Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 23:14, контрольная работа
Отечественное правоведение находится сегодня в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь создания модели прав и обязанностей, где бы учитывалась и российская традиция. Стремление прийти к нормальной организации общественной жизни, сохраняя исконные традиции русского духа, должно опираться на внимательное изучение достижений отечественной правовой и общественно-политической мысли.
1. Типологические черты российского массового правосознания в начале XX вв………………………………………………………………………………….3
Библиографический список…………………………………………………..13
2. Становление антропологической школы изучения историко-правовых явлений………………………………………………………..…………………….14
Библиографический список………………………………………………….17
3. Социоцентризм российской правовой ментальности……………………18
Библиографический список………………………………………………….21
План
1. Типологические черты
российского массового
Библиографический список…………………………………………………..13
2. Становление антропологической
школы изучения историко-
Библиографический список………………………………………………….17
3. Социоцентризм российской
Библиографический список………………………………………………….21
1. Типологические черты российского массового правосознания в начале XX вв.
Отечественное правоведение находится сегодня в сложной ситуации выбора пути: заимствовать традиционные западноевропейские образцы и модели правосознания и практического применения права, либо избрать собственный путь создания модели прав и обязанностей, где бы учитывалась и российская традиция. Стремление прийти к нормальной организации общественной жизни, сохраняя исконные традиции русского духа, должно опираться на внимательное изучение достижений отечественной правовой и общественно-политической мысли. Исследование истории правовых идей, логики их развития является одним из условий, способствующих выработке ясного и определенного представления о России, когда речь идет правосознания1. Проблематика массового правосознания в рамках историко-правового исследования включает его категориальную идентификацию в контексте общей теории правосознания, обоснование критериев классификации и типологических черт массового российского правосознания, анализ его категориального соотношения с дефинициями "общественное правосознание", "обыденное правосознание", "правовая психология", "правовой менталитет".
Цель вопроса рассмотреть типологические черты российского массового правосознания в начале XX вв.
Исходя из этого, следует решить следующие задачи:
- раскрыть специфику массового правосознания в России в начале XX века
- выявить трансформацию массового правосознания в начале XX вв.
Специфика массового правосознания в России в начале XX века
Либерально-демократических преобразований в России в начале XX столетия позволяет выявить совокупность политико-правовых факторов поражения демократической альтернативы развития российской государственности и реализации антидемократической большевистской государственно-правовой парадигмы. Изучение факторов формирования и типологических черт национального правосознания как инвариантной сущности правового менталитета позволяет выявить и охарактеризовать адаптивный потенциал российского правосознания , степень его совместимости с либерально-демократическими правоаксиологическими установками, а также ответить на вопрос о перспективах генезиса самобытной модели правовой государственности2.
Специфика массового правосознания как автономного правокультурного явления, не сводимого к общественному правосознанию, состоит в том, что оно включает совокупность представлений, идей, чувств, переживаний, психологических реакций, мотиваций, имеющих массовидно-типичный характер для данного общества конкретной исторической эпохи.3 Ему присуща ярко выраженная историческая детерминированность, так как оно аккумулирует сформировавшиеся в течение длительного хронологического периода стереотипизированные образцы правоаксиологических ориентаций и представлений. В качестве его коллективных субъектов выступают социальные группы, национально-этнические общности или общество в целом. Как интегративный феномен массовое правосознание представляет собой сложно структурированное образование, характеризующееся целостным единством взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов: эмоционально-чувственных (психологических), когнитивно-рациональных и архетипических, смыкающихся с правовым менталитетом.
Структура массового правосознания , характеризующееся целостным единством взаимосвязанных, взаимозависимых компонентов:
- эмоционально-образных;
- когнитивно-рациональных;
- архетипических, смыкающихся с правовым менталитетом.
Детерминированность
массового российского правосо
Исторически детерминированными типологическими чертами массового российского правосознания, которые демонстрировали высокую адаптивную способность к изменяющимся на протяжении первой четверти XXв. политико-правовым реалиям, являются: правовой нигилизм, патернализм, персонифицированное восприятие государственной власти, социоцентризм, эгалитаризм, синкретизм, инверсионализм (симбиоз противоположных интенций).
Нигилистичность массового российского правосознания , не означает его деформированности, он интерпретирует ее как исторически сложившуюся особенность отношения к позитивному праву . Нигилизм не является исключительно российским явлением, об этом свидетельствует тематика философских произведений Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Хайдеггера, Ф. Якоби,
В качестве субъектов правового нигилизма в России всегда являлись представители самых различных социальных страт: крестьянства (составлявшего большинство населения аграрной страны), промышленного пролетариата, интеллектуальной и политической элиты4.
Российский правовой нигилизм демонстрирует устойчивую историческую преемственность в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Его формирование и высокая адаптивная способность обусловлены особенностями генезиса и развития российской государственности; гипертрофированными представлениями о "державности" и о роли государственной власти в условиях перманентной консолидации; наличием многовековой общинной организации, в рамках которой на протяжении столетий функционировало альтернативное позитивному обычное право; доминантными чертами общественно-политического развития - централизацией и бюрократизацией; многовековым господством крепостного права; длительным сохранением абсолютной монархии и отсутствием конституционной политико-правовой традиции; особенностями русской духовности и гетерогенным характером славянской культуры; мобилизационным типом экономического развития.
Синкретизм российского правосознания сформировался в результате особенностей социально-политического и духовно-религиозного развития. Он культивировался не только православными установками, но и многовековой историей общинной организации, которая способствовала архаизации социоцентристских правовых представлений.
Формированию
Трансформация массового правосознания на протяжении первой четверти XX в. определялась кратковременными и долговременными факторами. В качестве факторов кратковременного воздействия раскрываются: государственная политико-правовая доктрина, реализованная в соответствующей правовой политике; специфика правового статуса основных социальных страт; степень ментальной легитимности государственной власти; состояние действующего законодательства и судебной системы; уровень правовой культуры и уровень жизни граждан; эффективность функционирования органов охраны правопорядка и др5.
Эти факторы, приобретая
различное содержание в зависимости
от конкретного исторического
Трансформация массового правосознания в начале XX вв.
Массовое российское правосознание на рубеже XIX - XX в. уникальное социокультурное явление, в котором нашли своеобразное преломление основные тенденции государственно-правового развития. В этот период оно представляло собой преимущественно крестьянские правовые аксиологические установки, детерминированные общинным укладом и закрепленные обычно-правовой практикой6.
Социоцентристская правовая культура
характеризовалась
Развития российской государственности и многовековом господстве абсолютизма, отсутствии демократических конституционных традиций, длительном существовании крепостничества, правовом статусе крестьянства, низком уровне общей и правовой культуры, несовершенстве действовавшего законодательства, ментальных правовых традициях, краткосрочности правового реформирования, низком уровне развития урбанистической цивилизации. Неразвитость индивидуалистических начал в народном правосознании, отсутствие развитых представлений об объективных правах и юридических обязанностях, о неприкосновенности частной собственности, индивидуальной ответственности пришли в диссонанс с потребностями капиталистического развития, нуждавшегося в эффективном нормативно-правовом регулировании7.
Трансформация массового правосознания в 1900-1916гг. была детерминирована особенностями модернизационных преобразований и спецификой становления российского конституционализма, которые гипотетически могли способствовать преодолению социоцентристских правовых представлений и формированию гражданского правосознания, основанного на признании приоритета права, на развитых представлениях о неприкосновенности частной собственности и личности, об индивидуальной ответственности, о правовом статусе личности и легитимных способах защиты личных и имущественных прав. Неразвитость индивидуалистических начал в массовом правосознании, его социоцентризм и архаичность пришли в диссонанс с потребностями капиталистического развития, обусловив амбивалентность массового правосознания8.
Позитивный потенциал
Трансформация массового российского
правосознания в феврале - октябре
1917г. была обусловлена спецификой рефлексии
институтов демократической
Факторами реализации деструктивных тенденций в динамике правосознания основных социальных страт в феврале - октябре 1917г. являлись: трансформация представлений о ментальной легитимности демократической власти; отсутствие развитой политико-правовой демократической культуры; господство общинного сознания, культивировавшего приоритет коллективных интересов над индивидуальными; эгалитаризм и неразвитость представлений о неприкосновенности частной собственности, гражданских правах и обязанностях; дезорганизация государственной власти; особенности рефлексии демократических ценностей и идеалов в массовом российском правосознании; криминализация социума и отсутствие эффективных структур охраны правопорядка; нерешенность аграрного вопроса; обусловленный Первой мировой войной социально-экономический кризис10.
Трансформация массового правосознания в 1917-1921гг. являлась логическим продолжением кризиса, обозначившегося как в массовом, так и в профессиональном правосознании в начале XXв. в условиях буржуазной модернизации и незавершенности конституционных преобразований. На этом этапе были продемонстрированы те же закономерности трансформации массового правосознания, что и в предыдущий период. По мере реализации большевистской альтернативы государственно-правового и социально-экономического развития в сознании большинства граждан наметилась эскалация социально-правового негативизма, который обусловил трансформацию представлений о революционной законности и революционной целесообразности, справедливом революционном правосудии, статусном вменении, легитимности большевистского правопорядка в целом, субъективных правах и свободах, реквизициях и конфискациях собственности, революционном терроре11.
Культивировавшееся государственной властью и закрепленное в нормативно-правовых документах представление о праве как инструменте классового насилия и осуществления санкционированного государством террора явилось катализатором установок революционного правосознания, сформировавшихся в период с февраля по октябрь 1917г. Как особое состояние массового правосознания, которое было реализовано в соответствующих моделях правового поведения граждан в 1917-1921гг., революционное правосознание характеризовалось совокупностью типологических черт: ярко выраженным инверсионализмом правовых представлений; социально-правовым негативизмом; синхронизацией правовой, политической и морально-нравственной аномии; подменой законности революционной целесообразностью; активизацией эсхатологического стремления к моментальной реализации правового идеала; доминированием представлений о детерминированности правового статуса гражданина его социальной принадлежностью; ксенофобией, основанной на гипертрофированных общинных установках идентификации членов общества как "своих" или "чужих"; апологетикой насильственного установления "социальной справедливости"; наличием в качестве мотивации правового поведения стремления к классовой мести и расправе с классовыми врагами12.