Контрольная работа по "Социологии массовой коммуникации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

1. Опишите концепции идеологии и коммуникации в работах основоположников и последователей марксизма ( К. Маркс, Л. Альтюссер, А Грамши).
2. Покажите актуальность подхода в современных российских условиях. Перечислите идеологические функции, найдите примеры идеологического воздействия СМИ на аудиторию.

Вложенные файлы: 1 файл

смк (5).docx

— 48.84 Кб (Скачать файл)

а) информационную, содержанием  которой является информирование о  социально-политической, экономической  и т.п. ситуации в стране и мире, характеристика и позиционирование в СМИ сложившихся отношений  власти, отношений между субъектами политических и, следовательно, идеологических процессов;

б) корреляционную, в содержание которой входят анализ, объяснение, комментирование и интерпретация  информации, прежде всего в интересах  официальной и легитимной власти, исходя из доминирующих политических и идеологических принципов и  норм; политическая социализация; координация  действий отдельных субъектов политического  процесса и достижение между ними компромиссов и согласия, на основе зафиксированных в СМИ их статусов (электоральных и социальных) и  идеологических приоритетов;

в) континуитивную, построенную  на распространении господствующей культуры и поддержке общности социальных ценностей и норм морали;

г) развлекательную, ориентированную  на поддержку средств релаксации, имеющих конечной политической целью - сглаживание социальных противоречий и ослабление социально-политической напряженности в обществе (использовуя СМИ как «клапан для выпускания пара»);

д) мобилизационную, суть которой  в организации и обеспечении  проведения кампаний политического  характера, в том числе с использованием таких форм политической коммуникации как агитация и пропаганда.

Здесь следует отметить, что в социологии пропаганда рассматривается  в контексте социальных движений и процессов. Американский социолог М.Чукас считает, что «современный пропагандист - это инженер-социолог, пытающийся построить модель определенного человеческого поведения, подобно тому как инженер-техник строит мосты, дороги, пароходы и другие технические сооружения». Иными словами, в первоначальном смысле термин «пропаганда» не несет в себе какой-то политической нагрузки позитивного или негативного характера. В переводе с латыни слово «пропаганда» означает «распространять», то есть суть этого понятия - «распространение каких-нибудь идей, знаний с целью идеологического и политического воздействия на общественное сознание». Однако в СМИ сегодня чаще всего употребляют это понятие исключительно с отрицательной нагрузкой - как синоним слов «ложь», «искажение», «манипулирование».

В данном случае, как случалось  уже не раз, благодаря подмене  содержания понятий в СМИ, то ли намерено, то ли по неграмотности журналистов, произошло одностороннее изменение  восприятия определенного термина  в обыденном языке и массовом сознании. Подобное произошло с понятием «идеология», термином «демагог», словами  «агитация», «контрпропаганда», «манипуляция»  и т.д. Например, в 1845 или 1846 году поэт Аполон Григорьев написал стихотворение, в котором есть такие строки:

Таким образом, пропаганда, прежде всего, является формой политической коммуникации, задача которой состоит  в том, чтобы распространять среди  аудитории СМИ определенную идеологию. Иными словами, можно рассматривать  пропаганду как активизированную идеологию. Но при этом следует помнить, что  пропаганда в отличие от идеологии  условно разделяется на три основных типа. Первый - «белая» пропаганда, при  которой источник информации хорошо известен, а сама информация в целом  релевантна по отношению к представленным в ней событиям и фактам. Второй тип - «серая» пропаганда, при которой источник информации однозначно не идентифицируется, а содержание информации требует проверки и критического восприятия. Наконец, «черная» пропаганда, которая скрывает источник информации, либо таковой вообще реально не существует, а информация содержит ложь, сфабрикованные факты, построена на подмене понятий. Для того, чтобы различить тип пропаганды в СМИ используется система десятиступенчатого анализа ее содержания, разработанная Г.С.Джоуэттом и В.О'Доннелом, которые под идеологией подразумевают комплекс убеждений, ценностей, форм поведения и установок. Поэтому, первая ступень анализа содержания пропаганды охватывает идеологию и цель пропагандистской кампании. Вторая ступень включает анализ контекста, в котором осуществляется пропагандистский процесс (время, основные события, доминирующие умонастроения и стереотипы). Третья ступень предполагает анализ источника пропагандистской информации. Четвертая ступень предполагает изучение структуры организации, осуществляющей пропаганду. Пятая ступень предусматривает анализ конкретной (целевой) аудитории, на которую ориентирована пропагандистская кампания в СМИ: массовая, элитная или институализированная аудитория. Шестая ступень - анализ механизмов и технических приемов использования СМИ в пропагандистской кампании. На седьмой ступени необходимо выявить и проанализировать специфические технические приемы, используемые для достижения максимального пропагандистского эффекта. Например, одним из таких приемов является «создание резонанса», которое предусматривает акцентирование пропаганды на чувства и эмоции массовой аудитории. Восьмая ступень охватывает детальный анализ реакции аудитории на используемые механизмы и приемы пропаганды. Девятая ступень - это анализ форм, методов и содержания контрпропаганды. Наконец, на последней ступени системного анализа поводится итог и дается оценка эффективности пропагандистской кампании и участия в ней СМИ.

Таким образом, вполне правомерным  и обоснованным является вывод о  том, что «сущность идеологических функций журналистики состоит в  том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в  формировании всех компонентов массового  сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации  общественного мнения». Не случайно в соответствии с характером и  структурой идеологических функций  находятся творческие формы деятельности в журналистике - публицистический, научный и художественный типы творчества, а также основные творческие методы: констатации (информационный), публицистики, эссеистский и метод деловой аналитики.

 


Информация о работе Контрольная работа по "Социологии массовой коммуникации"