Контрольная по политологии и социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:23, контрольная работа

Краткое описание

1. В чем различие статусного и ролевого набора?
2.Что такое социальный институт?
3. Функции социального института.
4. Что такое социальный статус?
5. Несовпадение статусов
6. Социальные группы.
1. Что такое политика?
2. Источники политической власти

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по социологии и политологии.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

                         социология

 

                    Общество как социальная система.

        

            1. В чем различие статусного и ролевого набора?

 

 Статусный набор - это  совокупность всех статусов, принадлежащих  одному индивиду.

Статусный набор каждого  человека индивидуален, т.е. фиксирует  положение человека в социальном пространстве, или: говоря иначе позицию индивида в обществе.

   Ролевой набор

Совокупность социальных ролей, присущих говорящему с определенным социальным статусом; каждая из таких  ролей реализуется в зависимости  от изменяющейся ситуации общения (социального  статуса собеседника, темы общения). Например, в ролевой набор, соответствующий  статусу школьника, будут входить  разные типы нормативного поведения, ожидаемого в ситуациях общения с соучениками, учителем, директором школы.

                         

                  2.Что такое социальный институт?

Социальные институты  занимают важное место в жизни  общества. Социологи рассматривают  институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Некоторые исследователи  относят сюда и то, что называется базовыми ценностями, которые, в свою очередь, лежат в основе норм. Например, сложившиеся в обществе представления о добре и зле получают свое выражение в комплексе моральных правил и запретов.

Социальные институты  подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов)  призванных удовлетворять базовые потребности людей. Экономические институты (производство, рынок) связаны с необходимостью добывать средства существования. Потребности в безопасности, поддержании социального порядка призваны обеспечивать политические институты, включая важнейший из них -   государство. Институт семьи, призванный регулировать брачные отношения, рождение и воспитание детей, связан с фундаментальной потребность в продолжении рода. Еще один круг базовых потребностей людей заключается  в обогащении знаний и представлений об окружающем мире, передаче накопленного опыта подрастающим поколениям, в социализации молодежи. Их удовлетворению служат социально-культурные институты — наука, образование, культура. Духовным потребностям в поиске смысла жизни, нравственном совершенствовании отвечает институт религии.

Неосновные институты, в  отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака: связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов  является институт  президентства,  институт  монархии               

                    

                       3. Функции социального института.

     Уже рассмотренная нами связь основных институтов и базовых потребностей человека и общества показывает, что главная функция любого института — удовлетворение определенной потребности (ради этого и создается сам институт). Эти функции открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах; закрепляются в системах социальных статусов. Так, цели образования в нашей стране нашли отражение в Законе РФ «Об образовании», задачи и функции Академии наук записаны в ее уставе. Такие функции называют явным. Помимо явных, декларируемых, социальным институтам присущи и скрытые функции. 

                     

                             4. Что такое социальный статус?

Долгое время понятие  «статус личности» было связано  преимущественно с характеристикой  правового положения человека. В  социологии понятия «статус» и «роль» стали активно использоваться в  первой половине XIX в,. Полемизируя  с  К. Марксом, немецкий социолог М.Вебер утверждал, что не только экономическое положение, но и общественное положение является важной характеристикой места и роли человека в обществе. Это положение Вебер называл социальным статусом. В современной социологии понятия «социальный статус» и «социальная роль», теория ролевых конфликтов стали важным инструментом исследователей, помогающим глубже осмысливать социальные процессы, прогнозировать поведение личности, межличностные отношения.

 Положение человека  в обществе, занимаемое им в  соответствии с возрастом, полом, социальным происхождением, профессией и другими показателями и  предполагающее определенные права в обязанности, называется социальным статусом.

                              

                                5.  Несовпадение статусов

Для человека характерно как  минимум два типа рассогласований: 1) мыслей, слов и действий (по принципу: думаю одно, говорю другое, а делаю  третье), 2) потребностей, ценностей  и мотивов. Оба относятся к  нашему внутреннему миру.

Однако существуют и другие виды рассогласований. Одно из них описывает  внешнее положение индивида в  обществе или группе. Оно называется несовпадением (или расхождением) статусов.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству  социальных групп, престиж которых  в обществе неодинаков: коммерсанты  ценятся выше сантехников или  разнорабочих; мужчины в сфере  производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к  основной нации не одно и то же, что  принадлежать к национальному меньшинству.

В общественном мнении вырабатывается, изустно передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одни ценятся  и уважаются больше других. Место  в такой незримой иерархии называется рангом. Говорят о высоком, среднем  или низком рангах. Иерархия может  существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином "ранг". Несовпадение статусов описывает противоречие в  межгрупповой и внутригрупповой  иерархиях. Оно возникает при  двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в  одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

когда права и обязанности  одного статуса противоречат или  мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг) скорее всего, будет обладателем также высокого семейного ранга - как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах - среди друзей, родственников, сослуживцев или любителей воскресного бега. К традиционному экономическому статусу женщины быть домохозяйкой индустриальная эпоха добавила еще один • быть работницей. Однако старый и новый статусы вскоре пришли в противоречие друг с другом. Ведь невозможно одинаково эффективно и почти одновременно выполнять обе роли. Каждая требовала массу времени и немалой квалификации. И все-таки их удалось совместить. Гораздо труднее совместить статусы-роли хорошей матери и эффективного работника, а также хорошей жены и эффективного работника. Уставшая женщина - далеко не лучший сексуальный партнер. А время, нужное производству, отбирается воспитанием детей. Таким образом, новый статус "работница" пришел в противоречие с тремя старыми: домохозяйка, мать, жена.

Итак, сделаем вывод: некоторые  статусы человека находятся в  гармонии, а другие - в противоречии. Его называют несовпадением статусов: высокий ранг в одной социальной группе и низкий - в другой.

           

       6.  Чем приписанный статус отличается от достигаемого?

Если внимательно присмотреться  к тем показателям, которые определяют статус личности, то можно увидеть, что одни из них – пол, расовая принадлежность, возраст — не зависят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют приписанными. В то же время образованным, владеющим определенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.

 Различные статусы человека могут вступать в противоречие. Например, работа тех, кто получил хорошее образование (а это связано с высоким статусом в обществе), может низко оплачиваться, что будет указывать на низкий статус.

В открытых, динамично развивающихся  обществах достигаемые статусы имеют существенно большее значение, чем предписанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального положения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социальных низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка родных становятся важным  ресурсом человека и помогают преодолеть неблагоприятные «стартовые» условия.

 

                                7. Что такое социальная роль?

 

     Социальная роль - это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенный статус.

От человека, занимающего  определенное социальное положение, окружающие ждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагает конкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетрадей, встречи с родителями учеников), определенную манеру общения со школьниками, коллегами (сдержанность, тактичность), достаточно строгий стиль в одежде. Совершенно иного поведения ждут, к примеру, от поп-звезды. Таким образом, оценивая ролевое поведение личности, мы соотносим его с неким типичным представлением (эталоном) о том, как следует поступать, держаться, одеваться и т. п. человеку данного социального положения.

Ожидание, предписание соответствующего статусу поведения  называют  в социологии  социальной ролью.

                 

                   8.Как связаны статусные права  и обязанности?   

Статусные права и обязанности. Права - мера возможного поведения; обязанности - мера должного поведения. Чем выше статус, тем больше объем прав и  больше круг обязанностей, тем жестче требования к статусным обязанностям.

 

                  

            

                    Социализация. Социальный контроль.

                                   

                           1.   Что такое социализация?

Социализация – это  процесс включения индивида в  общество, его структурные подразделения (социальные группы и общности, социальные институты, организации), овладение  им коллективным опытом, установками, социальными ценностями и нормами, процесс формирования социально  значимых черт личности называется социализацией.

 

                                2. Институты социализации

Институты социализации - учреждения, влияющие на процесс социализации и  направляющие его, это социальные группы, составляющие ближайшее окружение  индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей, задаются системой внешней регуляции  поведения индивида.

Наиболее значимым институтом социализации является семья. Она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить. В семье  осуществляется первый адаптивный период социальной жизни человека.

Школа - обеспечивает ученику  систематическое образование, которое  само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить  человека к жизни в обществе и  задать первичные представления  человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в  гражданскую жизнь.

Социальный институт - ВУЗ.

Значение профессиональной группы или трудового коллектива в социализации определяется возможностями самореализации  человека в интересующей его деятельности.

 

                        3.  Первичные агенты социализации

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных  группировок.

Термин "первичная" относится  в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее  окружение человека. Именно в этом смысле социологи говорят о малой  группе как первичной. Первичная среда - не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты социализации - это  люди, группы, организации, которые осуществляют (целенаправленно или нет) процесс социализации. Главным агентом социализации является семья. Долгое время семья была не просто центральным, но фактически единственным агентом социализации. В более простых, более ранних обществах индивид получал в семье все необходимые для дальнейшей жизни навыки и представления. В современном обществе с его сложнейшей профессиональной структурой, многообразием субкультур, изобилием противоречивой информации и гигантскими темпами изменений семья уже не в силах эффективно приспособить человека к жизни. Влияние семьи сохранилось только на этапе первичной социализации. В современном обществе существуют специальные организации, занимающиеся социализацией и обучением, — это образовательные и дошкольные учреждения, молодежи. Однако и их влияние не всеобъемлюще. Огромное значение  в  качестве  агента  социализации   в  современном  обществе  имеют  средства массовой информации, особенно телевидение, распространяющее и тиражирующее все новые и новые образцы для подражания.

Информация о работе Контрольная по политологии и социологии