Контрольная работа по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

1. К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего развития социологии, то есть переход от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.
2. В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.
3. Социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом. Близкое к нему по смыслу понятие “социальные изменения”.

Содержание

1. Плюрализм современной социологии и ее перспективы.
2. Единство биологического и социального в человеческой личности.
3. Социальная динамика и ее источники.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 37.29 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

1. Плюрализм современной социологии и ее перспективы.

2. Единство биологического и социального в человеческой личности.

3. Социальная динамика и ее источники.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плюрализм современной социологии и ее перспективы.

Первое, что бросается  в глаза при самом общем  взгляде на современную социологию, это необычайное разнообразие даже общих подходов различных социологов к изучению социальной реальности. Конечно, и социология XIX в. не отличалась теоретико-методологическим единообразием  основ учений ее представителей. Плюрализм  современной социологии, несомненно, зародился еще тогда. Но очевидно и то, что одной из характернейших особенностей социологии XX в. является резкое усиление многообразия ее направлений и школ.

К особенностям развития социологии XX века необходимо отнести процесс  воссоздания западноевропейской социологии и приход в Европу американской социологии. Она оказывает влияние и увеличивает  тягу европейской социологии к эмпиризму. На основе этого взаимодействия происходит интернационализация дальнейшего  развития социологии, то есть переход  от национального и регионального к межрегиональному её развитию. Обилие центров, направлений, течений обеспечивало плюрализм, постоянную полемику и продвижение социологии вперед.

Для эмпиризма, и для структурного функционализма характерна общая черта - стирание границ, линий конфронтации и синтез «непримиримых школ»  социологической мысли. Этот процесс  был характерен и для работы Международных  конгрессов, которые способствовали «научной восприимчивости» социологического сообщества. Появились некоторые  общие теоретико-методологических ориентации концептуальных школ. Данное движение в социологии сопровождается и инструментальными изменениями, где ведущее место занимают научно-исследовательские  центры, лаборатории, исследовательские  группы (команды), в которых сотрудничают социологи, социальные кибернетики, психологи  и по необходимости представители  других наук. Для них характерна демократическая организация научно-практической работы, идущая на смену традиционным отношениям в школе - «учитель-лояльные ученики». Теперь в качестве организатора социологических исследований выступает известный ученый, который утверждается директором-распорядителем гранта: он подбирает себе штат сотрудников, арендует помещение, берет напрокат необходимое оборудование и т.д.

В Англии - это Центр исследования массовых коммуникаций, Институт исследования общностей и др.; во Франции - Центр  социологических исследований, Институт социальных наук о труде и др.; в ФРГ - Институт демоскопии, Франкфуртский институт социальных исследований и др. При этом разнообразная исследовательская деятельность в большинстве случаев происходит стихийно и зависит от инициативы ученых и от инициативы государственных структур, предпринимателей, различных фондов и т.п., финансирующих исследования. В силу того, что проведение социологических исследований требует значительных финансовых затрат, социолог оказывается в сложных отношениях с заказчиком, регламентируемых условиями заключаемого договора.

На рубеже 40-50-х годов  возрождение западноевропейской социологии проходило с приоритетом эмпирической традиции. Да и сам термин «социология» применяется, прежде всего, к прикладным исследованиям. Обусловлено это  было, во-первых, ослаблением интереса к общетеоретическим поискам  в период второй мировой войны. Во-вторых, практическими общественными нуждами  восстановления европейских стран, которым как нельзя лучше соответствовала  инженерно-прикладная направленность американского эмпиризма. Под воздействием его в европейской социологии становится доминирующим подъем прикладной социологии, а опыт эмпирических исследований - эталоном и неизменным фондом заимствований.

Только на рубеже 50-60-х  годов данная тенденция дополняется  возрождением европейских традиций теоретической социологии с постановкой  широкомасштабных социально-философских  и актуальных политических проблем: противоречия капиталистического мира, отношения с социалистическим и «третьим» мирами, критика существующего статус-кво и др.

Прикладная социология тяготела к потребностям практики и прямым заказам с её стороны. Здесь царит  фигура исследователя - представителя  специализированной социологической  организации, осуществляющей исследования по определенному заказу. В них  научная истина является лишь инструментальной ценностью, которая служит достижению иных целей. Расширение диапазона прикладных исследований сопровождается активной разработкой стартовых парадигм теорий социологии.

Важнейшими особенностями  современного этапа в развитии социологии, как науки являются не только появление многих новых теорий и направлений, усиление плюрализма теоретической социологии, но и становление и развитие эмпирической социологии, тенденция к объединению теоретической и эмпирической социологии, макро- и микросоциологий, создание интегральных и объединительных парадигм, стремление к созданию единой обобщающей социологической теории и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Единство биологического и социального в человеческой личности.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую  древность, напомним, что в эпоху  Просвещения многие мыслители, дифференцируя  природное и общественное, рассматривали  последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и  обычаи. Именно в этот период широкое  распространение получают такие  понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное, или природное  рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного  устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как  бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной  среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные  теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь  принципы естественного отбора и  борьбы за существование в живой  природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и  его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек  воплощает и концентрирует в  себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в  науке утвердилось мнение о биосоциальной  природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении  Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании  человека, и об этом уже было сказано  раньше, огромная роль принадлежит  социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными  институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его  природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых  им от родителей. Необходимо также сказать  и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы  антропогенеза можно разделить  следующим образом:

биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;

 основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и общение, нравственность.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями  понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились  основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические  потребности (дышать, питаться, спать  и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие  одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности  характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание  своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность  преобразовывать мир; сознание; способность  мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить  исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим  особенностям, так как личностью  можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно  слито в человеке, что делает его  особым биосоциальным существом.

Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов  лет назад, физическое состояние  человека, его существование в  определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как  и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

 

 

  1. Социальная динамика и ее источники.

Все в мире находится в  постоянном движении, в том числе  и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения  этих различий движения социальной материи  в социологии и существуют такие  понятия как “социальная динамика”, ”социальные изменения”, ”социальное  развитие”, ”социальный прогресс”, ”социальный регресс” и т. д. Принципиально  важно с методологической точки  зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак, социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О. Конт — основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения  социального движения. Во-вторых, - как  смену состояний общественных явлений.

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"