Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 15:22, контрольная работа

Краткое описание

Институт семьи должен быть «генератором духовности»3. Во все времена жизнедеятельности и развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению самого жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института семьи в первую очередь следует отнести:
1. Функцию биолого-репродуктивного возобновления и развития общества
2. Функцию социального возобновления и развития общества
3. Функцию духовно-нравственного возобновления и развития общества

Вложенные файлы: 1 файл

социология1 (сделано).docx

— 38.20 Кб (Скачать файл)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО РЫБОЛОВСТВУ
Федеральное государственное  образовательное учреждение
высшего профессионального  образования
«Дальневосточный государственный  технический рыбохозяйственный  университет»
(ФГОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)
ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт экономики и  управления

Факультет экономики

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:

«Социология»

 

 

 

 

                             Выполнил:

                                                                                 cтудентка 1 курса ЗО

                                                     Пшенникова Мария Олеговна

                                                             Проверил:

Ольга Валентиновна

 

 

Владивосток

2012

Введение

В конце ХХ века многие государства  планеты столкнулись с постоянно  нарастающей демографической угрозой  – опасностью вымирания населения  ряда стран из-за резкого подъёма  уровня смертности и спада рождаемости  населения, проживающего на их территории. Список вымирающих стран и народов  возглавляют Украина и Россия, исчезающие с интенсивностью 0,7%-0,8% от общей численности населения  в год. При такой скорости депопуляции  численность коренного населения  сократится вдвое через 60-70 лет. Всего  за 14 лет население крупнейшей европейской  страны, России, сократилось на 12% –  на 16 миллионов человек! Только за "очень  благополучный" 2004 год население  нашей страны уменьшилось на 1,7 миллиона. С 2000 года темпы сокращения населения  выросли в 1,5 раза! В центральных областях европейской России ежегодные потери составляют до 1,0%. Мы вымираем со скоростью "одна Эстония в год"! Такой демографической катастрофы, столь громадной по своим масштабам и столь стремительной в ХХ столетии не знала ни одна страна в мире, ни одна нация!

Значительную роль в демографическом  кризисе играет  разрушение института  семьи, подрыв устоев русской нации. Семья и брак утратили свои исконные значения, рамки понятий размыты и нечеткие. А если нет четкого понимания, то допускается мысль о пренебрегании этими институтами общества. Но даже если молодые люди вступают в брак - далеко не всегда они осознают всю ответственность и предстоящую работу над будущей «ячейкой общества».

В послании Президента РФ В.В.Путина на 2006 год определён ряд мер, направленных на повышение рождаемости и поддержку  института семьи во всех субъектах  Российской Федерации. «Но проблема носит комплексный и системный  характер, в соответствии с чем  требует в полной степени адекватных мер. Даже проблему низкой рождаемости  невозможно решить без изменения  отношения всего общества к семье  и её ценностям. Мы должны восстановить наши старинные ценности бережного  отношения к семье, к родному  очагу»1

В конце концов, может  возникнуть, встать перед всеми нами невероятной силы вопрос: а для  кого всё это – для кого все  эти реформы, для кого стремление построить хорошую, комфортную и  справедливую жизнь? Для наших детей мы будем всем миром и источником знаний, будем стеной для защиты и опорой для обучения. Для действительно грамотного воспитания и укрепления семьи каждый человек должен определить для себя институт семьи как естественный неотъемлемый жизненный процесс познания.

Сама тема заслуживает  большего внимания, поскольку является ключевой в научном  осмыслении механизмов взаимодействия в обществе. Как пелось в одной из песен: «Прежде всего -  мы родители, а всё остальное  потом»2.

Объект исследования: социальный институт семьи и брака.

Предмет исследования: зарождение и развитие института семьи и  брака.

Институт семьи должен быть «генератором духовности»3. Во все времена жизнедеятельности и развития человечества он должен был обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному возобновлению самого жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института семьи в первую очередь следует отнести:

1. Функцию биолого-репродуктивного  возобновления и развития общества

2. Функцию социального  возобновления и развития общества

3. Функцию духовно-нравственного  возобновления и развития общества

Методология исследования: в контрольной работе использованы методы изучения теоретических основ, описания, сравнения, анализа форм брака  и семьи в традиционном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Параграф 1. Семья.

Чтобы ставить узловые  вопросы идеологии в современном  обществе, необходимо исходить из общего правила: правила иерархии ценностей. Как будет построена такая  иерархия, такая и будет идеология. Если экономические ценности будут  превышать нравственные, то и идеология  получится экономическая. Нравственные ценности тут будут поставлены в  зависимость от экономики. Для четкости понимания необходимо сначала определить понятие слова «семья».

Существует несколько  определений семьи.

 «Семья- это группа  живущих вместе близких родственников»4.

 Это малая социальная  группа, связанная брачными или  родственными взаимоотношениями  (супружество, родительство, родство); общностью быта (совместное проживание  и ведение домашнего хозяйства); эмоциональной близостью; взаимными  правами и обязанностями по  отношению друг к другу.

 Семья- это социокультурная система, состоящая из взрослого человека и еще одного или нескольких взрослых или детей, связанная обязательствами поддерживать друг друга эмоционально и физически и объединенная во времени, пространстве и экономически.

 Таким образом, семья - это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. Она тесно связана с обществом, государством и развивается одновременно с ним.

Жизненный цикл семьи.

Не секрет, что семьи, прожившие  в браке 20 лет, будут отличаться от семей, заключивших брак всего год  назад. Мы увидим разные проблемы, разные трудности. Проблемы семьи с новорожденным  младенцем будут отличаться от проблем  семьи с подростком. Признание  этих различий ведет к понятию  «жизненного цикла семьи». Таким  образом, жизненный цикл семьи – это некая последовательность смены событий и стадий, которые проходит любая семья. Конечно, семья может пропустить тот или иной этап своего развития, например, не родить детей, но некоторые события являются неизменными, например, изменение физического возраста людей.

Условно жизненный цикл семьи  может быть разделен следующим образом:

1. Период ухаживания.

2. Фаза проживания супругов  без детей (или стадия монады).

3. Семья с маленьким  ребенком (или стадия триады)

4. Фаза стабилизации или  зрелого брака

5. Фаза, в которой дети  постепенно покидают дом

6. Фаза «пустого гнезда»

7. Фаза, в которой кто-то  из партеров остается один  после смерти другого.

 Каждая фаза жизненного  цикла семьи ставит перед ее  участниками определенные задачи. Функциональная семья – это  та семья, которая успешно справляется  с поставленными перед ней  внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная, соответственно  – это та семья, которая  с этими задачами не справляется.  Обычно в этот момент люди  и начинают искать помощи психолога,  так как переход на новую  фазу – это всегда кризис  и люди не видят возможности  приспособления к новой ситуации  или даже не принимают ее.

Классификация семьи.

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен, потому что наличие  такой классификации даёт возможность  человеку легче находить себе подобных. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует даже более  или менее общепризнанной типологии  личности, а семья ведь является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии  семьи пока ещё не может быть и  речи. В частности, семьи различают  по таким параметрам :

1.По семейному стажу  супругов.

 Здесь выделяют семьи  :

· семья молодоженов

· молодая семья 

· семья, ждущая ребёнка

· семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет совместного  проживания )

· семья старшего супружеского возраста(10-20 лет)

 пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству  детей 

 выделяют такие разновидности  семей: 

· бездетные( инфертильные ) семьи

 · однодетная семья

· малодетная семья( семья  с двумя детьми)

· многодетная семья 

3. По составу семьи. 

· неполная семья 

· отдельная, простая семья( нуклеарная)

· сложная семья( расширенная )

· большая семья

4. По типу главенства  семьёй.

Различают две основные разновидности  семьи :

· эгалитарная(равноправная) семья

· вторая разновидность –  авторитарная семья

 По однородности социального  состава. 

· социально гомогенные( однородные )

· социально гетерогенные( разнородные )

6. По качеству  отношений в семье. 

· благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи друг на друга > · устойчивые

· проблемные. Тут частенько  нет взаимопонимания, вспыхивают ссоры  и конфликты.

· конфликтные, где семьи  не удовлетворены своей семейной жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

· социально неблагополучные, в которых культурный уровень  достаточно низкий, распространено пьянство.

· дезорганизованные семьи, где процветает культ силы, господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи живёт сам по себе.

7.По типу потребительского  поведения. 

· с физическим уклоном, где  на первом месте обычно стоят проблемы биологического существования: пища, одежды занимают все интересы членов семьи  не от её нищеты, а от уровня значимости для них этих ценностей 

· с интеллектуальным типом  поведения – эти семьи по материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое  блюдо.

· смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются интересы, потребности материальные и даже физиологические с интересами духовными.

8.По особым  условиям семейной жизни. 

· студенческая жизнь. Особенность  такой семьи – отсутствие жилья  у молодых супругов, хронический  недостаток денег, почти полная материальная зависимость от родителей. В то же время эти семьи отличаются большой  сплочённостью, активностью. Здесь  твёрдо верят в лучшее будущее.

· дистантные семьи. О них  уже упоминалось выше, когда речь шла о существовании брака  без семьи. Это, например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов. Здесь  семья в значительной мере номинальна, поскольку супруги большую часть  времени не живут вместе. Тут гораздо  больше опасности супружеской неверности и развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи оказываются  на редкость устойчивыми.

Конечно же, приведённый  перечень далеко не исчерпывает все  разновидности семей.

Параграф 2.Функции института семьи

Перейдем непосредственно  к функциям семейного института. Во все времена жизнедеятельности  и развития человечества семья должна была обеспечивать исполнение нескольких задач по непрерывному и последовательному  возобновлению самого жизнедеятельного процесса (общественного развития). К таким задачам или функциям института семьи в первую очередь  следует отнести:

1. Функцию биолого-репродуктивного  возобновления и развития общества

2. Функцию социального  возобновления и развития общества

3. Функцию духовно-нравственного  возобновления и развития общества

Функции института семьи

Задачам биолого-репродуктивного возобновления отвечает духовно-нравственная модель, то есть модель религиозная. У всех религий рождению ребёнка уделяется особое внимание, с ним связано множество обрядов и ритуалов, значительная часть которых в любой конфессии связана со здоровьем ребёнка (например, повышение иммунитета, окунание новорождённого младенца в холодную воду – обряд крещения).

 В остальных моделях:  экономических, социальных и сексуальных,  мы просто не наблюдаем интереса  к этим вопросам. Наша относительно  молодая наука, отвечая, прежде  всего, задачам экономических  и социальных моделей, недостаточно  изучает опыт конфессий, не  развивает его до действительно  научного уровня. Хотя возможности  познания общества тут скрыты  колоссальные. Своих потенций для  изучения этих вопросов в науке  нет. 

2. Функция социального  возобновления и развития общества  заключается в формировании у  каждого следующего поколения  способности к индивидуальному  труду, способности к коллективному  труду, способности к разумному  и социально ответственному действию, способности к защите семьи,  своего дома и Отечества.

 Что касается экономической  и отдельных вариантов социальных  моделей общества, то их апологеты-исследователи  в большей части рекомендуют  путь приобретения духовного и социального опыта через структуры системы образования.

3. Функция духовно-нравственного  возобновления и развития общества  заключается в формировании последовательно  у каждого следующего поколения  высоких духовно-нравственных способностей:

- способность к сопереживанию  с другими людьми

- способность к духовному  объединению с гражданами своей  страны

- способность к самоотверженному  служению своему Отечеству

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"