Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:59, контрольная работа
Прямые межрегиональные связи с сопредельными государствами, взаимовыгодное приграничное сотрудничество отвечают долгосрочным национальным интересам России. В политическом плане они призваны содействовать созданию по периметру российских границ "пояса добрососедства", в экономическом - увеличению экономического потенциала регионов. Как показывает опыт последних лет, приграничное сотрудничество в определенной степени способствует восстановлению и укреплению исторически сложившихся экономических и гуманитарных связей Российской Федерации с сопредельными государствами, развитию интеграционных процессов в СНГ, снижению напряженности, вызванной разделением некогда единых народов государственной границей.
Введение ………………………………………………………...…………. 3
1 Межрегиональные связи с точки зрения экономики …………………. 5
2 Характеристика и формы межрегиональных связей …………............. 11
3 Межрегиональное сотрудничество Хабаровского края …………........ 12
Заключение ……………………………………………………................... 17
Список использованных источников ………………………………..…... 18
успешное развитие региона в среднесрочной и долгосрочной перспективе не ограничивается только финансовыми показателями, даже такими важными, как рост ВРП на душу населения и другие, несмотря на всю их важность. Необходимы также и нефинансовые показатели: качество человеческих ресурсов, информационных систем и организационных процедур. Необходимо определить формы соединения организационных процедур и информационных систем с человеком.
в новых условиях необходимо рассматривать основные составляющие экономической деятельности региона в системе финансовых и нефинансовых координат, на принципах сбалансированности. Роль региональных органов власти в условиях данной модели заключается прежде всего в повышении деловой активности в регионе.
Характеристика и формы межрегиональных связей
Для характеристики межрегиональных связей применяются показатели потоков продукции и ресурсов как в натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах). Основными формами межрегиональных связей являются обмен товарами и услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки. Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуще-ствляются с помощью коэффициентов ввоза и вывоза продукции, а также товарообмена. В целях получения более общей картины взаимосвязей регио нов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр. Анализ экономики страны по крупным экономическим районам позволяет определять основные территориальные пропорции и рациональные направления в размещении отраслей и предприятий. Главными задачами в исследовании крупных экономических регионов являются: 1) поиск вариантов использования сравнительных преимуществ их хозяйства в целях повышения эффективности экономики страны; 2) усиление комплексности развития регионов, особенно взаимоувязанного роста производства и социальной инфраструктуры, с целью повышения эффективности хозяйства и уровня жизни населения; 3) поиск путей рационального размещения производительных сил по территории региона и формирование внутрирегиональных ТПК; 4) упорядочение межрайонных транспортно-экономических связей.
Межрегиональное сотрудничество Хабаровского края
Развитие хозяйственных связей с субъектами Российской Федерации и углубление межрегиональной интеграции на внутрироссийском рынке имеет важное значение для экономики Хабаровского края.
Хабаровский край имеет 45 действующих соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с регионами Российской Федерации. Соглашения определяют юридическую базу развития двусторонних отношений с субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации.
На основании действующих
Соглашений между Хабаровским краем
и российскими регионами
Масштабы и интенсивность
межрегиональных торгово-
В 2011 году товарооборот между Хабаровским краем и субъектами Российской Федерации составил 132,5 млрд. рублей (рост к 2010 г. - 27,7%), в том числе: вывоз краевой продукции – 75,2 млрд. рублей (рост - 33,9%), ввоз в край товаров из российских регионов – 57,3 млрд. рублей (рост – 20,4%).
Наиболее активно Хабаровский край осуществляет торгово-экономическое сотрудничество с регионами Дальневосточного федерального округа (65,9% от общего товарооборота с субъектами РФ), Сибирского федерального округа (13,3%), Центрального федерального округа (6,8%), Северо-Западного федерального округа (4,8%), Приволжского федерального округа (4,5%) и Уральского федерального округа (3,9%).
Основным макрорегионом вывоза производимой в крае продукции является Дальневосточной федеральный округ (95,8% - в общем объёме вывоза краевой продукции). Из Дальневосточных регионов наибольшая доля поставок краевой продукции приходится на Приморский край – 80,9% поставляемых товаров в субъекты ДФО, Амурская область – 12,1%, Сахалинская область – 3,7%, Республика Саха (Якутия) – 1,5%.
В структуре вывоза краевой продукции преобладают товары производственно-технического назначения - 79,6 % (дизельное топливо, автобензины, мазут топочный, битумы, прокат чёрных металлов), продовольственные товары – 10 % (пиво, рыба и продукция рыбопереработки), фармацевтические товары (лекарственные средства) – 1,6% .
Основные поставки товаров в Хабаровский край осуществляются из Приморского края - 12,2% от общего стоимостного объёма ввозимой продукции, Иркутской области – 8,9%, г. Санкт-Петербурга – 7%, Сахалинской области – 6,6%, Челябинской области – 6,4%, г. Москвы – 5,2%, Омской области – 4,8%, Кемеровской области – 4,2%, Республики Саха (Якутия) – 3,4%, Красноярского края – 3,4%, Ленинградской области – 3,0%, Амурской области – 2,8%, Воронежской области – 2,7%, Республики Татарстан – 2,6%, Нижегородской области – 2,5%, Свердловская области – 2,4%. На долю других российских регионов приходится в среднем менее 2% поставляемой продукции в Хабаровский край.
В структуре ввозимой в край продукции наибольшую долю составляют: товары производственно-технического назначения – 60,1% общего объёма поставляемой продукции; продовольственные товары – 14,0%, 6,6% - товары народного потребления.
В 2011 – 2012 годах Правительство Хабаровского края продолжило работу по дальнейшему развитию и укреплению межрегиональных связей с субъектами Российской Федерации.
В марте 2011 года в г. Хабаровске состоялось подписание Соглашения между Правительством Хабаровского края и Правительством Еврейской автономной области о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, культурной и социальной областях, а также Протокола организационно-технических мероприятий по сотрудничеству между Правительствами Хабаровского края и Еврейской автономной области на 2011 - 2012 годы.
В октябре 2011 года в рамках Пятого Дальневосточного международного экономического форума проведено совместное заседание рабочих групп Хабаровского края и Сахалинской области по выполнению соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, по итогам которого подписан протокол организационно-технических мероприятий на 2011-2012 годы.
5 октября 2011 года подписаны
Соглашение между Хабаровским
краем и Республикой Саха (Якутия)
о торгово-экономическом,
25 ноября 2011 г. в г.
Биробиджан (ЕАО) состоялась встреча
представителей Правительств
16 мая 2012 г. заключено
Соглашение между
29 июня 2012 г. в г.
Южно-Сахалинске состоялось
Большое значение в развитии и укреплении межрегиональных связей играют выставочно-ярмарочные мероприятия.
В 2011 году в г. Хабаровске
выставочным оператором ООО «Хабаровская
международная ярмарка» совместно
с министерством экономического
развития и внешних связей Хабаровского
края, министерством сельского
«ДальЭкспоМЕБЕЛЬ», «ИНТЕРЬЕР дома и офиса» (21.04.2011 – 24.04.2011). В выставке приняли участие более 70 компаний из городов Сибири, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Московской области, ЕАО;
«Зеленая неделя на Зеленой 2011. Агроферма 2011» (27.04.2011 – 01.05.2011). В выставке приняли участие фермерские хозяйства Амурской и Еврейской автономной областей;
XIII выставка-ярмарка
XV специализированная
выставка продуктов питания,
В 2012 году в г. Хабаровске с участием деловых кругов из российских регионов прошли выставки: «ДальЭкспоМЕБЕЛЬ», «ИНТЕРЬЕР дома и офиса» и «Коттедж, Загородный дом, Ландшафтный дизайн, Мой сад - мое богатство» (19.04.2012 – 22.04.2012), «Энергетика. Автоматизация, Безопасность, Связь» (16.05.2012 – 19.05.2012), «Архитектура, стройиндустрия ДВ региона» (24.05.2012 – 27.05.2012).
Во время проведённых
мероприятий производители
Применение понятий и показателей комплексного развития экономики регионов страны позволит использовать ограниченные производственные, трудовые и природные ресурсы в целях повышения уровня и качества жизни народа.
Заключение:
Таким образом, рассмотрев развивающуюся модель межрегиональных связей, инициируемую и успешно реализуемую в Российской Федерации, можно сделать вывод, что система взаимодействия между субъектами Российской Федерации, странами СНГ эффективна, имеет четко выраженные стратегические и тактические приоритеты, опирающиеся на принцип субсидиарности, который предполагает формирование рационально регулируемого рынка, основанного на равноправном сотрудничестве с максимальным стимулированием развития общественных инициатив. При реализации опыта использования межрегиональных моделей взаимодействия необходимо учитывать не только экономическую и географическую составляющие, но и профессиональные, административные и технические аспекты.
Список использованных источников:
1 Aстaпoв К. Л. Зaкoнoдaтельнoе pегулиpoвaние инвестиций в Poссийскoй Федеpaции нa федеpaльнoм и pегиoнaльнoм уpoвнях // Зaкoнoдaтельствo и экoнoмикa. 2004. № 5. С. 35-43.Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) [одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608] // КонсультантПлюс [справочные правовые системы]. – 1992 – 2007.
2 Мелентьев Б. В. Ближайшие приоритеты межрегиональной политики // Регион: экономика и социология. 2001. № 3. С. 99.
3 Суслов В. И., Ершов Ю. С., Ибрагимов Н. М. и др. Межрегиональные экономические отношения в годы реформ: состояние и перспективы // Регион: экономика и социология. 2002. № 1. C. 17-31.