Качество жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:17, доклад

Краткое описание

Основными показателями общественного развития являются уровень и качество жизни населения, которые характеризуют эффективность проводимой государством социальной экономической политики и, в конечном счете, уровень общественного развития.
Под уровнем жиз¬ни понимается обеспеченность населения необходимыми материальны¬ми благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.
Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей.

Содержание

• Введение
• Понятие социальной политики. Показатели эффективности социальной политики
• Социальная политика Российской Федерации
• Уровень и качество жизни. Критерии и показатели их оценивания.
• Статистические данные, отражающие уровень и качество жизни населения в России.
• Повышение уровня и качества жизни населения
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Качество жизни рассматривается как система показателей.doc

— 261.00 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И МАШИНОСТРОЕНИЯ

 

Кафедра «экономическая теория»

 

Доклад на научно-теоретическую конференцию преподавателей, аспирантов и студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: 
Чумаченко Екатерина

Группа: ФМ 1-6

Научный руководитель:

к.э.н., проф. Бударин Владимир Ильич

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение

Основными показателями общественного развития являются уровень и качество жизни населения, которые характеризуют эффективность проводимой государством социальной экономической политики и, в конечном счете, уровень общественного развития. 
Под уровнем жизни понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей.  
Качество жизни представляет собой уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей. 
Повышение уровня и качества жизни населения является комплексом мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе. 
С этой целью политика повышения уровня и качества жизни всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

  1. Понятие социальной политики. Показатели эффективности социальной политики

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. Именно она обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем.  
Суть социальной политики: теоретическую и правовую основу социальной политики составляет положение Конституции РФ, принятой в декабре 1993 год, где в 7 статье записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это положение Основного Закона РФ перекликается с положением Хартии прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В ней записано, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, здоровье, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Реализация этих прав человека определяет содержание социальной политики.  
Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни ,характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология.  
Поэтому целями и задачами социальной политики являются:  
·        распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;  
·        ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;  
·         обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;  
·         оздоровление окружающей среды  
·        обеспечение занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;  
·        гарантии конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;  
·        нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста; улучшение социальной инфраструктуры.  
К задачам политической деятельности относится не только совершенствование условий жизни людей, но и развитие их социальных качеств - трудолюбия, дисциплинированности, социальной ответственности, общественной активности, нравственных устоев, а, следовательно, - совершенствование определяемого этими качествами образа жизни людей. 

Для определения эффективности социальной политики используются различные индикаторы. На современном этапе переходной экономики используются:  
·                    показатели уровня жизни;  
·                   минимальные государственные стандарты;  
·                   социально-демографические показатели;  
·                    показатели экономической активности населения;  
·                   показатели социальной напряженности;  
·                   показатели развития социальной сферы; доля затрат на экологию в ВВП.  
Социальная политика — это деятельность государства и других политических и социальных институтов, направленная на прогрессивное развитие социальной сферы жизни общества, на совершенствование условий, образа и качества жизни людей, на обеспечение их жизненных потребностей, оказания им необходимой социальной поддержки, помощи и защиты с использованием в этих целях имеющегося у соответствующего института финансового и другого общественного потенциала. 

 

  1. Социальная политика Российской Федерации

В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг. 
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

  • Программа "Жилище" на 2002-2010 годы
  • Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года"
  • Программа "Социальное развитие села до 2012 года"
  • Программа "Культура России (2006-2010 годы)"
  • Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы"
  • Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы"
  • Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы"

Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ, - качественная несодержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности.

Так, например, программа «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:

  • сохранение культурного наследия России,
  • формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан,
  • создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс,
  • обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям
  • обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д.

Программа направлена на решение важного блока задач. Изучение такого влияния и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из:

  • оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий
  • оценку стоимости объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
  • оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов

Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов общего объема финансирования). Для обеспечения контроля и анализа хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения Программы по согласованным показателям перед Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации проводится контроль программы по соответствующим показателям:

  • Доля национальных процентов фильмов в общем объеме проката
  • Доля объектов процентов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального значения
  • Доля процентов представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда
  • Средняя экземпляров книгообеспеченность (количество изданий в библиотеках /количество читателей
  • Увеличение процентов количества посещений музеев по сравнению с предыдущим годом
  • Доля процентов отреставрированных уникальных и особо ценных архивных документов в общем объеме подлежащих реставрации документов этой категории
  • Увеличение процентов количества посещений спектаклей, концертов, представлений, в том числе гастрольных и фестивальных (в пересчете на 1000 человек),по сравнению с предыдущим годом.
  • Доля новых процентов произведений профессионального искусства в общем репертуаре организаций исполнительских искусств
  • Увеличение процентов количества участников культурно досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом
  • Увеличение экземпляров количества книг и брошюр образовательного, научного и культурного назначения (в пересчете на 1000 человек)
  1. Уровень и качество жизни. Критерии и показатели их оценивания.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Программные улучшения качества жизни рассматривается как социальный проект, направленный на увеличение возможностей людей решать свои проблемы, добиваться личного успеха и индивидуального счастья. 
Качество жизни – совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ.  
Качество жизни предполагает: 
- чистую окружающую среду;  
- личную и национальную безопасность;  
- политические и экономические свободы;  
- + другие условия человеческого благополучия, трудно поддающиеся количественному измерению.  
Качество жизни — это категория не столь стандартизованная, как понятие "качество", представленное в международных стандартах ISO. Каждое сообщество разрабатывает это понятие самостоятельно, исходя из своих идеалов. Во многих странах идея качества стала национальной идеей. Под качеством жизни понимается, как правило, финансовая безопасность сообщества, единство с природой, ответственность перед будущими поколениями и многое другое.  
Характеризуя сущность качества жизни как социально-экономической категории необходимо подчеркнуть ряд ее особенностей: 
Во-первых, качество жизни чрезвычайно широкое, многоаспектное, многогранное понятие, несравнимо более широкое, чем «уровень жизни». Это категория, далеко выходящая за пределы экономики. Это, прежде всего социологическая категория, охватывающая все сферы общества, поскольку все они заключают в себе жизнь людей и ее качество.  
Во-вторых, качество жизни имеет две стороны: объективную и субъективную.  
Критерием объективной оценки качества жизни служат научные нормативы потребностей и интересов людей, по соотношению, с которыми можно объективно судить о степени удовлетворения этих потребностей и интересов.  
С другой стороны, потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.  
Таким образом, оценка качества жизни выступает в двух формах: 
- степень удовлетворения научно-обоснованных потребностей и интересов;  
- удовлетворенность качеством жизни самих людей.  
В третьих, качество жизни не является категорией, отделенной от других социально-экономических категорий, но объединяет многие из них, включает в себя их в качественном аспекте.  
Так, компонентами качества жизни является и образ жизни, и уровень жизни, и окружающая среда, обогащенные качественными оценками. Например, характеризуя качество жизни, нельзя ограничиваться оценкой питания по его питательной ценности (калорийность, содержание в граммах белков, жиров). Нельзя обойти таких качеств питания, как его регулярность, разнообразие, вкусовые свойства. Характеризуя качество трудовой жизни, нельзя ограничиться (как при анализе уровня жизни) показателями занятости, безработицы, продолжительности рабочего дня, недели, года, уровнем производственного травматизма, но необходимы оценки соответствия интересам работников содержания и характера труда, его интенсивности, взаимоотношений внутри трудового коллектива и др.  
Качество жизни– это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении.

Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - возможностью их удовлетворения исходя из предложений на рынке товаров и услуг, а также реальных доходов людей, их заработной платы. При этом и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения обусловливаются степенью эффективности производства, связанной с использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.

Существует много показателей (индикаторов) уровня и качества жизни, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (или населения в целом).

Комитет экспертов ООН рекомендовал еще в 1954 г. анализировать уровень жизни по 12 компонентам: 1) здоровье; 2) питание; 3) образование; 4) условия труда; 5) занятость; 6) фонд потребления; 7) транспортные средства; 8) жилищные условия; 9) одежда; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) человеческие свободы.

В рамках каждого из представленных компонентов может быть сформирован целый комплекс показателей, по которым можно судить о тенденциях и сдвигах в уровне жизни населения. Степень их конкретизации определяется целями того или иного исследования, а также возможностями получения достоверной информации.

В сложившейся российской практике основными компонентами уровня жизни населения являются показатели, характеризующие:

- потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;

- обеспеченность предметами длительного  пользования;

- обеспеченность жилой площадью;

- уровень комфортабельности жилища;

- обеспеченность врачами, медицинскими  и лечебно-профилактическими учреждениями;

- уровень заболеваемости, смертности, рождаемости;

- обеспеченность учреждениями  культуры, образовательными и дошкольными учреждениями.

В число таких показателей, например, входят:

- энергетическая ценность пищевого  рациона на душу населения (ккал/сут.);

- обеспеченность населения жильем (кв. м жилой площади на 1 жителя);

- число семей, стоящих на учете  на получение жилья (% от общего количества семей);

- численность врачей на 1000 чел. населения;

- коэффициент смертности населения  в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения соответствующего возраста);

- коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся);

- число государственных дневных  общеобразовательных учреждений;

- число государственных высших  учебных заведений;

- число государственных средних специальных учебных заведений;

- численность учащихся в различных  учебных заведениях (тыс. чел.) и т. д.

Это так называемые прямые, или непосредственные, показатели уровня жизни населения. Вместе с тем следует понимать, что только этими показателями анализ уровня жизни не исчерпывается. В условиях товарно-денежных отношений потребление и обеспеченность теми или иными благами опосредуется формированием и распределением доходов.

В доходной части баланса отражаются следующие виды денежных доходов населения:

• оплата труда наемных работников в денежной и натуральной форме со всеми надбавками, относящимися к фонду заработной платы;

• доходы наемных работников, не относящиеся к фонду заработной платы;

• дивиденды;

• поступления от продажи продуктов сельского хозяйства предприятиями и организациями;

• пенсии, пособия, стипендии и другие поступления из финансовой системы;

• доходы населения от продажи валюты;

• доходы от предпринимательской деятельности некорпорированных предприятий, принадлежащих домашним хозяйствам;

• другие поступления.

Руководствуясь данными баланса денежных доходов и расходов населения, определяют общую сумму денежных доходов всего населения, а затем на ее основе – среднедушевой денежный доход.

Среднедушевые денежные доходы рассчитываются как отношение общей суммы денежных доходов населения за текущий период к среднегодовой численности населения за тот же период.

На основе величины совокупных денежных доходов населения проводится расчет располагаемых денежных доходов путем вычитания обязательных платежей и взносов.

Индексы реальных денежных доходов и реальных располагаемых доходов определяются путем деления соответствующих индексов денежных доходов населения в номинальном выражении на индекс потребительских цен:

Иреал.д = Ином.д / Ип.ц.

где Иреал.д – индекс реальных доходов;

Ином.д  – индекс номинальных доходов;

Ип.ц.      – индекс потребительских цен.

Обследование бюджетов домашних хозяйств (второй метод определения доходов населения) представляет собой специально организованное выборочное наблюдение. Единицей наблюдения служит домашнее хозяйство. Обследование проводится путем непосредственного опроса членов домашних хозяйств, вошедших в выборочную совокупность

Один из недостатков данного обследования – практически полное отсутствие в выборочной совокупности домашних хозяйств с наиболее высокими доходами, что приводит к наличию систематических ошибок показателей.

Информация о работе Качество жизни