Контрольная работа по «Социологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 04:37, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1. Выборочный конспект из работы Ч.Р.Миллса «Социологическое воображение».
Задание 2. Подготовка социологического эссе по теме «Образование как социальный институт общества, его эволюция и современное состояние».
Задание 3. Конспект работы В.П.Горяинова по теме «Критерии поступательности, обратимости, стагнации и предсказуемости социального времени».
Задание 5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство».

Вложенные файлы: 1 файл

Социология Подрезов Е.О. ЭСТ-09-1.docx

— 47.30 Кб (Скачать файл)

времени может восприниматься по-разному различными субъектами в  зависимости от типа личности, личной ситуации и т.п.

Анализируя субъективное время, мы фактически имеем дело с  тонкоструктурными признаками    общества.  Речь идет о содержании состояния массового сознания  (идеях,  настроениях,  оценках,  ценностных ориентациях и пр.)  в отличие от толстоструктурных признаков,  которые совпадают с объективно устанавливаемыми.

Реальное время,  длительность –   это длительность существования  самой реальности,  переживаемой человеком –  это чувство его жизненного пути.

Эмпирический  материал и его концептуализация

 

Исследование проводилось  по технологии структурно-фазового анализа (СФА),  начинать который следует с проведения новой,  часто эвристической концептуализации вопроса мониторинга, его понятий и возможных ответов на вопрос. В СФА мы реализуем рефлексивный подход ко вторичному анализу социологических данных.  Он заключается в изменении первичной концептуализации каждого вопроса интервью и ответов респондентов на него и в получении,  таким образом,  вторичных концептуальных представлений о новых возможных позициях и о структуре связей между ними, образующих  систему рефлексивных позиций на каждой фазе эволюции общества.

В данном исследовании эмпирическим материалом служили ответы респондентов на  вопрос «ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УСТРАИВАЕТ СЕЙЧАС ЖИЗНЬ,  КОТОРУЮ ВЫ ВЕДЕТЕ?»  с  возможными ответами: «вполне устраивает»; «по большей части  устраивает»;  «отчасти устраивает, отчасти нет»; «по большей части не устраивает»; «совершенно не устраивает»; «затрудняюсь ответить»; «нет ответа».

Этот вопрос интересен  для исследования социального времени  тем, что он в понятии  «жизнь»  содержит понятие субъективного  времени.  Этот вопрос по смыслу близок к вопросу «ЕСЛИ ГОВОРИТЬ В ЦЕЛОМ, В КАКОЙ МЕРЕ ВАС УСТРАИВАЕТ СЕЙЧАС ВРЕМЯ,  КОТОРОЕ ВЫ ВЕДЕТЕ?».  Вопросы о жизни,  о времени нетранзитивны,  но в значительной степени синонимичны в пределах русского языка.  В вопросе о жизни слышится также представление о качестве социального времени как о качестве некоего ресурса  (инструмента),  которым  «сейчас»  человек располагает,  т.е.  о помогающем или мешающем качестве социального времени.  Как говорилось выше,  у времени есть объективная и субъективная составляющая.  Последняя становится предметом моего анализа как понятие  «социальное время».

Концептуальная  схема анализа совокупности групп  отношения к социальному времени

Условимся группы респондентов,  имеющих различное  «отношение к  жизни, которую они ведут»,рассматривать как неустойчивые  «группы отношений к социальному времени» (так они называются в дальнейшем),  которые находятся между собой в сложных соотношениях:  они противостоят друг другу,  или взаимодействуют между собой,  служат одновременно резервом друг для друга,  как своеобразные  «размытые множества», «переливающиеся»  постепенно друг в друга.  В целях удобства описания взаимосвязей между группами,  самопределившими отношение к социальному времени, обозначим их ярлыками.

«Вполне устроенные» - это  ответившие, что их время  «вполне  устраивает»;

«Устроенные» - их время «по  большей части  устраивает»; 

«Середняки» - их время  «отчасти устраивает, отчасти нет»; 

«Неустроенные» - что их время  «по большей части не устраивает»; 

          «Совсем неустроенные » - их  время «совершенно не устраивает». 

          «Затруднившиеся ответить» исключены  из исследования, так как их  мало и они мало варьируют.  Они инертны и малочувствительны,  хотя очень слабо,  но статистически  значимо коррелируют с неустроенными и совсем неустроенными.  В целом,  они практически ничего не добавляют в исследование. Итоговая картина групп отношений к социальному времени за период мониторинга показала их определенную неустойчивость,  нестационарность    в обществе как системы. Также нельзя не заметить, особенно по малочисленным, но по наиболее чувствительным группам отношения к социальному времени,  что период наблюдений включает в себя разнородные периоды отношения к социальному времени в обществе. Далее ставится задача определить, какие изменения групп отношения к жизни происходили на отдельных однородно-стабильных фазах жизни общества, и сравнить их. Выделение периодов времени,  на протяжении которых относительно устойчиво сохранялись структурные свойства динамических рядов. Общие правила выделения фаз следующие. Длинные динамические ряды этих групп логично разделять на качественно различные этапы,  внутри которых сохраняются относительно стабильные состояния или устойчивые тенденции. Такие этапы служат базовыми этапами анализа. Их условимся называть «фазами».

Эмпирическая  часть

Предпринята попытка эмпирически  изучить и интерпретировать некоторые качества социального времени по значению численных характеристик темпа изменений численности групп социального времени,  определивших свое отношение к социальному времени как к чему-то ценностно положительному или отрицательному.

Признаки направленности социального времени (вперед или  назад) с определенном темпом предлагается выявить с помощью регрессионного анализа динамических рядов численности пяти групп (слоев) различного отношения к социальному времени на каждой из семи фаз мониторинга и моментов времени наблюдения мониторинга,  то есть на оси своего рода астрономического времени. Совсем просто говоря, предлагается  по знаку и значению углового коэффициента регрессии определять направление и темп изменения социального времени на каждой фазе мониторинга.

Таким образом, задача эмпирического  раздела статьи: количественно зафиксировать, что социальное время идет в разных фазах и в разных группах отношения к социальному времени в поступательном или возвратном направлениях,  вперед или назад,  и с различным темпом. Следовательно, оно может иметь различную качественную окраску и ценность для диагностики состояния общества. 

Предсказуемость социального времени

Рассмотрим,  какова    предсказуемость социального времени  внутри отдельных фаз.  Так как  всякое предсказание должно быть осуществлено во времени,  показателем предсказуемости  может служить коэффициент детерминации относительно времени, точнее относительно моментов наблюдения мониторинга.  Коэффициент детерминации указывает на степень разброса данных относительно физического времени.

Заключение

Попытка с помощью СФА  эмпирически изучить качество социального  времени по численным характеристикам  темпа изменений групп отношений респондентов к жизни, которую они ведут,  показала,  что темп увеличения численности положительно устроенных в жизни респондентов свидетельствует о поступательности социального времени в обществе, в котором это происходит.

 

Задание 4. Обзор статей из журналов за последние три года по теме «Терроризм как протестное движение»

Статья из журнала «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» на тему «АНАЛИЗ ПРИЧИН ТЕРРОРИЗМА КАК ОСНОВА КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ».

В статье анализируются подходы  историков, политологов, социальных психологов к пониманию терроризма. Дается интерпретация  личности террориста с точки зрения психологии, выделяется три направления террористического движения. А также для полного анализа современного терроризма выявляются и раскрываются группировки причин и условий его появления. Рассматриваются социокультурные основания современного терроризма, анализируется традиционная природа «человека террористического» в пространстве традиционализма и современности.

          Эффективная контртеррористическая политика невозможна без выявления источников терроризма. В статье раскрываются основные подходы к определению причин современного терроризма, показана противоречивость существующих теорий и концепций, что затрудняет объективную оценку происхождения данного политического феномена. Предлагается проводить соответствующий анализ на четырех взаимосвязанных уровнях - индивидуума, организации, государства и международной системы. Соответственно на каждом из этих уровней дается краткая характеристика наиболее интересных исследований терроризма и вытекающих из них для контртеррористической политики выводов. Знакомство со всем спектром аналитических идей и концепций позволяет ученым и политикам избежать односторонних суждений и препятствует тенденции к упрощению крайне сложной ситуации с принятием политических решений по противодействию современному терроризму.

 

 

 

Задание   5. Конспект из работы Ю.Г.Волкова по теме «Расовое, этническое и гендерное неравенство»

Расы, этнические группы и меньшинства

Расы. Люди в различных частях света различаются по определенным наследственным признакам, включая цвет кожи, структуру волос, черты лица, телосложение и форму головы. Конечно, общих черт, объединяющих всех людей, гораздо больше, и эти общие черты значительно важнее, чем различия. Но все же мы сразу отличим, к примеру, норвежца от китайца и угандийца по их физическим параметрам. Это объясняется их расовой принадлежностью. Расы– это группы населения, различающиеся наследственными чертами.

Этнические группы – группы, идентифицируемые в основном по культурному принципу – на базе языка, народных обычаев, одежды, жестов, особенностей поведения или религии. В России примерами этнических групп являются евреи, якуты, буряты и т.д.

            Этническое многообразие представляет  собой одну из форм социальной сложности, характерной для большинства современных обществ. Исторически такое многообразие является наследием завоеваний, собравших различные народы под властью доминирующего этноса. Теоретически национальное государство и этническое многообразие диаметрально противоположны, и во многих случаях национальными государствами предпринимались попытки решения проблемы этнического многообразия путем уничтожения или изгнания этнических групп.

Более частые решения состоят  в ассимиляции – вынужденной, направленной или добровольной. Вынужденная ассимиляция осуществлялась английскими завоевателями в Уэльсе, Шотландии и Ирландии. Направленная ассимиляция (аккультурация) в Таиланде и Индонезии, когда китайское население побуждали принять культуру и религию колонизаторов. Вариантом такого процесса являлась более или менее добровольная ассимиляция, достигнутая в США под лозунгом “американизации”. Она в основном была результатом необычайных экономических возможностей и социальной мобильности в США и того факта, что для европейцев, в отличие от расовых меньшинств, получение американского гражданства стало делом личного или семейного выбора, а не завоевания или рабства. Политика и общественное мнение также сыграли определенную роль в процессе ассимиляции иностранцев в американской социальной системе.

 

Меньшинства. Социологи выделяют пять основных свойств в качестве характеристик групп, являющихся меньшинствами: 
Меньшинство – это социальная группа, члены которой подвергаются дискриминации, сегрегации, угнетению или преследованиям со стороны другой социальной группы – доминирующей. Меньшинства являются источником преимуществ доминирующей группы, поскольку угнетение одной группы людей дает привилегии и высокий статус членам другой группы. 

 
Меньшинство характеризуется физическими или культурными чертами, отличающими его от доминирующей группы. Эти черты обусловливают взаимосвязанность членов меньшинства и создание для них менее благоприятных условий в рамках социальной структуры. 

 
Меньшинство – это группа, для которой характерно осознание собственной целостности. Его членам присуще ощущение социальной и психологической близости с другими подобными им людьми. Это сознание единства обостряется в результате притеснений, которым подвергаются члены меньшинства. 

 
В целом членство в социальной группе меньшинства не является добровольным. Обычно индивид уже рождается с таким статусом. 

Члены меньшинства по выбору или по необходимости обычно вступают в браки с членами собственной группы (эндогамия). Доминирующая группа, как правило, не одобряет браки своих членов с представителями меньшинств и обычно строго порицает “отступников”. Меньшинство может поощрять внутригрупповые браки из соображений сохранения своего уникального культурного наследия. 

Итак, можно определить меньшинство как группу населения с расовым или культурным самосознанием, с наследственным принципом членства и высоким процентом внутригрупповых браков, подвергающуюся угнетению со стороны доминирующей группы национального государства.

Предубеждения и  дискриминация

Предубеждение – неприязненное и враждебное отношение к членам группы только на том основании, что они принадлежат к этой группе и априори наделяются предосудительными свойствами, приписываемыми этой группе. Предубеждение – это состояние сознания – чувство, мнение или склонность.   

Если предубеждение –  это мнение или предрассудок, то дискриминация – это необоснованный отказ в привилегиях, престиже и власти членам меньшинства, которые по своим способностям и навыкам равны членам доминирующей группы. Предубеждение не обязательно совпадает с дискриминацией – прямая взаимозависимость между взглядами и враждебными действиями не всегда неизбежна. Социолог Роберт Мертон выделяет четыре типа взаимосвязи между предубежденностью и дискриминацией и приводит следующие определения индивидов, относящихся к таким типам: 
 
“Убежденный либерал” – человек без предубеждений, никогда не участвующий в дискриминации. 
 
“Колеблющийся либерал” – человек без предубеждений, тем не менее участвующий в дискриминации под общественным давлением. 
 
“Расист в душе” – человек с предубеждениями, который, тем не менее, не станет участвовать в дискриминации под общественным давлением. 
 
“Убежденный расист” – человек с предубеждениями, который без колебаний действует в соответствии со своими взглядами.

Информация о работе Контрольная работа по «Социологии»