Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа
1. Опишите концепции идеологии и коммуникации в работах основоположников и последователей марксизма ( К. Маркс, Л. Альтюссер, А Грамши).
2. Покажите актуальность подхода в современных российских условиях. Перечислите идеологические функции, найдите примеры идеологического воздействия СМИ на аудиторию.
Согласно Грамши, установление гегемонии есть не лобовое столкновение классовых сил, а "молекулярный процесс" - невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на "культурное ядро" общества, понимаемое как совокупность представлений о мире и человеке, добре и зле, прекрасном и отвратительном, это традиции и предрассудки, знания и опыт поколений. Пока ядро стабильно, в обществе имеется коллективная воля к сохранению существующего порядка. Подрыв культурного ядра является предпосылкой революции.
Говоря о "технологии"
гегемонии Грамши делает
Заметим, что гегемония и идеология, в интерпретации автора, являются взаимосвязанными и не тождественными феноменами. Гегемония в категориальном плане шире идеологии. Формы реализации гегемонии могут быть различными. Идеология непосредственно относится к области борьбы за власть, причем в более или менее явном виде. Поэтому идеология является неотъемлемой составляющей механизма осуществления гегемонии. Правящий класс обеспечивает гегемонию, используя не только идеологические, но и экономические, политические или культурные средства.
Грамши не разделял
интерпретации идеологии как
ложного сознания и выступал
против экономического
Важно подчеркнуть
такие характеристики
В контексте предмета
нашего анализа будем
В целом, опираясь
на идеи Грамши совокупность
материалов массовой
Средства массовой информации в идеологических процессах
Информация - это третье, после массы и энергии, измерение материи.
Поль Вирилио
Возникновение самой журналистики
как социального и
Чтобы не говорилось о противоречивости
самих процессов идеологизации,
деидеологизации, реидеологизации
и переидеологизации в обществе
ХХІ столетия, массовая информация
на практике всегда имела и будет
сохранять идеологическую компоненту.
Следовательно, идеологические процессы,
в свою очередь, также будут всегда
требовать информационного
Роль средств массовой информации в условиях современного политического развития
Место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой - СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль как политики (политиков), так и экономики. Обусловлено в определенной мере это тем обстоятельством, что сегодня журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает, как: 1) социальный институт; 2) система специальных теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества. В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт - это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. В соответствии с данным определением установим точки отсчета в интерпретации основных терминов, которые употребляются в данной теме, не претендуя на формализацию их сущности как политологических категорий:
- СМИ: совокупность средств распространения информации на массовые аудитории на каком-либо материальном носителе, разделяются на печатные, электронные и Интернет-СМИ;
- пресса: совокупность технических средств изготовления и распространения информации (СМИ), а также лиц и групп, участвующих в этой деятельности;
- печать: печатные СМИ: газеты, журналы, бюллетени;
- коммуникация: процесс передачи информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация разделяется на вербальную (речевую) и невербальную. Формы вербальной - язык, слово, невербальной - зрительная, коммуникация через мимику, жесты, движения и положения тела, тактильная коммуникация;
- социальная коммуникация (массовая): процесс распространения систематической информации с помощью технических средств на численно большие и рассредоточенные аудитории;
- массовая информация: печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие сообщения и материалы, публично распространяемые через СМИ;
- политическая коммуникация: специфический вид политических отношений, который регулирует производство и распространение в обществе различных идеологических парадигм.
Таким образом, в предельно
широком смысле слова термин «пресса»
может рассматриваться как
С учетом вышеизложенного, место и значение журналистики, СМИ в политических и идеологических процессах обусловлено следующими объективными и субъективными факторами.
Во-первых, сегодня уже
окончательно оформились две основные
тенденции социально-
Во-вторых, современные СМИ все более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. Прежде всего, это проявляется в целенаправленной стандартизации культуры средствами массовой информации, основанной на коммерциализации газет, журналов, радио, телевидения, Интернета. Суть этого явления в том, что СМИ диктуют художнику, писателю, композитору, музыканту, артисту «эталон» культурного творчества, который будет понятен и принят массовой аудиторией, то есть принесет быструю прибыль творцу и СМИ.
Таким образом, развивается процесс медиатизации культуры, который по сути дела игнорирует независимость и специфичность самого культурного производства. Достижением культуры начинают считать лишь тот продукт культурной деятельности, который назван таковым в СМИ. Условно говоря, не обязательно вовсе быть талантливым писателем, главное - находиться на хорошем счету в СМИ, быть замеченным журналистами. Можно утверждать, что медиатизация культуры ведет ко всей большей потере самой культурой своей автономии и исключительности (которые всегда выделяли ее из других видов человеческой деятельности), усиливает ее политизацию и идеологизацию. Причем медиатизация культуры - это даже не второе «пришествие» власти массовой культуры, а превращение ее в преимущественно телевизионную виртуальность, где главное состоит в борьбе за расширение реальной аудитории и рейтинг, то есть это фактически глобальный процесс культурной амнезии информационного общества, подвергающий большой опасности все сферы культурного производства.
Коммерциализация СМИ как основа медиатизации культуры ведет также к усилению манипулятивности в сфере культуры, повышению уровня ее конформности и политической беспринципности. СМИ стремительно превращаются для культуры в очки волшебника Изумрудного города, без которых невозможно увидеть окружающий мир определенным образом. Но, как утверждал всемирно известный Пьер Бурдье, условием политической борьбы в современном обществе как раз «является способность навязать другим свои принципы видения мира, «очки», через которые люди увидели бы мир разделенным на определенные категории».
Коммерциализация СМИ
предлагает современному обществу так
называемую культурную fast food, которая
больше напоминает «культурную жвачку»,
причем кем-то переваренную, высшим критерием
ценности которой является число
продаж (best-sellers). Проще говоря, медиатизация
культуры базируется на «рейтинговом
менталитете». Цифры продаж управляют
сегодня культурным производством,
которое ориентируется не на талант,
ум, честь, а на коммерческую и политическую
логику. Но культура, ориентированная
на рейтинговый менталитет, это не
более чем духовный аналог овцы Долли
- своеобразный итог клонирования медиатизации
культуры, деидеологизации и
В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. Это не только наносит ущерб имиджу науки как таковой, но и нивелирует ее результаты до уровня информационных сообщений. Вместе с тем следует понимать, что у этого процесса есть вполне объективная основа - «от брака науки и искусства родились средства массовой информации, и самое энергичное дитя - телевидение. Исследование процесса формирования общественного мнения показало поразительное сходство со структурой научного процесса. СМИ также превращают любую реальную проблему в модель, но делают это, в отличие от науки, не с целью познания, а с целью непосредственной манипуляции сознанием. Способность упрощать сложное явление, выявлять в нем или изобретать простые причинно-следственные связи в огромной степени определяет успех идеологической акции (выделено нами). Так, мощным средством науки был редукционизм - сведение объекта к максимально простой системе. Так же поступают СМИ».
Более того, как показывают
социологические и
Информация о работе Контрольная работа по "Социологии массовой коммуникации"