Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:06, контрольная работа

Краткое описание

1.Социальная психология
2. Социальные группы
3. Лидер
4. Общение
5. Социальная роль

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 39.66 Кб (Скачать файл)

1.Социальная  психология – наука, изучающая  закономерности поведения и деятельности  людей, обусловленных их включением  в социальные группы, а также  психологические характериcтики самих этих групп. Наука, изучающая психологические явления (свойства, процессы и состояния), характеризующие индивидуального и группового субъектов социального взаимодействия.

Задачи  – выработка практических рекомендаций в плане совершенствования взаимодействия людей; усовершенствование социальной психологии как системы знаний; исследование проблем в больших группах (классы, нации); исследование проблем в малых  группах (межличностные отношения, лидерство); социально-психологичекие проявления личности в коллективе.

2.

3.  Социальные группы-группы людей, объединённых какими-либо общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.д. существует много взаимопересекающихся видов групп, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно классифицировать по 3 показателям: по степени устойчивости 1) кратковременные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном случаным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (зрители в одном зале, пассажиры в вагоне), 2) группы средней устойчивости (трудовой коллектив, школьный класс ) и 3) устойчивые общности (нации, классы ).  По размерам тоже выделяются три группы 1) Большие социальные общности - группы, существующие в масштабах страны в целом (нации, классы, соц слои) 2) средние социальные общности - жители одного города или какой-то области, работники предприятий-гигантов и т.д. 3) малые социальные общности или малые (первичные) группы, к которым можно отнести например семью, космический экипаж и т.д. отличительными чертами малых групп является не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интенсивность контактов между участниками группы. При этом. здесь можно назвать две главные разновидности групп: а) формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определённому административно-правовому порядку-уставу, положению, инструкции (например, студенческая группа в целом), б) неформальные группы,  естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий (например, часть студенческой группы, занимающаяся воллейболом вместе).  По содержанию соц группы можно разделить на 5 групп 1) социально экономические (касты, сословия), 2) социально-этнические (роды, племена), 3) социально-демографические (молодёж, престарелые), 4) социально-профессиональные (шахтёры, учителя), 5) социально-территориальные (жители отдельных краёв). Наиболшее внимание соиологов привлекают социально-экономические группы, которые предполагают деление по таким признакам, как происхождение людей, их образование, доходы, положение в произв-ве.

4. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право

 брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление          и характер деятельности всей группы.

 Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач.   Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Лидерство и руководство  – это два разных понятия. Руководство  концентрирует внимание на том, чтобы  люди делали вещи правильно, а лидерство  – на том, чтобы люди делали правильные вещи. 
5.

6. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения.  Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

7.

8. Социальная роль — динамическая характеристика социальной позиции, выражающаяся в наборе моделей поведения, согласующихся с социальными ожиданиями (ролевыми экспектациями) и задающихся специальными нормами (социальными предписаниями), обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенной социальной позиции. Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных предписаний (норм) дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию социальная интеракция (коммуникативное взаимодействие).

По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.

  • По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
  • По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

характеристики

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения  роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

 

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела , что бы получить прибыль

9. Перцепция социальная (от лат. perceptio — восприятие и socialis — общественный) — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.).

10. Социальные группы делят на:

  1. номинальные и реальные;
  2. большие и малые;
  3. формальные и неформальные;
  4. первичные и вторичные. 

Номинальная группа — искусственно выделенная по какому-то признаку совокупность людей, реально  не имеющих никаких связей между  собой: избиратели, покупатели стирального  порошка определенной марки, лица с  высшим образованием и пр. Номинальные  группы выделяются для решения как  научных, так и практических задач. Большие номинальные группы, выделенные по социально значимым признакам (пол, возраст, профессия и т.д.), называются социальными категориями. Их выделяют для целей статистического учета  населения и решения крупных  социально-экономических проблем.

Реальная группа — реально существующая общность людей, в которой имеются связи  и отношения между членами  и которая взаимодействует с  другими группами. Семья, класс, спортивная команда, партия, нация — все это  реальные группы. Члены реальной группы четко идентифицируют себя с ней, ощущают свою принадлежность к группе и осознают отличие от других групп.

Промежуточное положение  между номинальными и реальными  группами занимают группы-агрегаты, сочетающие в себе черты тех и других. Очередь, пассажиры поезда — это группы-агрегаты. Для таких групп характерны размытость границ, спонтанность образования, кратковременность  и неустойчивость взаимодействий. Особое место занимают такие группы-агрегаты, как аудитория и толпа. Аудитория — это совокупность людей, объединенная взаимодействием (как правило, односторонним) с источником информации: лектор — студенты, телеканал — зрители. Толпа — совокупность людей, объединенных в пространственно-временных границах некоторым общим интересом.

В зависимости от размеров выделяют большие и малые  социальные группы.

Большой группой  называется большая совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе, образом  жизни, общей психологией, обычаями и традициями: нация, класс, сословие, этническая общность.

Малой группой называется немногочисленная (2—10 человек) общность людей, объединенных совместной деятельностью  и находящихся в непосредственном личном общении: семья, дружеская компания, производственная бригада.

Г. Зиммель считал, что размер группы тесно коррелирует со степенью развития индивидуальности ее представителей. Размер группы прямо пропорционален степени свободы, которой пользуются ее члены: чем меньше группа, тем сплоченнее она должна выступать, тем теснее держать своих членов с целью защиты собственной целостности от враждебных воздействий внешней среды. По мере количественного роста группы расширяются допустимые границы идентификации ее членов как таковых, следовательно, возрастает степень индивидуальной свободы. Увеличение численности индивидов в группе, сопровождающееся дифференциацией ее элементов, порождает умственную способность к ассоциации. Так рождается интеллект, способность сознания.

По характеру  внутригрупповых отношений социальные группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе статус ее членов и внутригрупповые  отношения регламентируются официальными правилами, взаимодействия являются безличностными и функциональными, цель деятельности четко определена. Все виды социальных организаций — формальные группы.

В неформальной группе статус членов и цель деятельности не всегда четко определены, взаимодействия — межличностные и основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке. Соседи, друзья, «тусовщики» — это неформальные группы. Неформальные группы могут существовать как в рамках формальных групп, так и отдельно и независимо от них. Если цель формальной группы — удовлетворение какой-либо общественной потребности, то неформальная удовлетворяет потребность ее членов в общении.

11. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.

12. 1. Диктатор. Он преувеличивает свою силу, он доминирует, старается взять верх. Командует, цитирует авторитеты – делает все, чтобы управлять людьми, как ему хочется. Разновидности Диктатора – настоятельница, Начальник, Босс, младшие боги.

2. Тряпка Обычная жертва диктатора и его прямая противоположность. Тряпка удивляет своим мастерством взаимодействуя с Диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность, ранимость. Ее разновидности есть мнительный, глупый, Хамелеон, Конформист, Смущающийся, Отступающий. Не привлекая своими неприглядными свойствами. Она манипулирует и паразитирует на сочувствии других людей, используя их доброту, прикидывается услужливым но на самом деле хладнокровно, медленно, но верно достигая своих целей.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"