Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 19:15, контрольная работа

Краткое описание

По своей экономической сущности отношения в сфере социального обеспечения являются отношениями распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения: 1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества; 2) безэквивалентно, но нормированно, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности; 3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно; 4) за плату; 5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

Содержание

1. Предмет права социального обеспечения.

2. Трудовой стаж в сфере социального обеспечения.

3. Пособия гражданам, имеющим детей.

4. Задача: За пенсией по старости обратился Ковалёв. Из документов о стаже видно, что он был занят на эксплуатации Чернобыльской АЭС в течение 1 года и 10 лет на обычной работе. Возраст Ковалёва—55 лет. На его иждивении находится жена, возраст которой 49 лет. Имеет ли он право на пенсию по старости и на основании какого нормативно-правового акта?

Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

контр. соцобеспечение.docx

— 44.17 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

1. Предмет права социального обеспечения.

 

2. Трудовой стаж в сфере  социального обеспечения.

 

3. Пособия гражданам, имеющим  детей.

 

4. Задача: За пенсией по  старости обратился Ковалёв. Из  документов о стаже видно, что  он был занят на эксплуатации  Чернобыльской АЭС в течение  1 года и 10 лет на обычной работе. Возраст Ковалёва—55 лет. На его иждивении находится жена, возраст которой 49 лет. Имеет ли он право на пенсию по старости и на основании какого нормативно-правового акта?

 

Список использованных источников.

 

 

 

1. Предмет права социального обеспечения.

 

Предмет права социального обеспечения — это совокупность общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли права.

 

По своей экономической  сущности отношения в сфере социального  обеспечения являются отношениями  распределительными. В экономической науке выделяют обычно пять способов распределения: 1) бесплатно, на началах равного доступа каждого гражданина к распределяемым благам, но пропорционально разумным (рациональным) потребностям и экономическим возможностям общества; 2) безэквивалентно, но нормированно, с учетом затрат прошлого или текущего труда, потребностей производства, материальной обеспеченности; 3) на льготных условиях с частичной оплатой стоимости, т.е. возмездно-неэквивалентно; 4) за плату; 5) по труду в соответствии с его количеством и качеством.

 

Исходя из этих способов распределения жизненных благ, понимаемых в экономическом смысле, можно  различать три типа распределительных  отношений, которые качественно  разнородны и требуют различных  методов правового регулирования. Отношения, основанные на принципе платного предоставления услуг, составляют сферу  регулирования гражданского права. Сюда же относятся распределительные  отношения и третьего способа, но лишь в той части, которая базируется на возмездности. К трудовому праву относятся распределительные отношения пятого вида. Распределительные отношения, обусловленные первыми тремя способами распределения, в основном относятся к праву социального обеспечения.

 

Что касается правовой природы  правоотношений в сфере социального  обеспечения, то традиционно их классификация  проводится по таким основаниям, как  виды социального обеспечения, сроки  существования во времени; на материальные, процедурные, процессуальные. Возможна также классификация по видам и формам социального обеспечения.

 

По видам социального  обеспечения выделяют правоотношения в связи с предоставлением:

 

- денежных выплат (пенсии, пособия, компенсации и натуральных  видов помощи (продукты, вещи, лекарства,  транспорт и технические средства  для инвалидов и т.д.);

 

- социальных услуг и  льгот (социальное обслуживание  пожилых, инвалидов, детей, медицинская  помощь, санаторно-курортное лечение  и т.д.).

 

По срокам существования  во времени правоотношения в сфере  социального обеспечения делятся  на три группы[1]:

 

1) правоотношения, прекращающиеся  однократным исполнением обязанностей (например, правоотношения по поводу  единовременных пособий — по  случаю рождения ребенка; на  погребение и др.);

 

2) правоотношения с абсолютно  установленным сроком существования  во времени. Особенностью данного  вида правоотношений является  то, что с момента их возникновения  заранее известно, когда они будут  прекращены. К этой группе правоотношений можно отнести, например, правоотношение по выплате пособия за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; правоотношение по выплате пенсии по инвалидности, установленной на определенный срок, и т.д.);

 

3) правоотношения с относительно  неопределенным сроком существования  во времени (например, правоотношение  по поводу выплаты пенсии по  старости; правоотношение по социальному  обслуживанию пожилых, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания, и т.д.).

 

По видам социального  обеспечения в зависимости от источника денежных средств можно  выделить следующие виды правоотношений:

 

- правоотношения по обеспечению  за счет средств бюджетов всех  уровней, а также внебюджетных  государственных социальных фондов;

 

- правоотношения по обеспечению  из негосударственных средств  (негосударственные пенсионные фонды,  благотворительные фонды, средства  отдельных юридических или физических  лиц и др.).

 

По формам государственного социального обеспечения можно  провести следующую классификацию:

 

- правоотношения по государственному  социальному обеспечению;

 

- правоотношения по государственному  социальному страхованию, в том  числе правоотношения по предоставлению  государственной социальной помощи.

 

Производными от перечисленных  видов общественных отношений и  входящими в предмет права социального обеспечения являются процедурные и процессуальные правоотношения.

 

Процедурные правоотношения возникают по поводу:

 

- назначения всех видов  социального обеспечения;

 

- установления юридических  фактов, имеющих значение для  предоставления тех или иных  видов социального обеспечения.  Например, для назначения пенсии  по инвалидности необходимо установить  факт инвалидности, а для назначения  пособия по временной нетрудоспособности  необходимо установить факт нетрудоспособности  и т.д.

 

Процессуальные правоотношения, входящие в предмет права социального обеспечения, связаны с рассмотрением споров, возникающих в этой области. Эти споры могут возникать по различным вопросам: отказ в назначении того или иного вида социального обеспечения или определение его размера в денежной форме; установление причины инвалидности; определение права на льготы и т.д. В зависимости от характера спора, он может быть разрешен вышестоящим в порядке подчиненности органом либо в суде.

 

Как и все правоотношения, правоотношения в сфере действия права социального обеспечения состоит из таких элементов, как субъект, объект, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения.

 

Субъекты права социального  обеспечения — это участники  правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения[2].

 

Правоотношения в сфере  социального обеспечения являются двусторонними. Одним из субъектов  таких правоотношений всегда выступает  отдельный гражданин, а в некоторых случаях — семья. Так, в правоотношении по поводу пенсии по случаю потери кормильца субъектом выступает семья. В зависимости от вида социального обеспечения, субъектом рассматриваемых правоотношений может быть несовершеннолетний подросток, ребенок-сирота, инвалид, безработный, нетрудоспособный, беженец, вынужденный переселенец, человек преклонного возраста, а также лица, пострадавшие от радиационных аварий или природных бедствий (землетрясение, наводнение) и т.д.

 

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по общему правилу, в сфере социального обеспечения  имеют те же права, что и граждане РФ.

 

Вторым субъектом социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный  назначать и представить тот  или иной вид социального обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

 

Для различных видов социального  обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть: государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения; органы службы занятости (по пособиям по безработице); Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования; органы образования, в ведении которых  находятся детские учреждения; пенсионные органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); работодатели и т.д.

 

В процедурных правоотношениях  по установлению определенных юридических  фактов вторым субъектом являются: бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающее факт инвалидности, ее причины и время наступления; суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего; медицинские учреждения, устанавливающие факт временной нетрудоспособности, и т.д.

 

В процессуальных правоотношениях  по рассмотрению споров по поводу того или иного вида социального обеспечения  субъектом правоотношения является вышестоящий орган или суд.

 

Объект правоотношения —  это то, по поводу чего возникает  тот или иной вид правоотношений. Объектами правоотношений в сфере права социального обеспечения выступают конкретные виды социального обеспечения: денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации); социальные услуги (социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов; санаторно-курортное лечение; протезирование и т.д.); льготы; натуральная помощь (вещи, продукты, медикаменты, транспортные средства для инвалидов и т.д.).

 

В процедурных правоотношениях  по назначению отдельных видов социального  обеспечения (пенсий, пособий, услуг  и т.д.) объектом является установление права на данный вид социального  обеспечения и назначение его  либо установление определенного юридического факта (инвалидность, малообеспеченность, сиротство, нетрудоспособность и т.д.).

 

В процессуальных правоотношениях  объектом является оспариваемое гражданином  конкретное его право на определенный вид социального обеспечения.

 

Содержанием правоотношений являются взаимные права и обязанности  сторон. Особенностью содержания правоотношений по социальному обеспечению является то, что одна сторона — физическое лицо — имеет право требовать  предоставить тот или иной вид  обеспечения, а вторая сторона, к  которой обращено это требование, при наличии всех предусмотренных  законодательством условий обязана  выполнить это требование.

 

Основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения в сфере социального обеспечения  являются различные юридические  факты, как события (инвалидность, временная  нетрудоспособность, смерть), так и  действия. Особенностью правоотношений по социальному обеспечению является обязательный заявительный порядок  в реализации права на тот или  иной вид социального обеспечения. До тех пор, пока сам человек (или  его законный представитель) не напишет  заявление с просьбой назначить  ему пенсию, пособие или иной вид  социального обеспечения, никакие  выплаты, услуги и т.д. ему не будут  предоставлены, а значит, и не возникнет  соответствующее правоотношение по социальному обеспечению. Поэтому  часто правоотношение по социальному  обеспечению возникает (изменяется, прекращается) на основании не одного юридического факта, а целой группы фактов, которую принято называть сложным юридическим фактическим  составом.

 

Для возникновения (изменения, прекращения) правоотношения по социальному  обеспечению необходим сложный  юридический фактический состав, который включает в себя:

 

- объективное основание  для обеспечения (рождение ребенка,  инвалидность, достижение определенного  возраста, малообеспеченность, сиротство и т.д.);

 

- волеизъявление гражданина  на получение того или иного  вида социального обеспечения  (личное заявление или заявление  законных представителей — опекунов, попечителей);

 

- акт соответствующего  органа о предоставлении (отказе  в предоставлении) конкретного вида  социального обеспечения.

 

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов сложного юридического фактического состава  ведет к невозможности возникновения (изменения, прекращения) правоотношения в сфере социального обеспечения.

 

 

 

2. Трудовой стаж в сфере  социального обеспечения.

 

Трудовой стаж является важнейшим  юридическим фактом для установления большинства отношений по социальному  обеспечению.

 

Определяющими для вида, размера материального обеспечения  являются вид стажа, его количество.

 

Трудовым стажем называется общая продолжительность любой  общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой.

 

В нормативных правовых актах  встречаются следующие виды трудового  стажа:

 

1) общий трудовой стаж;

 

2) страховой стаж:

 

— общий (смешанный);

 

— специальный;

 

3) специальный трудовой  стаж;

 

4) непрерывный трудовой  стаж.

 

Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность  трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая  в календарном порядке, в которую  включаются:

 

1) периоды работы в  качестве рабочего, служащего (в  том числе работа по найму  за пределами территории Российской  Федерации), члена колхоза или  другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горно-спасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

 

2) периоды творческой  деятельности членов творческих  союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных  деятелей, а также литераторов  и художников, не являющихся членами  соответствующих творческих союзов;

 

3) служба в Вооруженных  Силах Российской Федерации и  иных созданных в соответствии  с законодательством Российской  Федерации воинских формированиях,  Объединенных Вооруженных Силах  Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской  Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной  власти, в которых предусмотрена  военная служба, бывших органах  государственной безопасности Российской  Федерации, а также в органах  государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период Гражданской войны и Великой Отечественной войны;

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"