами, классами.

Их появление Спенсер  связывал с переносом внутригрупповых  конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль  в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные группы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на  воинов  и  крестьян,  способствовала  росту  имущественного неравенства,  потребовала  создания  политических  институтов,  т.  е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы.

Общность функций, которые  выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд – те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивают и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой  становятся  общественное  производство, разделение  труда,  прямое  насилие  уступает  место  внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

Следующий тип – церковные институты. Церковные институты, как и политические, обеспечивают интеграцию в общество различных групп населения, хотя и используют для достижения этой цели иные средства и механизмы. Спенсер подчеркивал большую роль духовенства в функционировании церковных институтов. В качестве прообраза его деятельности им рассматривались действия жрецов, шаманов, колдунов.

Завершают  типологию  профессиональные  промышленные (изначально – профессиональные)  институты, возникающие на  основе  разделения  труда. Они охватывают различные виды производства и их организацию на заводах и фабриках. К профессиональным институтам Спенсер относил гильдии, цехи, профессиональные союзы. Понятно, что эти институты характерны для промышленного, и никакого другого, общества. Они обеспечивают функционирование его производственной структуры и регулирование трудовых отношений между участниками производства. Их главная функция – в сближении, интеграции, защите людей, занятых одной и той же профессиональной деятельностью. Развитие промышленных институтов основано, прежде всего, на усиливающемся разделении труда и оптимизации управления производством.

Выводы по главе 2

 

Учение о социальных институтах разработано английским социологом Г.Спенсером в рамках системного описания общества. Все институты составляют единое, причем взаимосвязанное, целое. Каждый из них удовлетворяет определенную общественную потребность и не подменяет другие институты. Так же, как и общество, институты существуют для блага людей, а не наоборот.

Ценность учения Спенсера о социальных институтах определяется, во-первых, тем, что они впервые  были строго проклассифицированы, во-вторых, проанализированы с позиций эволюционной теории, в-третьих, рассмотрены на громадном историко-этнографическом материале. Он сумел показать возможности институционального анализа для осмысления важнейших проблем общества и его социальной структуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование мировоззрения  Спенсера происходило в переломную эпоху развития Англии и стран  Западной Европы, в период становления  в них буржуазно-демократического строя, сопровождавшегося крутыми  позитивными сдвигами во всех сферах общественной жизни, бурным взлетом естественнонаучной, философской и социально-политической мысли.

Научная и общественная деятельность Спенсера характеризуется, с одной стороны, энциклопедической широтой его научных интересов, а с другой — преобладанием социально-политической целеустремленности. Он предстает одновременно естествоиспытателем, философом, социологом, историком. Но все его помыслы были устремлены на поиски научно-обоснованных органических; естественноисторических цивилизованных путей восходящего развития общества.

Критически осмыслив объективную  логику возникновения и развития человеческих сообществ, Спенсер одним  из первых мыслителей разработал оригинальную и целостную эволюционную концепцию  общественного прогресса. Центральное место в этой концепции занимает обоснование постепенного, плавного, органического характера развития общества и решительное отрицание его силовых, волюнтаристских, революционных преобразований.

Спенсер вошел в историю как один из «отцов» позитивистской социологии, основоположник и наиболее видный представитель органического направления в социологии. В своих многочисленных трудах он всесторонне обосновал универсальный закон дифференциации и интеграции как движущую силу природного и социального развития, выделив при этом специфику основных факторов социальной эволюции, таких как: уровень развития народа, зрелость его социальных и политических институтов, масштабность и эффективность структурно-функциональных систем, в том числе механизмов самоорганизации людей и форм социального контроля.

Спенсер, находя аналогии в  развитии биологического и социального  организма, подчеркивал их принципиальные различия: в отличие от биологического организма, образующего «тело», имеющего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают автономией; эта пространственная рассеянность элементов делает в обществе необходимой символическую коммуникацию; в обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и мыслить; общество отличает пространственная мобильность элементов структуры. Но самое значительное отличие заключалось в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, подчеркивает Спенсер, существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага государства и общества. Главное в органической концепции Спенсера заключается в том, что она призвана сохранить за индивидом самостоятельность и независимость, не допуская его поглощения социально-политической системой.

Идеи Спенсера были и остаются не безупречными. Но они существенно обогащают наши представления и взгляды на процессы современного развития российского общества, - особенно те из них, которые касаются установления равновесия в обществе и постепенного перехода его на качественно новый более уровень социального и политического развития по мере вызревания соответствующих предпосылок.

Творческое наследие Спенсера является значительным вкладом в  теорию, историю и методологию социологии и заслуживает дальнейшего всестороннего исследования.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1980
  2. Батыгин Г.С. История социологии. – М., 2004
  3. Бачинин В. А., Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. – СПб., 2002
  4. Гвиашвилия Д.М. Организация и управление. – М., 1998
  5. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – Спб., 1998
  6. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. «Западная социология», СПб., 1997
  7. Грязнов Б.С. Эволюционизм  Г.Спенсера и проблемы развития науки. – В кн.: Позитивизм и наука: Критический очерк. – М., 1975
  8. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. – Т. 3. Социальные институты и процессы. – М., 2000
  9. Елсуков А.Н. История социологии. – Минск, 1997
  10. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004
  11. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004
  12. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). – М., 2004
  13. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика Г. В. Осипова. – М., 2001
  14. Мильнер Б.З. Теория организаций. – М., 1998
  15. Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология. // Современная западная социология. Словарь. – М., 1990
  16. Прилепко Е.М. Социальный институт. // Социологический словарь. Минск, 1991
  17. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций, М., 1995
  18. Ручка А.О., Танчер В.В. Курс истории теоретической социологии. – К., 1992
  19. Седов Л.А. Институт социальный. // Современная западная социология. – М., 1992
  20. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2004
  21. Социология организаций: Словарь-справочник. – М., 1996
  22. Фролов С.С. Социология. – М., 2000
  23. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1999
  24. http://ru.wikiversity.org/wiki/История_социологии/Позитивизм_в_социологии

Информация о работе Источники формирования социологии Г. Спенсера и теория социальных институтов Г. Спенсера